В четыре руки

В ЧЕТЫРЕ РУКИ

ТЕХНИКА

/ТЕСТ «СМОТРИНЫ»

В ЧЕТЫРЕ РУКИ

МЫ С ПРИЯТЕЛЕМ ВДВОЕМ ПОЕХАЛИ НА ДИЗЕЛЕ...

ТЕКСТ / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ,

АНТОН ЧУЙКИН

ФОТО / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ

В народном хозяйстве страны Советов за дизелизацию взялись в начале 80-х. В хозяйстве «За рулем» сия кампания успешно начата в 2000-м. С ее плодами — дизельными универсалами ВАЗ и ГАЗ — читатели уже знакомы, правда, с каждым по отдельности (ЗР, 2000, № 7, 9, 11, 12). Пришла пора свести их вместе... Куда бы отправиться парочке любителей солярки? Конечно, домой, на берега Волги: в Тольятти, Нижний и, пожалуй, в Заволжье, где моторный завод вот-вот разродится собственным легковым дизелем.

КАЖДЫЙ КУЛИК СВОЕ БОЛОТО...

Нет, друзья мои, что ни говорите, а лучшей учебно-тренировочной машины, чем дизельная «четверка», не найдешь. Тому, кто ездить едва умеет, простит все ошибки, опытному бойцу закалит характер, отучив бездумно давить педаль, напомнит о необходимости просчитывать ходы — свои и соседей по трассе. Когда «лошадок» мало — берешь не мощью, а расчетом. Опыт, накопленный в сибирском путешествии: смотри дальше, тормози пореже, поспешай не торопясь. А тем, кто, кичась «табуном» под капотом, «свистит» мимо, мы помашем рукой, без остановки минуя очередную АЗС.

Итак, возглавляем дизельную колонну, быстро перебираем передачи до пятой, выходим на крейсерскую... эй, на «барже», не отстали? Не надо подталкивать нас бампером — вот сейчас спустимся спокойно с холма и того... обгоним все это грузовое стадо!

* * * 

Какой такой нехороший человек обозвал «Волгу» «баржой»? Никакая она не «баржа», скорее, авианосец — огромный, неповоротливый и... быстроходный. А главное, не слишком приспособленный к плаванию по малым рекам... извиняюсь — московским переулкам. Нам бы на «простор речной волны» — на загородную трассу.

Демонстрация мускулов, однако, откладывается. Известный принцип построения колонны: слабого — вперед. И вместо того, чтобы гордо рассекать свежий морозный воздух, приходится дышать синевато-бурым дымком, порции которого «слабый» испускает в потугах победить очередную фуру. А если впереди вместо полудохлого МАЗа окажется ретивая «Скания»?

СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

«Волга» с дизелем «Штайр» у проходной ВАЗа?! — отдел дизельных двигателей опустел, кажется, раньше, чем упала телефонная трубка. Местные дизелисты поспешили нырнуть в моторный отсек нижегородского универсала. Десять лет назад в Тольятти отказались от австрийского мотора: всем хорош, и тих, и силен, и чист, и не прожорлив... но, цитируем заключение, «абсолютно нетехнологичен». Тем интереснее оценить теперь ГАЗ-560.

Двигатель понравился вазовцам безоговорочно: больше «Волге» не надо, меньше не хочется. Возможности дизеля и шасси счастливо совпали. Хорошо, что кто-то решил освоить весьма сложную конструкцию... и за этим можно наблюдать со стороны. А вообще — пусть будет больше разных дизелей: глядишь, у кого-то получится и хороший.

ВАЗ оказался в непривычной для него роли — надо догонять соседей. Машина, способная оспаривать у дизельной «Волги» место сильного в колонне, появится только в этом году — 1,8-литровая модель 21048. Однако это лишь развитие нынешнего мотора — атмосферного, вихрекамерного, двухклапанного. Передовой дизель будет, дай бог, через несколько лет — в Тольятти как раз идут переговоры с... австрийцами! В партнеры ВАЗа и «Барнаултрансмаша» метит фирма AVL (подробнее — см. с. 96).

ТЫ — МНЕ, Я — ТЕБЕ

Хмарь, слякоть, мокрый снег, холодный ветер. Сегодня мы не только поменялись машинами, сегодня я еще и фотограф. Вообще-то считается, что человек с камерой — первый враг испытателя, но, очутившись на время в шкуре фотокорреспондента, понимаешь, что на самом деле все наоборот: эти мастера руля и педалей движутся, как сонные мухи, долго не понимают, что надо делать, и в довершение умудряются одновременно со щелчком затвора выпустить в окошко струю сигаретного дыма. А ты скачешь целый день, как обезьяна, мокрый, замерзший и, главное, без обеда. И после всего надо еще садиться за руль и не куда-нибудь, а в малахольную «сорок пятую».

Торопиться уже некуда — еду, отогреваюсь, отдыхаю... Иногда нащупываю рычаг коробки: проверить, какую же передачу в последний раз воткнул. Дорога местная, воскресная, а оттого почти пустая — обгонять некого. На спидометре всего девяносто, так больше и не надо. Часом раньше, часом позже — все равно приедем в город. А там, в потоке — совсем хорошо: занял правый ряд, пристроился за путеводной «Газелью» и пили себе от светофора к светофору. И ничто так не выбивает усталого человека из колеи, как некий псих на белой «Волге„-универсал, который все порывается обогнать. И куда, интересно, спешит? Я-то сегодня понял, что, когда ехать жуть как не хочется, но очень надо, лучше „сорок пятой“ машины не найти. Она, как дрессированный ослик, неторопливо, но надежно доставит поклажу (и водителя в том числе) по адресу.

* * * 

Ну почему из «четверки» несется что-нибудь оскорбительное в адрес «Волги» (неважно, кто за рулем)? Комплексы, комплексы...

Пока наш «фотохудожник по совместительству» прицеливается ножкой штатива себе в ботинок, я осваиваюсь в неподвижной пока «барже». Ладно, раз договорились — минимум внимания самому автомобилю, максимум — дизелю, тогда сразу и запустим «австрияка»! Непривычно быстро гаснет сигнализатор свечей, и вот салон наполняется ровным рокотом.

Как сверчок «поет» лапками, так и водитель дизельной «Волги» может свистнуть правой ногой — на нажатие газ-педали бодро откликается из-под капота турбина.

Пристроившись за «четверкой», пытаюсь в привычном ритме перебрать передачи и... на разгоне отстаю! Долго уговаривал включиться вторую. Да и совсем «внизу» мотор не по-дизельному вяловат. Перехожу на пятую уже на 60 км/ч — нет, поторопился. А если вспомнить нашу «Волгу„-седан с „406-м“ и покрутить двигатель? Так-то лучше — стрелка спидометра послушно следует за педалью, незаметно дойдя до 120.

А вот и поросячий хвостик выхлопной трубы вазовского универсала... чертовски медлительного, если наблюдать из-за «волговской» баранки. Там, где расчетливо выходит на обгон «четверка», почти всегда успевает и «Волга». Начиная разгоняться где-то с 80–90 км/ч на высшей передаче, рискуешь разом опередить и грузовик, и приятеля на дизеле — столь энергично ГАЗ-560 набирает обороты. На затяжном подъеме экзаменую «дутый» двигатель: из принципа не переключусь! Напрягся, дружок? Но даже в таком хитроумном моторе сохранился несгибаемый характер, за который и любят дизели: не теряя тяги, он медленно, но уверенно разгоняется «с набором высоты». А так можешь? А теперь раскрутишься? Ну, вот, доехали до ужина, а я еще толком не наигрался...

VAZ 21045 не оставляет у водителя никаких сомнений в типе мотора. В отличие от него, «шестисотая» «Волга» вполне может притворяться бензиновой... ежели не слышать «молотьбы на холостых».

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

Бодро тарахтя (по выражению дизельных спецов ВАЗа — издавая звук рабочего процесса), универсалы вкатываются в ворота очередного завода. «Волга» приехала домой, «сорок пятая» — в гости. Капот открыт, под него опускаются заинтересованные и просто любопытные головы. «Четверка» пускается в путь под управлением местного дизелиста. Движение по большому заводу сродни езде по городу, а это как раз стихия барнаульско-тольяттинского дизеля. Постаравшись, он заработал похвалу за низкий уровень шума и сравнение... с бензиновым мотором «копейки». Аналогий с ГАЗ-560 не проводили, следуя принципу: хвали свое, не ругая чужого.

А похвалиться нашли чем: решено выпускать четырехцилиндровые дизели только с промежуточным охладителем воздуха. Такой мотор мощнее, у него выше крутящий момент и лучше тяга на низких оборотах. Есть уже машины, выполняющие Евро II, к дизелю адаптировали коробку-"автомат"... Взявшись за производство "Штайра", ГАЗ отступать не собирается. Ведь производителю мало- и среднетоннажных грузовиков не иметь в программе дизельный мотор просто неприлично.

ГДЕ ЖИДКО, ТАМ И ЛЬЕТСЯ

Описывая путешествие на отечественных автомобилях, как обойтись без перечня поломок? На этот раз он на удивление краток. Оба мотора повадились «впитывать» технические жидкости. ВАЗу смолоду полюбилось моторное масло, ГАЗу в последнее время — охлаждающая жидкость. У первого недуг принял хроническую форму, у второго — острую. Причем кризис «тосольной болезни» настиг нижегородский дизель дома: «Волга» сделала на полу родного завода щенячью лужицу. Органолептический анализ жидкости (обмакнуть пальчик и осторожно лизнуть) развеял все сомнения — это беглый «Тосол». Самостоятельные поиски места утечки (даже не представлял, что ГАЗ-"Штайр" такой скрытный — ничего не видать, все на ощупь) результата не дали. Лишь срочно созванный консилиум местных дизельных "светил" постановил — помпа! К утру узел заменили, а главным виновником признали уплотнение водяного насоса.

Конечно, злобный сальник показал свои патологические наклонности очень вовремя — где еще ремонтировать редкий мотор, как не на родном заводе. А случись поломка в Москве? Как это ни удивительно для нас, «заморского» дизеля на столичной станции не боятся, берутся его обслуживать и по мелочи ремонтировать. А в серьезном случае грозятся доставить нужную «железку» довольно быстро.

«Четверке» тяжелее — ближайшая (и пока, очевидно, единственная) станция сервиса расположена в 1000 км от редакции — в Тольятти, где машину делают и продают. Впрочем, найти лекаря для столь простого мотора несложно и вне фирменной сети.

Визит к изготовителю был, скорее, профилактическим. Но не напрасным — там подрегулировали ТНВД, добившись винтом подачи топлива довольно резвой, но бездымной езды. Слабая, но одновременно сильная сторона механического ТНВД: параметры могут «уйти» из-за износа или низкого качества топлива, но и вернуть их не слишком сложно. Самые общие рекомендации: дизель не должен неустойчиво работать на минимальных оборотах, при сбросе газа — глохнуть, а при равномерном движении, когда педаль нажата не «в пол», — заметно дымить (отклик на резкий и полный газ — см. фото на с. 26).

Некоторое беспокойство вызывал расход масла, непривычно большой в сравнении с бензиновыми моторами ВАЗ: в среднем 300 г на 1000 км пробега. Вскрыв «кастрюлю», обнаружили, как всегда, изрядно замасленные корпус и фильтрующий элемент. Увы, заимствованные ради унификации и удешевления бензинового аналога, они не пара дизелю. Проблему, очевидно, решит большой фильтр от современных впрысковых моделей, который появится на следующих модификациях мотора. А пока приходится чаще заменять элемент — примерно раз в 5 тыс. км.

Впрочем, дело, похоже, не только в вентиляции картера. На ВАЗе готовят испытания иных поршневых колец... а мы тем временем привыкаем покупать масло в запас. И следить, чтобы его расход не превысил установленной величины — 0,5 % от расхода топлива.

ТРЕТЬИМ БУДЕШЬ?

Заволжский моторный завод — последняя перед Москвой остановка на нашем маршруте — находится, как принято говорить, в интересном положении. Местный дизель (ЗР, 1998, № 9) вот-вот появится на свет как товар. И как конкурент ГАЗ-560: характеристики моторов на удивление схожи, да и место им под капотами одних и тех же автомобилей.

Сама «Волга» заволжцев не заинтересовала: эка невидаль! Вазовская «четверка» вызвала некоторый интерес... но скорее академический. Краткое резюме: этот бы мотор — да на «Оку»! 

А вот мы с удовольствием пересели из привычных универсалов на редкую заповедную живность — «Баргузин», оснащенный дизелем ЗМЗ-514. Несмотря на «шапочность» знакомства, рискнем предположить, что компания русских дизелей вскоре станет по-русски полноценной: третий — будет!

ЕСЛИ К «ШТАЙРУ» ПРИДЕЛАТЬ...

Ждете — сейчас мы подытожим, чей дизель лучше? Нет — они слишком разные для прямого сравнения: один дешевый, другой современный... Лучше предложим свой рецепт универсального дизеля (или дизельного универсала) из того, что оказалось под рукой: VAZ 21045 и GAZ 310221–600.

Берем современный, мощный и высокооборотный дизель — вполне подойдет ГАЗ-560. Укладываем его на суровую российскую действительность и отбиваем колотушкой вазовской приземленности. Мотор в результате должен стать попроще (и в изготовлении, и в ремонте), но при этом главное — не переборщить: фирменная топливная аппаратура не должна пострадать, стоит сохранить в разумных пределах и не менее фирменную электронику. Без этого двигатель станет слишком пресным и наверняка быстро испортится. Кладем полученную массу на сковородку современного производства, густо посыпаем добротными материалами и комплектующими, запекаем при температуре высокого качества. Полученный мотор украсит четкая и надежная коробка из Тольятти. Не помешает и «волговский» гидроусилитель. Однако его предварительно стоит приправить перцем обратной связи — для остроты. Полученное блюдо выкладываем в подходящий кузов, подаем на гарнир развитую и доступную сервисную сеть. Из напитков лучше всего подойдет неразбавленное отечественное дизельное топливо и недорогое, но хорошее масло. И, наконец, главное: цена на фирменное дизельное блюдо не должна выпадать из бензинового меню больше чем на 10–15%.

Приятного аппетита!

«Волга» — корабль, пусть и сухопутный. А корабль

(если он не пароход), должен быть дизельным.

«Жигули» с дизелем — рабочая машина, пусть и «малахольная». А машина (если она не корабль) должна быть не только дизельной, но и доступной.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии