"ока" - дороже "десятки"?!

"ОКА" - ДОРОЖЕ "ДЕСЯТКИ"?!

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/МАТЕМАТИКА НА КОЛЕСАХ

"ОКА" - ДОРОЖЕ "ДЕСЯТКИ"?!

ДА, ЕСЛИ СООТНЕСТИ ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ С ЦЕНАМИ НА НОВЫЕ АВТОМОБИЛИ

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

Когда и сколько тратит автолюбитель? Основные статьи расходов известны: на бензин, на обслуживание и ремонт (здесь же - подготовка новой машины к эксплуатации), наконец, "на старость" - каждый год автомобиль теряет в стоимости (учтем разницу между ценами покупки и продажи!).

Конечно, расходы заметно меняются в зависимости от марки машины. Мы возьмем самые распространенные. Три модели ВАЗ: "пятерка" в стандартной комплектации, "девятка" с карбюраторным полуторалитровым двигателем и "десятка" с впрысковым мотором VAZ 2111. В придачу к ним - самую маленькую - "Оку" и ее "антипод" - GAZ 3110 с мотором ЗМЗ-406. Замыкает нашу шеренгу московский "Святогор" с уфимским сердцем в груди.

На прокорм. Все машины - обыкновенные городские жители: на работу выезжают ежедневно, страдая от зимней соли и палящего солнца; изредка покидают границы мегаполиса. Каждый год на одометрах прибавляется по 20 тыс. км. Средний расход топлива известен, бензин автомобили потребляют одинаковый, АИ-91...93, так что траты подсчитать несложно (табл. 1). Сразу оговоримся - все расчеты ведем в долларах, так проще и нагляднее (на момент подготовки статьи 1$ = 28 рублей). Цены на обслуживание, топливо, запчасти заморозим на все время эксплуатации и приравняем к сегодняшним.

На здоровье. Обслуживание автомобили проходят на станциях сервиса точно в срок, там же и ремонтируются. Самостоятельно владельцы выполняют только незначительные операции (поменять лампочку, смазать замки, долить масло).

Взяв за основу собственный опыт, материалы рубрики "Опыт эксплуатации", статистику, предоставленную нашими техцентрами и некоторыми московскими СТО, мы выявили типичные неисправности каждой модели и определили, с какой периодичностью они возникают и сколько стоит их устранение. Ниже мы упомянем лишь некоторые, а в расчеты, безусловно, включаем все (рис. 1). Цены на регулярное обслуживание и необходимые запчасти (оригинальные или близкие по цене и качеству) берем средние по Москве. В предписанных ТО мы изменили периодичность некоторых операций, исключили одни работы, добавили другие (ЗР, 2000, № 9). Кузовной ремонт в расчет не брали - пусть машины едут по жизни без аварий.

На старость. Из года в год, увы, автомобиль дешевеет. Обработав тысячи предложений о продаже и покупке автомобилей разных лет выпуска, мы получили данные о падении цен (рис. 2). Недостающие сведения для новой "Волги" (модель 3110 выпускается с 1997 года) рассчитали по аналогу GAZ 31029/">GAZ 31029, а для VAZ 21102 - по "Самаре".

Давайте теперь пройдемся вместе с нашими моделями по графику, где представлены затраты на ремонт и текущее обслуживание в течение каждых 20 тыс. км, а также суммарные (см. рис. 1). Жизненный путь ограничим шестью годами и 120 тысячами километров. Дальше гонять машину неинтересно, а считать, по большому счету, бессмысленно. Грядут кузовные работы - сложно точно оценить их объем и стоимость в различных регионах. Если же их исключить, то по "накатанной" схеме довольно просто предположить и рассчитать будущее каждого автомобиля. Ну-с, а пока он у нас совсем новенький...

Готовим к эксплуатации. Сначала защитим машину от коррозии и злоумышленников, поставим на учет. К антикору прибегают обычно все, даже те, кто намеревается продать машину через два-три года.

На сигнализации значительно экономят хозяева "Святогора" и "Оки". Для защиты им достаточно механического устройства - клюки на руль или что-нибудь вроде "Бульдога" не дороже 25 долларов. Владельцы переднеприводных ВАЗов платят две сотни за добротную сигнализацию и дополнительную противоугонку, например, замок на капот, а собственники "Жигулей" и "Волги" выбирают недорогую "кричалку" за сто с небольшим у. е., включая установку.

Как иногда плохо быть сильным! Каждая "лошадка" у ЗМЗ-406 стоит 10 рублей, в то время как с остальных моторов берут по 3 целковых за силу. Нетрудно прикинуть, насколько больше других ежегодно будет раскошеливаться "волгарь".

Подготовка завершена - первые деньги (не считая потраченных на сам автомобиль) вложены. Наверно, понятно, почему недавно приобретенные, пусть даже пробежавшие несколько тысяч, автомобили стоят часто дороже "нулевых". По затратам машины пока расположились в соответствии с начальной стоимостью: впереди самые дорогие.

Год первый, до 20 тысяч. Предпродажная подготовка и протяжка (учтенные в подготовке к эксплуатации) сделаны на совесть, и все избранники без лишних финансовых вливаний добираются до ТО-1 между 2 и 3 тысячами. На автомобили еще действует заводская гарантия, поэтому затрат на ремонт не предвидится весь этот год.

За первое ТО меньше всех возьмут с хозяина "Оки" - 40 долларов вместе с канистрой моторного масла и фильтром. За "Святогор" попросят на пять "зеленых" больше - ему заменят смазку и в коробке. Обслуживание всех моделей ВАЗ, включая расходные материалы, обойдется в 55 долларов, "Волги" - 62. Что удивляет, на большинстве станций стоимость ТО-1 для морально устаревшего ЗМЗ-402 и для впрыскового шестнадцатиклапанного "406-го", требующего к себе куда меньшего внимания, - одинакова.

В дальнейшем "Жигули" и "Москвич" будут планово заезжать на сервис каждые 10 тысяч, переднеприводные ВАЗы в полтора раза реже. Чаще всего на подъемнике встретите "Волгу" - шприцевать подвеску придется раз в 5 тысяч. Но "баржа" сэкономит значительную сумму благодаря впрысковому мотору. Топливный и воздушный фильтры меняются реже, чем у других машин с карбюраторными двигателями, гидротолкатели в приводе клапанов и электронная система управления освободят от регулировок. Поэтому среди частых посетителей "Волга" на плановое обслуживание тратит меньше остальных. Дороже всех обходится ТО хозяину "Жигулей"; "Святогор" занимает место в серединке из-за меньшего количества операций и более дешевого обслуживания. В тройке лидеров по наименьшим затратам на первом месте "десятка" - как и "Волгу", ее здорово выручает впрысковый мотор. "Ока" оказалась экономней "Самары" - почти вдвое меньшие заправочные объемы двигателя и трансмиссии дают преимущество.

Год второй, от 21 до 40 тысяч. Гарантия кончилась, машины повзрослели, поэтому хозяевам надо готовиться к большим расходам. Учтем плановые затраты на ТО и перейдем к неисправностям.

Посмотрим, как следующие 20 тыс. км выглядят на графике (рис. 1). Практически безболезненно переживут их переднеприводные ВАЗы. Заводской брак или огрехи сборки вылезли бы на первых двадцати тысячах, а неисправности на следующем отрезке скорее случайность, чем закономерность. Если бы не солидные затраты на плановое обслуживание, "Волга" заняла третье место. А так вперед вырвалась "Ока", поменявшая диск сцепления, но выложившая за ТО в два раза меньше. Двоих отстающих, "Жигули" и "Святогора", уже начинают мучить родовые болезни. У первого в этом виновата в первую очередь архаичная конструкция, а у второго - низкое качество комплектующих. У обоих появятся стуки в подвесках - требуются новые шаровые опоры; к тому же "классика" выпросит еще и свежие сайлент-блоки, а столичное дитя - телескопические стойки и задние амортизаторы. Кроме того, у "Святогора" потекут главный и задние тормозные цилиндры.

Год третий, от 41 до 60 тысяч. Все автомобили обули новые шины. Спортивным басом заговорили моторы - выпускная система честно отслужила свой срок. Помимо колодок и ремней генератора, докучает электрика: стартеру пора на профилактику, да реле регулятора напряжения стало лениться.

Этим список неисправностей для "Самары" заканчивается, и она завоевывает первое место на этапе. "Десятка", которая часто выигрывала у своей родственницы благодаря электронной системе управления, на ней же и погорела: на третьем году жизни двигатель VAZ 2111 попросился на диагностику, надолго включив лампочку "Check engine". "Жигули" по затратам на ремонт и запчасти заняли третье место. Только не думайте, что "пятерка" не доставит хлопот, просто остальные машины попросят еще больше. На "Оке" придется заменить наружные ШРУСы и тормозные диски. Обновивший недавно подвеску "Святогор" потребует инвестиций в трансмиссию - на новое сцепление и наружные шарниры приводов. По "Волге" работ не много, но "баржу" тянет ко дну высокая стоимость запчастей.

Год четвертый, от 61 до 80 тысяч. Для всех наших подопечных наступает время капитальных вложений. За исключением, пожалуй, "Святогора". Деньги из кошелька владельца он вытягивает большие, но равномерно. У остальных реанимации требует подвеска, тормозная система, трансмиссия. После обновления "Жигули" и "Волга" какое-то время будут выпрашивать меньше денег, а аппетит "Оки" будет расти день ото дня. Кстати, на этом этапе уже есть смысл задуматься: не пора ли менять машину? Если, конечно, позволяют доходы...

Год пятый, от 81 до 100 тысяч. Наиболее дорогим приобретением для всех станет комплект новой резины, на сей раз с дисками. "Оку" опять лихорадит: помимо очередных проблем с тормозами и трансмиссией, ей грозит переборка двигателя. Вазовские переднеприводники накануне пережили серьезное обновление и на этом этапе их запросы намного скромнее: нужно менять рулевые наконечники, главный тормозной цилиндр и диски. У "Жигулей" серьезного внимания потребует гидравлика, подшипники ступицы и рулевая трапеция. У "Святогора" предсказуемо "накрылись" сцепление и ШРУСы. Странная закономерность: у немолодых богатырей ежегодно меняется список неисправностей, а объем работ, стоимость ремонта и запчастей примерно одинаковая. Для "Волги", не считая колес, придется покупать тормозные суппорты и полуоси, способные вывести из финансового равновесия даже состоятельных владельцев.

Год шестой, от 101 до 120 тысяч. Этот отрезок - кратковременное затишье перед бурей. Затраты на ремонт немного уменьшились из-за недавнего омоложения основных систем, но в дальнейшем вкладывать в автомобиль придется больше и чаще прежнего. Не за горами крупный ремонт двигателя, коробки; неисправности остальных узлов будут повторяться с той же частотой, что и на первой сотне тысяч километров.

Итоги. Оценим суммарные затраты - на ремонт, обслуживание и бензин, падение цен - и сопоставим их с ценой нового автомобиля (рис. 2). Дешевле всех обойдется потенциальному хозяину маленькая "Ока". Однако сравните общие затраты с начальной стоимостью нового автомобиля (то есть, косвенно, с доходами владельца!). Если бы малышка эти шесть лет не ездила, а ее владелец копил деньги, то у нее могло появиться две с половиной сестренки-близняшки. Это же касается "Жигулей" и "Волги", кстати, они занимают последние места: вазовская "классика", в первую очередь, много брала на ремонт и бензин, а "баржа" в придачу очень быстро дешевела. Объяснением служит низкое качество, которое завод компенсирует невысокой по сравнению с габаритными размерами ценой. "Святогор" опередил "Жигули" только из-за меньших начальных затрат (он сэкономил на сигнализации). По той же причине "девятка" оказалась в эксплуатации чуть дороже богатыря плюс к этому ежегодно теряла больше в цене. Но торжество "Святогора" будет длиться недолго - кузов уже украшен ржавой бахромой. "Десятка" завоевывает второе место в абсолютном зачете и оказывается самой дешевой относительно своей стоимости. За то и деньги плачены.

Итак, купить машину намного дешевле, чем ездить на ней... Впечатляет, не правда ли? Чтобы сильно не расстраиваться, можете подсчитать расходы на меньшем отрезке - у вас для этого все имеется. Просмотрите график затрат на ремонт и обслуживание, определите падение цены, добавьте расходы на бензин - вместе слагаемые определят сумму, которую потребует эксплуатация автомобиля. Остается желать, чтобы это число на бумаге не превышало содержимого кошелька.

РИС. 1 Затраты на ремонт и обслуживание с учетом стоимости запчастей.

РИС. 2 Сравним цены на новые автомобили (маленькие столбики) с общими затратами на эксплуатацию (большие столбики), включающие расходы на ремонт и обслуживание, бензин и падение цен. Графики для VAZ 21102 и GAZ 3110 приблизительны - отсутствует полная информация о падении цен. По этой причине окончательные суммы затрат на указанные модели могут немного отличаться, но позиции останутся прежними.

Подпишитесь на «За рулем» в