Прощай, оружие!

ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ!

]

КОМПАНИИ И РЫНКИ

/"ОБОРОНКА"

ПРОЩАЙ, ОРУЖИЕ!

ЛЕГКОВЫЕ ДИЗЕЛИ ВМЕСТО ТАНКОВЫХ МОТОРОВ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, АНТОН ЧУЙКИН

У"Барнаултрансмаша" (БТМ) типичная для заводов такого профиля судьба. В начале войны под эвакуированное с харьковского и сталинградского тракторных заводов оборудование спешно, в считанные месяцы, возводили корпуса прямо на бывшем картофельном поле... В ноябре 1942-го, когда через недостроенные крыши в цеха падал снег, барнаульцы отгрузили первые двигатели для "тридцатьчетверок" — легендарные В-2 (кто не знает — это, между прочим, 12-цилиндровый дизель с непосредственным впрыском топлива и четырьмя клапанами на цилиндр!) До конца войны произвели около 10 тысяч танковых моторов.

Первую конверсию завод пережил в 1946–1947 гг. В собственном КБ создали двигатели 3Д12 — модернизированный В-2 и шестицилиндровый 3Д6 — половинку знаменитого танкового. Барнаульские агрегаты ставили на суда и тепловозы, завод строил дизель-генераторы, но львиная доля (до 75%) продукции уходила в армию — для танков, БМП и прочей боевой техники. Нынешние основные военные семейства — УТД и БМД, моторы мощностью 150–1800 л. с. и их штатские аналоги.

Стабильность и достаток, характерные для любого «оборонщика», к началу 90-х сменились глубочайшим кризисом. Военные заказы снизились в несколько раз, сбыт гражданских моторов тоже упал. Сегодня немного выручают дизель-генераторы: в эпоху непрекращающейся энергетической лихорадки спрос на автономные электростанции стабилен. Подкармливает экспорт — за рубежом полно отечественной бронетехники, жизнь которой можно продлить с помощью барнаульских моторов. Большие дизели не отправляют на пенсию, и все же стало ясно: чтобы развиваться, а не прозябать, заводу надо менять «генеральную линию».

Ее определило сотрудничество с ВАЗом. Сегодня из Барнаула в Тольятти везут первые серийные отечественные легковые дизели — полуторалитровые ВАЗ-341. Моторы превращают знакомую «четверку» в новую модель — 21045.

Поначалу у легкового «несерьезного» дизеля хватало противников. Не сразу и не ко всем пришло понимание того, что «Барнаултрансмашу» производить моторы для «жигулей» в перспективе выгоднее, чем танковые...

Пока маленький дизель приносит одни убытки — объемы производства мизерны, сборка — постовая. Половина стоимости мотора — цена импортной топливной аппаратуры. Работоспособной отечественной пока нет. Больше того, смежники временами сводят с ума и куда более простыми, но, увы, бракованными деталями: болтами крепления головки блока, ремнями ГРМ...

Понимая, что брак способен убить едва забрезжившее доверие потребителей к новому незнакомому агрегату, для поддержания нормального уровня качества на заводе не жалеют ни денег, ни времени. Усиливают входной контроль комплектующих, вместе со специалистами ВАЗа совершенствуют технологию. На первых порах после обязательной обкатки разбирали все (!) моторы, потом — каждый десятый, сейчас — двадцатый. Показатели снимают на моторном стенде под нагрузкой, сравнивают с техзаданием, при несовпадении выясняют и устраняют причину — на всей партии, конечно.

Для громадного предприятия выпуск 2–7 тысяч автомобильных моторов в год (в ближайшие пару лет больше не получится) и стольких же, уходящих «на ура», компактных дизель-генераторов, конечно, крохи. Моторы ВАЗ-341 дороги, так как их мало... Чтобы собирать больше — нужно оборудование, «несколько» отличное от того, универсального, на котором делали (и делают) большие моторы... В одиночку барнаульцам массовое производство, конечно, не поднять. Чтобы собирать в 2004 году 60 тысяч, а в 2005-м 120 тысяч (таковы планы!) легковых дизелей, нужны колоссальные деньги. Но заводчане (стучим вместе с ними по дереву), кажется, нашли серьезного инвестора.

Вскоре обещают начать выпуск 1,8-литрового ВАЗ-3431 с турбонаддувом мощностью 55 кВт. Будет и 46-киловаттный «атмосферник» для «четверки»: модель 21048 ждем в следующем году. На подходе главные носители нового агрегата — это, конечно, «Нива» и... «Калина». А в трех-пятилетней перспективе — двухлитровый дизель с непосредственным впрыском, удовлетворяющий нормам Евро III. Его будут разрабатывать специалисты ВАЗа, «Барнаултрансмаша» и австрийской фирмы AVL.

Планов много, но как их выполнить? Честно говоря, поверив в грядущие большие объемы производства, мы до сих пор не можем представить себе, что и сроки реальны. Слишком много отрицательных примеров. И в то же время есть мощнейший положительный: картофельное поле, ноябрь 42-го, первые дизели... Удастся ли заводу «вернуться с войны» теми же темпами, какими он начинал?

В нынешней производственной гамме БТМ — дизели от мала до велика: ВАЗ-341 (4 цилиндра, 1,52 л, 38,7 кВт/52,6 л. с.) и УТД-29 (10 цилиндров, 26,5 л, 386 кВт/525 л. с.).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии