Стретч в униформе

СТРЕТЧ В УНИФОРМЕ

ТЕХНИКА

/НАШЕ ЗНАКОМСТВО

СТРЕТЧ В УНИФОРМЕ

ДЛИННАЯ "ДЕСЯТКА" -

ПРЕКРАСНАЯ БАЗА

ДЛЯ ГЛУБОКОГО ТЮНИНГА

И СПЕЦИАЛЬНЫХ

МОДИФИКАЦИЙ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ МИШИН, АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВ

ФОТО / СЕРГЕЙ МИШИН

Такси на базе VAZ 21108 было впервые представлено на Лейпцигской выставке в апреле 2000 года. Интерес к нему проявили небогатые страны - Турция и Греция: подписан протокол о намерениях закупить две-три тысячи таких машин. Мы решили посмотреть, на чем будут раскатывать потомки афинян и троянцев, и взяли для ознакомления ярко-желтый автомобиль с клетчатым фонарем на крыше.

Салон такси должен быть подешевле (значит, попроще), отделка - более гигиеничной, моющейся. Поэтому двери и сиденья обтянуты искусственной кожей - такие легче содержать в чистоте. На порогах в тех местах, о которые запинаются нетрезвые пассажиры (а кто еще заказывает шефа?), - тонкий защитный пластик. Под ним краска не сотрется, вид будет опрятней.

Есть положенное для такси спецоборудование: радиостанция (какое же нынче такси без связи!) и современный таксометр - портативный бортовой компьютер с мини-кассой, выдающей чек. В общем, хоть сейчас на линию! Однако, на какую?

Думается, для российских таксопарков такая машина будет дороговата (с двигателем 2111 - от 210 тыс. рублей), но не для Европы. Жаркие Турция и Греция наверняка запросят машины с кондиционерами. "СуперАвто" их уже устанавливает по заказу (изделие тольяттинской фирмы "Фрост"), а в этом году на заводском конвейере "обкатывается" монтаж американских кондиционеров "Фриджет".

И еще. Для такси, особенно экспортного, явно не хватает дизельного мотора. В Западной Европе подавляющая часть таких машин ездит на дизтопливе. Если этот вариант появится, им, возможно, заинтересуются и в других странах.

БРОНЕВИК БЕЗ БАШНИ

Дочерняя фирма АвтоВАЗа (правильнее сказать, ПСА - производство специальных автомобилей) "БРОНТО" занимается бронированием вазовских машин не первый год. Однако до сих пор в броню одевали только инкассаторскую "Ниву". Теперь ее примерили и на "десятку".

Заканчивается сертификация и начинается штучное производство бронированных модификаций VAZ 21103 и удлиненного "Премьера" 21108, выпускаемого фирмой "СуперАвто". У них и индексы собственные - 211032 и 211082, с шестой цифрой "2", как у броневика "Форс" (212182). Любопытно, что заводским бронированием занимаются лишь немногие производители (в их числе "Мерседес", "Ауди" и ЗИЛ).

Кузов готовят к бронированию еще "черным" (так его называют на заводе, пока он еще не обработан). На этом этапе подваривают усилители, дополнительные кронштейны и закладные элементы. Затем кузов по общему конвейеру проходит фосфатирование, катафорез, грунтование и окраску. После сборки в "СуперАвто" машина попадает в цех "БРОНТО". Здесь снимают стекла, обивку салона и дверей.

Салон защищают полностью - потолок и щит передка - панелями из кевлара; пол - смешанно (на плоских участках бронелист, на изгибах кевлар); боковины, двери и все остальное - листовой броней. Листы крепят в основном болтами. Сварки минимум, да и ту ведут очень аккуратно, чтобы не нарушать коррозионной стойкости кузова. Многослойные бронированные стекла объединения "Магистраль" из Гусь-Хрустального - особенная гордость бронтовцев. По их словам, это единственный надежный производитель бронестекла: здесь по оригинальной технологии выпускают прочную и легкую "прозрачную броню". В передних дверях стекла опускные, в задних неподвижные. По опыту эксплуатации инкассаторских "нив" все автомобили оснащают кондиционером.

Внешность бронированной машины, как и положено, почти неотличима от обычной. Даже ширина растра (полосок черной краски по периметру, стекол, закрывающих место их вклейки в кузов) ветрового и заднего окон такая же, как на "десятках" с конвейера. Выдать могут только цельные стекла задних дверей - у обычной "сто восьмой" они с небольшой вертикальной стойкой, отделяющей опускное стекло. Кроме того, даже пустая машина сидит чуть ниже обычной.

Бронированная дверь открывается на удивление легко и закрывается приятно - будто сама захлопывается под собственным весом. Особенностей броневика больше в салоне, чем в его внешности. Широкие средние стойки, накладки, перекрывающие задние треугольные стекла, - все это укутано серой ворсовой тканью и выглядит уютно. А главное - чувствуешь себя защищенным. Но от какого оружия? Ведь класс бронирования машины соответствует защите только от пистолетного выстрела... Мои сомнения развеял заместитель директора "БРОНТО" Евгений Рыжих: "Во-первых, бронирование - это всегда компромисс между эффективностью защиты и увеличением массы автомобиля; во-вторых, даже при обстреле из автомата пассажиров такой машины не убьешь - пуля-то, проходя через бронелист, теряет значительную часть энергии, так что в худшем случае ранит; в-третьих, мы можем по заказу защитить заднюю часть салона и от автоматной очереди".

Единственное, что вызвало у меня досаду - работа стеклоподъемников в передних дверях. На опускание стекла (ход чуть больше 15 см, всего лишь половина проема) уходит целая минута, а на подъем - полторы! Все это время приходится держать палец на клавише. В памяти всплывают уроки военной подготовки: скорострельность автомата Калашникова - 900 выстрелов в минуту!

Если ехать на броневике степенно, с чувством собственного достоинства (а машина к этому располагает), то в ее поведении почти не обнаруживается особенностей. Заметно чуть более натужное троганье с места, несколько затянутый разгон, да и торможение дается с легким напряжением - требуется повышенное усилие на педали, как для сильно нагруженной машины. Катится броневик отлично, плавность хода отменная. Мелкие стыки, выбоинки в асфальте автомобиль не замечает - тяжелый кузов просто не успевает среагировать. Видимо, подвеске здорово достается (она оставлена без изменений), и, скорее всего, это скажется на ее долговечности.

После того как мы покатались по тесной площадке, возникло еще одно удивительное наблюдение. Руль этой машины (без усилителя!) вовсе не кажется тяжелым при парковке и маневрировании на очень маленькой скорости. Думаю, это объясняется измененной развесовкой: доля нагрузки на задние колеса здесь больше, чем на передние. Пожалуй, стоит сказать и о шумах - вернее, об их отсутствии - обвешанный броней кузов бережет и уши своих пассажиров.

Цена такой машины - от 600 тыс. рублей. По сравнению с импортными броневиками - просто даром.

Подпишитесь на «За рулем» в