Задом наперед

ЗАДОМ НАПЕРЕД

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ЗИМНИЙ ВАРИАНТ

ЗАДОМ НАПЕРЕД

ИЛИ ОПАСНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ

ТЕКСТ И ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН

Законопослушный европеец не станет подвергать сомнению инструкции заводов-изготовителей. Сказано держать в шине две атмосферы - будет проверять три раза в день. А уж установить ее стрелкой "против шерсти" - боже упаси! Иначе воспитан наш автолюбитель - привыкший все рекомендации подвергать сомнению, он всегда ждет подвоха. Касается ли дело покупки масла или эксплуатации шин - неважно.

Итак, вопрос первый: какое давление в шинах выгоднее при движении по льду? Одни говорят - лучше подкачать, другие - приспустить. Кто прав?

Заводы - изготовители шин и автомобилей рекомендуют придерживаться нормы, но, к сожалению, эксплуатация шин с меньшим давлением - не редкость. Тем более, что "минус пол-атмосферы" на глаз не определить. Поэтому мы решили остановиться именно на таком отклонении. Во-первых, давление может убывать постепенно и незаметно для водителя. А во-вторых, если специально снижать давление, то мало кто отважится спустить шины на большую величину.

Не будем касаться субъективной оценки - изменения в поведении автомобиля (за исключением плавности хода) для водителя средней руки при этом неощутимы. А то, что показали приборы, мы привели в табл. 1. Замеры проводились на автомобиле VAZ 2110 с тремя вариантами давления в шинах Бл-85: норма, увеличенное и уменьшенное.

Худшие разгон и торможение на льду объясняются снижением удельного давления: пятно контакта больше, а это ведет к ухудшению сцепления. Тормозной путь на рыхлом снегу сократился в первом случае из-за увеличения удельного давления и продавливания снега шинами до асфальта, во втором - "расплющенная" шина нагребает перед собой больший снежный валик.

РЕЗЮМЕ

Уменьшение давления в шине ухудшает поведение автомобиля на льду, увеличивает тормозной путь и время разгона. К тому же длительная езда на приспущенных шинах вызывает преждевременное разрушение каркаса.

Увеличивать давление тоже не стоит, так как ухудшается курсовая устойчивость автомобиля. Он преждевременно "поскальзывается" в повороте (шина становится более жесткой, уменьшается ее увод, раньше наступает срыв в боковое скольжение). Так что давление лучше держать в норме.

Второго вопроса - о влиянии направленного рисунка протектора - мы уже касались в № 9 за 1997 год. В частности, поясним, есть ли разница в установке шин "по стрелке" или "против" при движении по мокрой дороге. Сегодня поговорим о поведении "классики" и "Самары" на снегу.

Для работы мы выбрали зимние нешипованные шины "Гудьир UG5" с ярко выраженным направлением рисунка.

Прежде всего, о впечатлениях, так как, на наш взгляд, поведение автомобилей на снегу и льду заметно меняется в зависимости от направления рисунка шин. Итак, сначала ездим "по стрелке", а затем "против".

С шинами, установленными наоборот, ухудшилась комфортабельность, возрос шум, будто на мелких неровностях шины стали более жесткими.

При троганье и разгоне грань буксования поймать очень сложно: шины резко срываются в пробуксовку. На "классике" по сравнению с передним приводом положение ухудшается еще и тем, что машина при разгоне "пританцовывает" и все время требует подруливания. Ситуация обостряется до очень неприятной, если под колесами сырой рыхлый снег и вода, так как самоочищения протектора не происходит. При торможении очень резок срыв колес в блокировку, плохо ощущается ее начало.

Хуже стала и проходимость шин в глубоком снегу. Они норовят провернуться гораздо раньше, а при пробуксовке совсем "не гребут". Особенно ярко это выражается на "классике" - ощутимо возросшее сопротивление качению передних колес и ухудшенные сцепные свойства задних (отсутствие эффекта самоочистки протектора, забивание его снегом) приводят к тому, что шина ведет себя не лучше Бл-85. Единственное утешение - в любой ситуации можно без проблем выехать задним ходом. К тому же в рыхлом снегу очень эффективно торможение на "юз", но многим ли это нужно? (См. табл. 2.)

РЕЗЮМЕ

У зимней шины (как, впрочем, и у любой другой) рисунок протектора подбирается для наилучшего разгона и торможения, управляемости и устойчивости, комфортабельности и экономичности, проходимости и износостойкости. Для шин с направленным рисунком весь комплекс свойств отрабатывается, естественно, "в нужном направлении". Поэтому при "перевороте" шины в лучшем случае повышается один из показателей при одновременном снижении остальных. И означает это лишь то, что следует придерживаться (опять-таки!) рекомендаций завода-изготовителя.

Подпишитесь на «За рулем» в