Атрибут каторжника

АТРИБУТ КАТОРЖНИКА

РЫНОК

/ЭКСПЕРТИЗА

АТРИБУТ КАТОРЖНИКА

ЗАДНИЕ КОЛОДКИ ДЛЯ ЗАДНЕГО ПРИВОДА

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЕРЫГИН

Колодки на Руси применяли издавна: наши предки называли так деревянные кандалы — непременный атрибут каторжника. Перед колодочных дел мастерами стояла непростая задача. Изделие требовалось надежно закрепить на супостате — это раз, оно не должно было позволить ему сбежать — два и не имело права раньше времени развалиться на куски — три.

А какие требования предъявляются сегодня к задним тормозным колодкам «жигулей» — объекту нашей очередной экспертизы? Да те же самые, что и при самодержавии: изделие по-прежнему должно быть правильной геометрии, проявлять хорошие фрикционные свойства и обладать высокой прочностью. Именно эти качества двенадцати новеньких комплектов «жигулевских» колодок мы проверяли в лаборатории тормозных систем испытательного центра автомобильных изделий НАМИ.

Ознакомиться с внешним видом колодок «до и после», а также с их краткими досье можно в нашей фотогалерее. Заметим, что для начала все 12 участников — шесть «наших» и шесть «иностранцев» — дружно проигнорировали требования ГОСТ Р 41.90–99 (Правило ЕЭК ООН № 90) по маркировке. Непонятное единогласие — даже на упомянутых кандалах наверняка стояло клеймо мастера... Посмотрим, что будет дальше — начнем с геометрии.

ИЗМЕРЯЕМ...

«Делать все на одну колодку» — значит, делать все на один лад. Правильные размеры «типовой» колодки указаны на рис. 1. Для сравнения с эталоном брали по два образца каждого наименования и ставили в специальное приспособление — чтобы чувствовали себя «как дома». Сверхточности не требуем, инструмент — штангенциркуль. Результаты измерений — в табл.1.

Неожиданности не заставили себя ждать — совершил вынужденную посадку «Локхид»! Как говорится — поймите нас правильно: измерения британского изделия не выявили каких-либо перекошенных или необработанных поверхностей. Беда в другом — геометрия «Локхида» такова, что при установке на ВАЗ колодки оказываются ближе друг к другу почти на 5 мм, чем требуется! В результате их рабочие поверхности слишком удалены от поверхности барабанов — виноваты маленькие носики, упирающиеся в цилиндр... Такие колодки, во-первых, будут работать не всей своей поверхностью, а только малой ее частью, а во-вторых, при максимальном их износе поршни цилиндра могут покинуть насиженные места. Так что это не «жигулевские» детали. Не плохие, а просто с чужого плеча.

Если «Локхид» оказался в компании двоечников в результате непонятной «подмены документов», то так называемые «петербургские» и «волжские» колодки, а также «Сона-

тэкс" делались под "Жигули", но и они непригодны. Изделия просто не влезут на свое рабочее место — барабан на них "не натянуть", великоваты. "Московские" же, напротив, слишком маленькие: в попытке "дотянуться" такой колодкой до поверхности барабана поршень цилиндра может выскочить наружу.

Механическую обработку наружного диаметра проводили только четыре фирмы: ОТА, Lucas, Delphi Lockheed и ATE. Владельцам остальных изделий приходится некоторое время ездить на непритертых колодках, уповая в основном на передние тормоза. Но об этом чуть позже: мы переходим от геометрии к трению.

ТРЕМСЯ И ГРЕЕМСЯ: 33 ГРАФИКА

При определении фрикционных свойств используют специальный вал с инерционными массами. Барабан раскручивают до нужных оборотов, а затем затормаживают, поддерживая заданное давление в приводе (руководящий документ — Приложение 15 ГОСТ Р 41.13–99, Правило ЕЭК ООН № 13).

Для начала все колодки подвергли притирке — добивались приработки 80% площади рабочей поверхности. Затем учинили проверку в разных режимах. При постоянной скорости и переменном давлении в приводе, при постоянном давлении и разных скоростях, наконец, при нагревном цикле (15 торможений с одинаковым интервалом) и т. п. Результат испытаний — 33 графика: по три на каждую пару колодок. Почему 33, а не 36 — понятно: измерять эффективность внеразмерного «Локхида» не имело смысла. Поскольку объем журнала, да и усидчивость читателей ограничены, решили на страницы все не вываливать. В общем, получилось следующее.

Образцы продемонстрировали разную эффективность торможения. Безастбестовые колодки «маде ин оттуда» оказались в этой номинации послабее соотечественников. Любопытно, что после нагревного цикла у всех увеличилась стабильность работы — в диапазоне скоростей от 40 до 120 км/ч создаваемый ими тормозной момент стал почти постоянным. Однако при этом едва не у всех снизился коэффициент трения — новая колодка тормозила лучше, чем «бывалая». Только изделия АТЕ продемонстрировали «особое мнение» — их эффективность торможения после остывания увеличилась. Похоже, эти колодки восприняли нашу проверку как часть приработки. Похвально.

Любителям графиков предлагаем взглянуть на рис. 2, где приведено несколько любопытных кривых. Очевидно, идеальная колодка должна одинаково хорошо работать как при первом, так и при пятнадцатом торможении, но где ж такую взять? Лучше всех повели себя — кто бы вы думали? — колодки «Автодеталь» с накладками ТИИР. Создаваемый ими тормозной момент снизился с начальных 580 Н.м до 380 (табл. 3). Отметим также Sonatex — здесь эффективность упала с 530 до 380 Н.м. Другие достижения? Извольте. Самыми стабильными проявили себя колодки фирмы «Начало». Тормозят одинаково — от 390 до 310 Н.м, хотя, признаемся, начальная эффективность невысока. А самыми плохими оказались «волжские» — при моменте 110 Н.м тормозить будешь долго... В соответствии с законами физики температура у всех колодок поднялось практически одинаково — до 180–200°С.

ОТРЫВАЕМ

Осталось выяснить, умеют ли производители пользоваться клеем. Что толку от хороших фрикционных свойств накладки, если она отвалится через десяток километров? Вспыхнувшая было гордость за отечественного производителя стыдливо спряталась куда-то после знакомства с табл. 2, где приведены результаты проверки прочности соединения накладки с колодкой.

Из всех «наших» только «Начало» освоило премудрости использования клея, да и то наполовину. Усилие отрыва накладки у одной из колодок пришлось округлить в большую сторону, чтобы впихнуть изделие в соответствующий ГОСТ. Хуже всех выглядел «Питер» — невские бракоделы не удосужились даже убрать цинковый слой с поверхности контакта. Вне конкуренции здесь оказался... «Локхид». На голову лучше других, только что толку, если его все равно нельзя ставить на ВАЗ... Приклеено насмерть, но... не туда! А из «правильных» колодок лучшими в этой номинации оказались изделия фирмы ОТА.

ПОДЫТОЖИМ

У нас хорошие накладки — это раз. Мы не умеем их приклеивать — это два. Иностранцы клеить умеют, но их накладки по эффективности ничуть не лучше наших — это три.

«Почти отличниками» оказались импортные изделия — АТЕ, Samko, ОТА. Именно их мы и рекомендуем применять при «кадровых перестановках» в тормозной системе «жигулей». А приверженцам дешевых рынков советуем еще раз обратить взгляд на соответствующее фото с оторванными колодками и подумать — не сэкономить ли на чем-нибудь другом.

1. Производитель / ОТА,

Италия

Цена / 440 руб.

Оценки: геометрия — хорошо; фрикционные свойства — удовлетворительно; прочность — отлично.

Итоговая оценка — хорошо.

Металлическая основа выполнена из материала нужной толщины и качественно сварена. Накладки приклеены очень хорошо — при проверке клеевого соединения разрыв происходит по самой накладке. С геометрией все в порядке. Наружный диаметр обработан. Эффективность торможения — средняя, при нагреве падает почти вдвое.

2. Производитель / Ferodo Beral, Германия

Цена / 660 руб.

Оценки: геометрия — удовлетворительно; фрикционные свойства — удовлетворительно; прочность — хорошо.

Итоговая оценка — удовлетворительно.

Каркас колодки изготовлен правильно. Безасбестовые накладки приклеены очень хорошо. Геометрия колодок оставляет желать лучшего. Наружный диаметр не обработан, но по следам износа видно, что колодка изнашивается ровно. Диаметр отверстия под «солдатик» маловат (8 вместо 10). Эффективность торможения низкая, но почти не зависит от температуры.

3. Производитель / Samko,

Италия

Цена / 450 руб.

Оценки: геометрия — отлично; фрикционные свойства — хорошо; прочность — хорошо.

Итоговая оценка — очень хорошо.

Металлическая основа — хорошая. Накладки — безасбестовые. Качество склеивания — очень хорошее. Геометрия колодок — в норме, но наружный диаметр не обработан. Диаметр отверстия под «солдатик» маловат. Фрикционные свойства — хорошие. С ростом температуры эффективность торможения снижается менее чем в два раза.

4. Производитель / Lucas, Великобритания

Цена / 435 руб.

Оценки: геометрия — хорошо; фрикционные свойства — хорошо; прочность — хорошо.

Итоговая оценка — хорошо.

Каркас колодки — правильный. Накладки приклеены очень хорошо, разрыв происходит по самой накладке. Наружный диаметр обработан, но, похоже, не от требуемой базы. Эффективность торможения в холодном состоянии — рекордная, с ростом температуры падает примерно втрое.

5. Производитель / Delphi Lockheed, Великобритания

Цена / 420 руб.

Оценки: геометрия — неудовлетворительно; фрикционные свойства — не проверялись; прочность — отлично.

Итоговая оценка — не аттестован.

Безасбестовые колодки имеют знак одобрения МТ-20. Каркас сделан хорошо, но с геометрией — беда... Эксперты считают, что колодки были изготовлены вообще не для «классики». Накладки приклеены лучше всех — жаль, не на ту основу... Наружный диаметр обработан. Одно из базовых отверстий смещено.

6. Производитель / ATE,

Continental Teves AG&Co.OHG, Германия

Цена / 540 руб.

Оценки: геометрия — отлично; фрикционные свойства — хорошо; прочность — хорошо.

Итоговая оценка — очень хорошо.

Каркас хороший, накладки — безасбестовые, приклеены очень хорошо; разрыв — по самой накладке. В геометрии отклонений нет. Наружный диаметр обработан. Эффективность торможения — средняя, с ростом температуры падает примерно вдвое.

7. Производитель / «Автодеталь», с накладками ТИИР

(согласно наклейкам)

Цена / 130 руб.

Оценки: геометрия — хорошо; фрикционные свойства — отлично; прочность — неудовлетворительно.

Итоговая оценка — сойдет.

Колодки имеют знак одобрения МТ-14. Металлическая основа из материала нужной толщины и качественно сварена. Накладки приклеены плохо, результаты испытаний на прочность склейки несколько ниже требуемых. Изнашиваются пятнами. Наружный диаметр не обработан. Эффективность торможения очень хорошая, снижение ее при нагреве — незначительное.

8. Производитель / якобы

«Санкт-Петербург»

Цена / 120 руб.

Оценки: геометрия — неудовлетворительно; фрикционные свойства — отлично; прочность — неудовлетворительно.

Итоговая оценка — плохо.

Металлическая основа из тонкого материала (2,5 вместо 4 мм), но сварена качественно. Накладки приклеены очень плохо. Разрыв соединения происходит по клеевому шву. Большие отклонения в геометрии колодок. Накладки изнашиваются пятнами. Наружный диаметр не обработан. Эффективность торможения — средняя, сильно зависит от температуры.

9. Производитель / «Начало», Набережные Челны, Россия

Цена / 135 руб.

Оценки: геометрия — удовлетворительно; фрикционные свойства — хорошо; прочность — удовлетворительно.

Итоговая оценка — удовлетворительно.

Колодки имеют знак одобрения АЯ-02. Основа выполнена из металла нужной толщины и качественно сварена. Накладки приклеены очень хорошо, разрыв происходит по самой накладке. Размеры далеки от идеала. Наружный диаметр не обработан. Фрикционные свойства неплохие, мало зависят от температуры. Более или менее удовлетворяют техническим условиям.

10. Производитель / якобы

«Москва»

Цена / 100 руб.

Оценки: геометрия — неудовлетворительно; фрикционные свойства — отлично; прочность — неудовлетворительно.

Итоговая оценка — плохо.

Металлическая основа из тонкого материала (2,8 вместо 4 мм) и плохо сварена. Накладки приклеены очень плохо. Провалены все геометрические размеры. Наибольшее отклонение диаметра рабочей поверхности (в точке В по чертежу) — почти 2 мм. Наружный диаметр не обработан. Утешением будут разве что хорошие фрикционные свойства: они мало ухудшаются с ростом температуры.

11. Производитель / якобы

«Волжские»

Цена / 90 руб.

Оценки: геометрия — неудовлетворительно; фрикционные свойства — неудовлетворительно; прочность — неудовлетворительно.

Итоговая оценка — хуже не бывает.

Металлическая основа из материала недостаточной толщины и плохо проварена. Прочность приклеивания накладок у разных колодок в комплекте отличается почти вдвое. Разница в склейке видна на фото. Наружный диаметр не обработан. Накладка, используемая в колодке, не предназначена для тормозного узла автомобиля. Падение эффективности — более чем втрое.

12. Производитель / Sonatex,

Россия

Цена / 135 руб.

Оценки: геометрия — неудовлетворительно; фрикционные свойства — отлично; прочность — неудовлетворительно.

Итоговая оценка — плохо.

Каркас из материала нужной толщины, а вот с геометрией изделий — полный провал. Наружный диаметр не обработан. Накладки приклеены очень плохо.

На удивление хорошими оказались фрикционные свойства. С ростом температуры эффективность торможения снижается примерно на треть.

Рис. 1. Схема определения геометрических параметров тормозных колодок. Размер Б определяет диаметр «по середине» колодки, Б' — "по краю" колодки. Размер Д определяет положение отверстия под палец крепления рычага стояночного тормоза, Г — прорези распорной планки, Е — отверстия крепления верхней стяжной пружины, Ж — нижней стяжной пружины, И — отверстия под "солдатик" крепления прижимной пружины.

Рис. 2. Эффективность торможения при нагреве колодок: 1 — «Лукас» — лучшие в холодном состоянии, но нестабильные; 2 — «Автодеталь» с накладками ТИИР понравились больше всех; 3 — «Волжские» — худшие.

ТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕРКИ

ПРОЧНОСТИ СОЕДИНЕНИЯ НАКЛАДОК

С КОЛОДКАМИ

Производитель Прочность соединения, МПа

(по ГОСТ Р 41.90–99 — не менее 1,0)

Образец № 1 Образец № 2 

ОТА 1,85 2,17 

Ferodo 1,45 1,04 

Samko 1,21 1,69 

Lucas 1,53 1,45 

Delphi Lockheed 2,5 2,54 

ATE 1,41 1,45 

«Автодеталь» 0,81 0,85 

«Санкт-Петербург» 0,56 0,60 

«Начало» 1,00 1,45 

«Москва» 0,72 0,72 

«Волжские» 0,84 1,45 

«Сонатэкс» 0,88 0,72 

ТАБЛИЦА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТОРМОЖЕНИЯ

ПРИ НАГРЕВЕ. ТОРМОЗНОЙ МОМЕНТ

ПРИ ПОСТОЯННОМ ДАВЛЕНИИ В ПРИВОДЕ, Н.м 

Производитель 1-е 10-е 15-е

торможение торможение торможение

ОТА 370 240 200 

Ferodo 320 270 240 

Samko 540 360 320 

Lucas 630 300 250 

Delphi — — —

Lockheed

ATE 440 280 240 

«Автодеталь» 580 430 380 

«Санкт-

Петербург" 600 440 350 

«Начало» 390 330 310 

«Москва» 540 440 400 

«Волжские» 510 270 110 

«Сонатэкс» 530 410 380 

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые