Посмотрите: вот он по канатам идет...

ПОСМОТРИТЕ: ВОТ ОН ПО КАНАТАМ ИДЕТ...

ТЕХНИКА

/НОВИНКИ

ПОСМОТРИТЕ: ВОТ ОН ПО КАНАТАМ ИДЕТ...

ВОЗМОЖНО, ЭТИ СТРУНЫ ВЕДУТ ПРЯМИКОМ В БУДУЩЕЕ

МАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ И "ДЕЛФАЙ"

В подмосковных Озерах родились первые сотни метров принципиально новой струнной транспортной системы (СТС), придуманной российским изобретателем Анатолием Юницким.

Представьте себе железнодорожное полотно... поднятое в воздух на стальных опорах. Ездить по нему, конечно, будет невозможно: тяжелый состав просто погнет рельсы! Юницкий нашел выход. Он сделал рельсы полыми, внутри них натянул стальные канаты с усилием 250-1000 тонн. По таким струнам уже можно пускать любую тележку, но только малой скоростью. Ведь как струну ни натягивай, все равно между опорами она будет провисать и быстро движущийся экипаж, раскачавшись, просто вылетит с трассы. Поэтому и потребовалась жесткая оболочка - рельсы. Как видно на схеме, канаты внутри натянуты с прогибом, но пространство вокруг них заполнено особым составом. В результате удалось сделать сам рельсовый путь идеально ровным, что и снимает ограничение на скорость транспортных модулей.

Зачем все это нужно? Ответ дают экономика и экология. Сегодня строительство одного километра железнодорожного пути обходится в 3-5 млн. долларов, автострады - 5-10 млн., монорельсовой трассы - 4-10 млн. Пожалуй, лишь канатная дорога требует "всего" 1,5-2 млн. долларов на километр, но быстро по ней не поедешь. Расчеты показывают, что струнная трасса будет стоить те же 1,5-2 миллиона и обеспечит пропускную способность порядка 100 тысяч пассажиров и более 100 тысяч тонн грузов в сутки. К тому же потребуется минимальный землеотвод, сохранится почти в первозданном виде природа. В труднодоступной местности севернее БАМа струны Юницкого могут оказаться единственно приемлемым вариантом развития транспортной сети.

Все эти доводы хороши, но был у новой идеи серьезный недостаток: ни одного реального километра никто не видел. А чтобы построить его, нужны как раз те самые 1,5-2 миллиона "зеленых", которые просто так, под идею, никто не даст. На помощь пришел Центр ООН по развитию населенных пунктов, выделивший грант на строительство первой экспериментальной линии, кое-что добавила администрация Красноярского края, и дело завертелось. В августе 2001 года в Озерах начали монтаж первой анкерной опоры, а в конце октября мы уже побывали на пуске первого 150-метрового отрезка будущей 10-километровой трассы. Грузовик здесь использован лишь в качестве примера тяжелого самоходного транспортного средства; в перспективе - создание обтекаемых грузовых и пассажирских модулей разных размеров и грузоподъемности, работающих на электротяге. Если электрически изолировать рельсы друг от друга, можно сделать токосъемниками стальные колеса, подобно поездам игрушечных железных дорог.

Теперь немного о впечатлениях. Самыми сильными они оказались у нашего фотографа, храбро занявшего место рядом с водителем (пилотом?) и наблюдавшего в видоискатель, как земля буквально уходит вниз из-под капота. Автор же старался оценить колебания и прогибы пути под поднимающимся ЗИЛом. Они были минимальными и не вызывали опасений за исход эксперимента. Жаль только, что разогнаться на 150 готовых метрах было негде. Ну да все еще впереди...

А кстати, что впереди? На одном из плакатов была представлена будущая сеть СТС, покрывающая весь север России вплоть до Берингова пролива. Честно говоря, чем-то все это напомнило Нью-Васюки из произведения наших классиков. Как ни малы относительные затраты на километр, но умноженные на десятки тысяч, они вырастают до невообразимых величин. Другое дело, что СТС представилась вполне работоспособной трассой и могла бы уже сейчас решить некоторые локальные задачи в той же Москве с дорогой землей, насыщенной коммуникациями, и районами, расползающимися за пределы МКАД.

В конце концов, монорельсовые дороги работают в некоторых городах мира: почему бы нам не сделать что-то неповторимое?

Земля ушла из-под колес ЗИЛа.

Такие вагончики, возможно, будут катать нас в будущем через всю страну.

Колеса - не просто ролики. Специальные плоские пружины обеспечивают некоторую свободу по ширине колеи.

Путевая структура Юницкого в разрезе: 1 - головка рельса; 2 - оболочка рельса; 3 - канаты; 4 - наполнитель.

Подпишитесь на «За рулем» в