"самара" просит ремня

"САМАРА" ПРОСИТ РЕМНЯ

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

"САМАРА" ПРОСИТ РЕМНЯ

СКОЛЬКО ГРАДУСОВ У ЭТОГО РЕМНЯ?

ТЕКСТ / МИХАИЛ КОЛОДОЧКИН, ДМИТРИЙ ЕРЫГИН

Приобретая ремень привода генератора для "Самары", по старой привычке хочется купить два - про запас. Привычка невредная, но все-таки интересно, как долго продержится современный ремень. Вот и проверим - только купим не пару, а все, что попадутся на глаза.

На глаза попались восемь ремешков, некоторые представлены на фото. Семь из них - зубчатые, а один, самый страшненький - гладкий. Испытания ремней начали с интересной древней науки - геометрии. Любителей цифр приглашаем ознакомиться с "нашей справкой".

Исходную длину ремней определяли под нагрузкой 24 кгс. Затем ее увеличивали до 50 кгс и повторяли измерения, после чего помещали ремешки на стенд типа Э2084 - за 500 часов "беготни на месте" каждому предстояло совершить 27х106 оборотов. Это не только следствие нашего любопытства, но и дань методике по ГОСТ 5813-93. Считается, что подобный "виртуальный пробег" на стенде эквивалентен настоящим 137,5 тыс. км.

Параметры ремней контролировали несколько раз - сначала через 10 минут обкатки, затем через час, потом через сутки и, наконец, по окончании испытаний. Ну и само собой разумеется - постоянный визуальный контроль. Хороший ремень после всего этого должен выглядеть если не как новенький, то, во всяком случае, весьма прилично: без разрывов, расслоений и т. п. Вытяжка изделия при этом не должна превосходить 2,5%.

Подробности испытаний приведены под фото. Любопытно, что экспертам больше всего понравился ремень № 2, хотя можно было предположить, что "остропрофильный англичанин" на относительно широком для него шкиве долго не протянет. Практически те же показатели выдал "Бош" № 3, но от него другого и не ждали. Похоже, если бы потребовалось, то оба победителя могли бы продержаться и подольше. У остальных изделий "биография" немного похуже: "петербуржец" № 1 оказался слишком "тягучим", безымянный № 4 потерял эластичность, "бременский" № 5 пострадал физически, "чех" № 5 проявил себя грязнулей, "бельгиец" № 7 был явно "не в форме", а "датчанин" № 8 перемазался и растрескался, хотя и не вытянулся при этом ни на йоту! В то же время все восемь изделий добрались до "финиша", что внушает определенный оптимизм: явный брак на этот раз обошел нас стороной.

P.S. А запасной ремешок в закромах все-таки не помешает... Если в дороге потребуется его помощь, так пусть это будет полноценный "работник", а не средство типа "лишь бы доехать". Впрочем, если вы надумали завтра продавать машину, тогда, конечно, другое дело...

НАША СПРАВКА

То, что мы купили, обладает размерами, приведенными в таблице. Обратите внимание на угол профиля ремня - разброс аж 10°! Какую же форму должен иметь шкив? Забегая вперед, отметим, что эксперты проводили ресурсные испытания на шкиве с углом 33°50', поскольку никем не отмененный стандарт "Ремни приводные клиновые..." упоминает шкивы с углами 34°±15'. А согласно информации, полученной с ВАЗа, угол шкива составляет 38±1°. Тем, кто еще не устал от цифр, сообщаем, что у "контрольного" вазовского шкива угол равен 36°. Ширина основания профиля ремня должна составлять 10,3±0,3 мм, а высота профиля - 8,1±0,5 мм. Кстати, сечение "классических" и "самарских" ремней одинаково - отличаются они только длиной.

1. Изготовитель / HANSE,

С.-Петербург, Россия

Маркировка / AVX 10-715

Цена / 48 руб.

На двойное увеличение нагрузки "петербуржец" никак не отреагировал - те же 720 мм, что и до начала испытаний. После 10 минут обкатки ремень вытянулся на 0,27%. Проходит 1 час - те же 0,27%. Проходят сутки - зафиксированы 0,43%. А вот после 500 часов ложечка дегтя все-таки появилась - 27 миллионов циклов вытянули "Ганзу" аж на 14,29% - перебор... При этом изделие сохранило хорошую эластичность и выдержало испытания без повреждений и заметного износа.

Резюме: неплохой, казалось бы, ремень, но замены может потребовать раньше, чем другие.

2. Изготовитель / QUINTON HAZELL, Англия

Маркировка / QBA 713

Цена / 100 руб.

"Англичанин" понравился сразу - рассматриваешь прокладку корда (фото) и сразу понимаешь: вещь. Испытания прошли солидно: под тяжестью груза 50 кгс ремешок вытянулся на пару миллиметров, через 10 минут обкатки вытяжка составила 0,28%, а уже после первого часа в протоколах фигурировало только одно неизменное значение - 0,41%!

В результате после 500 часов изделие выглядело как новое - ни износа, ни повреждений.

Резюме: очень понравилось.

3. Изготовитель / BOSCH,

Дания

Маркировка / AVX 10х710 La

Цена / 70 руб.

Под нагрузкой 50 кгс датский "Бош" сразу же вытянулся на 7 мм. Это было что-то вроде физзарядки, поскольку начиная со второго часа испытаний и до самого конца вытяжка ремня больше не изменялась: стабильные 0,41%! Эластичность в порядке, повреждений не видно.

Резюме: фирма!

Кстати, угол профиля ремня в точности соответствует вазовскому "контрольному", да и линейные размеры - "тютелька в тютельку".

4. Изготовитель / Неизвестен

Маркировка / Отсутствует

Цена / 30 руб.

Неопознанные резиновые объекты в России принято называть "балаковскими" - так их традиционно величают продавцы. Единственный гладкий ремень чувствовал себя в компании "зубастиков" довольно спокойно - дескать, я "беспороден, но благороден!". В итоге дешевенький ремешок успешно "дополз" до конца испытаний, потихоньку увеличиваясь в размерах с 0,41 до 0,83% от начальной длины. Да, немножко треснул (фото), да, кое-где затвердел, но ведь выдержал же!

Резюме: пусть живет...

5. Изготовитель / Бремен,

Германия

Маркировка / AVX 10x710 La

Цена / 65 руб.

Соотечественник Трубадура и других бременских музыкантов звезд с неба не хватал, но держался неплохо. Двойная нагрузка сразу удлинила его на 4 мм - 10 минут катания на стенде ситуации не изменили. Затем вытяжка понемногу начала расти и составила в итоге 0,42%. Ремень сохранил эластичность, однако внешний вид нельзя назвать идеальным. Наружный слой над кордом немного пострадал, а сам корд на длине около 20 мм просто исчез. Впрочем, испытания-то закончены...

Резюме: работоспособный середняк.

6. Изготовитель / RUBENA BELTTY, Чехия

Маркировка / AVX 10x710 La

Цена / 55 руб.

Вредные преподаватели на экзаменах иногда говорят: "Ответишь на все вопросы - получишь "удовлетворительно", поскольку удовлетворяешь требованиям!". Именно так и получилось с чешской "Рубеной". В общем-то, все обыкновенно - постепенное увеличение вытяжки с 0,28 до 0,70%, износ отдельных зубьев, потертый корд... А когда после испытаний берешь ремень в руки, то сразу жалеешь об этом (фото) - изделие перепачкано выделившейся от трения сажей.

Резюме: "троечник".

7. Изготовитель / GATES, Бельгия

Маркировка / 6261МС AVX 10-713 La

Цена / 55 руб.

Что-то не то... Вроде бы и упаковка нормальная, и корд на изделии "правильный", а взгляните на фото - брр... На 350-м часу разрушился верхний слой ремня, а отдельные участки обуглились. Эластичность сохранилась, окончательная вытяжка - 0,55%, но хвалить как-то не хочется.

Резюме: Странно, хорошая подделка или... На всякий случай предупреждаем в очередной раз - фирменное изделие следует покупать только в солидном магазине. Тогда проблем не будет.

8. Изготовитель / ROFAN, Дания

Маркировка / AVX 10/9,5x0710 La

Цена / 60 руб.

Казалось бы, все плохо: после 500 часов пробега на изделие страшно взглянуть - все из себя чумазое, в трещинах... В общем, противно взять в руки. Однако при всем при том вытяжка ремня равна...нулю! Оказывается, бывает и такое. Формально говоря, испытания прошли успешно...

Резюме: здорово, но непонятно...

Впрочем, лучше все-таки не экспериментировать. А если уж очень хочется чего-нибудь из "Датского королевства", то приобретите № 3 - он тоже датчанин...

ИСХОДНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ РЕМНЕЙ

Показатель № 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8

Ширина основания профиля ремня, мм 10,0 10,0 10,0 9,7 9,8 10,3 9,8 10,0

Высота профиля, мм 8,0 7,5 8,0 8,5 8,0 8,0 8,0 8,5

Угол профиля, град. 30 26 36 36 26 34 36 32

Длина ремня по наружной поверхности 720 724 721 719 712 715 718 717

при нагрузке 24 кгс, мм

Подпишитесь на «За рулем» в