2001: год реальных планов

2001: ГОД РЕАЛЬНЫХ ПЛАНОВ

]

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/КАТАЛОГ

2001: ГОД РЕАЛЬНЫХ ПЛАНОВ

ЗАВОДЫ ВЫХОДЯТ НА РЫНОК С ДОЛГОЖДАННЫМИ НОВИНКАМИ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН

Чем отличаются производственные планы отечественных предприятий от прошлогодних? На самом деле немногим... разница в том, что теперь куда больше шансов их выполнить. Две самых ярких звезды — новые «Нива» и «Волга», несмотря на давние обещания и реляции, станут доступными только теперь. Дозрели... Итак, выдержанные новинки, признанные лидеры и ветераны рынка: гаммы российских автозаводов.

«ЖИГУЛИ»

Ровно год назад с подачи ВАЗа мы сообщили о грядущих переменах в «классической» гамме. Увы, желаемое, похоже, не станет действительным и в 2001-м. Впрыск «жигулям» пока не грозит — там, где их продают, нормы токсичности позволяют обходиться дешевым карбюратором. Впрочем, с 2002 года, если не случится отсрочки, все автомобили, сходящие с российских конвейеров, обязаны будут дымить на Евро I, никак не больше. Поэтому ВАЗ уже подготовил «экологичные» двигатели 1,45 и 1,6 л для моделей 2104, 2105, 2107. У них — соответствующим образом настроенный карбюратор типа «Солекс», бесконтактная система зажигания, рециркуляция и нейтрализатор отработавших газов (мощностные характеристики остались на прежнем уровне). В планах на 2001 год — выпуск 10 тыс. таких машин; однако в жизнь они претворятся лишь при поддержке государства. Изготовителям, да и потребителям готовность к Евро I должна приносить не только моральное, но и материальное удовлетворение. Мы вправе ждать налоговых льгот, покупая не самую удобную в эксплуатации машину; либо пусть она стоит дешевле! (В производстве модели с нейтрализатором обходятся примерно на 100 долларов дороже.)

В наступившем году «шестерка» на ВАЗе полностью уступит «свою» нитку конвейера семейству VAZ 2110 и перейдет на соседнюю линию сборки в компанию других классических моделей. Это означает, что катафорезных, весьма стойких к коррозии моделей 2106 больше не будет; общий выпуск «классики» составит примерно 220 тысяч — на столько рассчитан конвейер.

Правда, есть еще производство в Сызрани, что-то налаживается в Ижевске. Там «жигули» прирастают не качеством (модели все известные), но количеством.

В ряду дизельных «четверок» четверть выпуска (примерно 1000 шт.) составят более мощные — модели 21048.

«САМАРА»

В жизни семейства больших перемен не ожидается — разве что полностью перешедшая из опытно-промышленного производства (ОПП) «пятнадцатая» постепенно будет вытеснять VAZ 21099/">VAZ 21099 (соответственно, 40 тыс. и 70 тыс. шт.). Развитие проекта "Самара-2", то есть модернизация хэтчбеков, пока не нашло отражения в производственных планах завода.

Среди впрысковых моделей возрастет доля оснащенных нейтрализатором, то есть удовлетворяющих нормам Евро II.

«Самары» остаются единственным семейством ВАЗа, где находят себе применение роторно-поршневые двигатели — моделей с индексом 91 собирают очень немного.

Экскурсию по «самарам» завершим в... Сызрани, где организована сборка VAZ 21093. 

«ДЕСЯТКА»

Седан, универсал и хэтчбек со стандартной базой 2492 мм целиком собирают на конвейере (в начале выпуска кое-что доделывали в ОПП). Карбюраторных версий с двигателем VAZ 2110 не запланировано; напротив, наращивается выпуск 16-клапанных моторов VAZ 2112, причем только в исполнении Евро II. Вообще, из 220 тыс. всех «десяток» примерно 2/3 будут с нейтрализаторами — да здравствует экология и... экспорт! Кстати, только для продажи за рубеж предназначены хэтчбеки VAZ 21122 с восьмиклапанными моторами, а на российский рынок поступят «родные» VAZ 2112.

Силами ОПП и тюнинговых фирм модели семейства и укорачиваются, и удлиняются, и украшаются, приобретая новые, иногда неожиданные качества. На вкус оригиналов — купе, полноприводные «тарзаны», «заряженные» седаны и хэтчбеки, солидные стретчи, в том числе бронированные. Чем меньше тираж и сложнее доработка — тем выше цена, нередко исчисляемая десятками тысяч долларов.

«НИВА»

И вновь мы объявляем событием года (в масштабах ВАЗа) выпуск первых товарных VAZ 2123. Пока — только в ОПП, а когда и где машину будут делать крупными сериями — вопрос открытый. Еще не родившись, новая «Нива» принялась делиться агрегатами со старой — впрысковый мотор 1,7 л уже устанавливают и на прежние «нивы» (модель 21214 с нейтрализатором выполняет Евро II); а двигатель с одноточечным впрыском уходит в небытие. Высвобождая мощности в Тольятти, карбюраторную модель 21213, очевидно, начнут понемногу собирать в Ижевске. На берегах Волги сделают немного экспортных VAZ 21215 с дизелем «Пежо», удовлетворяющим Евро III.

АвтоВАЗ в 2001 году намерен установить рекорд, выпустив чуть больше 750 тысяч автомобилей. В расчете на хороший спрос предприятие впервые за последнее время полностью использует проектные мощности.

«ВОЛГА»

К сожалению, «Волга» GAZ 3111, вопреки планам заводчан и нашим прогнозам, не стала главной премьерой 2000-го. Но в первой половине этого года машина все-таки должна появиться в автосалонах.

«Волги» предыдущего поколения на пенсию пока не собираются. «Десятка» продержится на конвейере еще лет пять. Современная технология окраски, надеемся, сделает кузов долговечней. Постепенно GAZ 3110 будут модернизировать: появятся новые ручки дверей, светотехника. Увы, по цене GAZ 3110 будет догонять «одиннадцатую».

GAZ 3102 пока тоже в строю. Видимо, в память о номенклатурном прошлом эту модель собирают преимущественно в богатых комплектациях. Но именно ее со временем вытеснит GAZ 3111.

Когда на ЗМЗ развернут массовое производство 2,5-литрового впрыскового мотора, этот агрегат, видимо, заменит «406» под капотами всех «волг». Устаревший, зато дешевый ЗМЗ-402 будет постепенно сдавать позиции. В конце минувшей осени у дилеров появились автомобили с дизельными двигателями ГАЗ-560 (лицензионный «Штайр»). Мотор, конечно, современный, но о его долговечности говорить пока рано. Массового покупателя, несомненно, отпугнет цена.

Купить «Волгу», украшенную велюром, молдингами, оснащенную электростеклоподъемниками и даже климатической установкой, сегодня не проблема. Богатые и, само собой, дорогие версии делают непосредственно на заводе. А уж список «прибамбасов», предлагаемых тюнинговыми фирмами, почти бесконечен. Кстати, эти умельцы с нетерпением ждут GAZ 3111: прототипы с улучшенной отделкой, импортными двигателями и даже стретч уже готовы.

«СОБОЛЬ»

Шестиместные «соболи», которыми можно управлять с «правами» категории «В», выпускают с высокой и низкой крышами. Большую часть машин оснащают карбюраторной версией 16-клапанного ЗМЗ-406. Редкие пока экземпляры с дизелем ГАЗ-560 существенно дороже. В планах ГАЗа — полноприводный вариант «Соболя». Однако сроки начала серийного производства называть пока рано.

УАЗ

Ветеран отечественного автопрома, солдат и труженик полей — открытый UAZ 31512 по-прежнему в строю. Базовую комплектацию расширяют «армейские» редукторные мосты и — внимание, новинка на брезентовом «козлике» — пружинная передняя подвеска. Список опций завершают улучшенные сиденья. Модели 31514 и 31519 отличаются от прародителя цельнометаллическим кузовом, а друг от друга — моторами; в семействе есть еще UAZ 3153 с удлиненной базой.

Самый представительный отпрыск древнего рода — длинный и широкий UAZ 3159, нареченный «Барсом». Здесь совместили пружинную подвеску с колесными редукторами. Стандартная комплектация не по-уазовски богата — усилитель руля, пятиступенчатая коробка передач, улучшенная отделка, заволжский впрысковый двигатель. Все эти прелести стоят столько, что привлекут разве редких гурманов-патриотов.

Семейство 3160 пополнили модификациями, расширив гамму моторов. Удлиненный UAZ 3162 выпускают малыми сериями с впрысковыми моторами. В этом году планируют построить партию машин с заволжским дизелем ЗМЗ-514. Благодаря модернизированным передней подвеске, рулевому управлению и тормозам УАЗы нового поколения, не растеряв внедорожных качеств, по сравнению с предшественниками, более приемлемы для езды по асфальту. Однако цена их такова, что погоду на рынке по-прежнему будут делать ветераны.

Последняя новинка из Ульяновска — короткобазный («пляжный») «Шалун» УАЗ-3150. Завод планирует собрать примерно сотню машин. Богатая базовая комплектация, включающая газовые амортизаторы и дополнительный стоп-сигнал, и, конечно, такая опция, как нейтрализатор, — не иначе, намек на экспортную направленность «плейбоя». Действительно, желающих «рассекать» на пляжном УАЗе по родным просторам найдется немного.

«ОКА»

Камские и серпуховские «мини» не претерпят существенных изменений. Любые серьезные, а значит, дорогостоящие вмешательства в конструкцию могут снизить интерес покупателей.

Продолжат выпускать несколько модификаций для инвалидов. Примерно 12 тысяч камских машин оснастят мелитопольскими двигателями, знакомыми по «Таврии». А на часть серпуховских установят электровакуумное сцепление.

Следуя веяниям времени и требованиям экологии, конструкторы готовят для «Оки» впрысковый двигатель. Однако с ним в нынешнем году выйдут на рынок 100–200 машин.

Для «оководов» стараются тюнинговые фирмы. Их услуги пользуются небольшим, но устойчивым спросом, хотя и переводят недорогой автомобиль в следующую ценовую категорию.

«ОДА»

Завод в столице Удмуртии пытается выйти из затяжного кризиса и планирует выпустить в этом году 60 тысяч машин. В последнее время спрос не могли поддержать даже очень невысокие цены. ИЖ обещает довести качество автомобилей до приемлемого, а заодно предлагает две новые модели. Помимо знакомого хэтчбека, в продажу поступит универсал. Недорогая грузопассажирская машина, возможно, заинтересует садоводов-дачников. Но главный козырь ИЖа — «Ода» 4х4. Машина, разработанная тюнинговой фирмой, встает на конвейер — пожалуй, это прецедент в отечественном автомобилестроении! Недорогая российская «кваттро» (ориентировочная цена 100 тыс. рублей), конечно, вызовет интерес, если проявит себя надежной.

Двигатели пока остаются карбюраторными. Уфимский мотор с распределенным впрыском еще в работе и на товарных машинах в этом году, скорее всего, не появится.

«МОСКВИЧ»

Столичное предприятие намерено собрать более 50 тыс. автомобилей. Примерно 80% составят удлиненные машины, в основном «князья Владимиры». Краткий ряд отечественных двигателей разбавят около 5 тыс. французских «Рено-F4R», предназначенных полноприводным модификациям.

* * * 

Как видите, несбыточного в планах автозаводов нет. Список моделей не таит ничего нового. Что касается объемов производства... снижать их никто не собирается, иные идут на рекорд. Удастся ли выполнить задуманное, пока рассуждать рано; мы же договорились, что наступивший год — реальных планов.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии