Мото-часы

МОТО-ЧАСЫ

ТЕХНИКА

/ДИНАСТИЯ

МОТО-ЧАСЫ

ЭВОЛЮЦИЯ БЕНЗИНОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ «ШКОДЫ» ОБЪЕМОМ ДО 1,4 ЛИТРА

КАК ОЦЕНИТЬ, НАСКОЛЬКО ПРОДВИНУЛАСЬ ФИРМА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ, ВЫПУСТИВ НА РЫНОК НОВУЮ МОДЕЛЬ? НЕ ВСЕГДА УДАЕТСЯ РАССКАЗЫВАТЬ О ПЛЮСАХ И МИНУСАХ НОВИНОК НА ФОНЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ. ИМЕННО НА СРАВНЕНИИ НОВОЙ И СТАРОЙ КОНСТРУКЦИЙ И БУДУТ СТРОИТЬСЯ МАТЕРИАЛЫ НОВОЙ РУБРИКИ.

ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ

Корни современных моторов, работающих под капотами «фабий», уходят в далекие 70-е. Причем за 30 лет базовая конструкция не сильно изменилась. Каждое поколение приспосабливалось к условиям своего времени, сохраняя при этом родовые черты.

Первыми в семействе были агрегаты рабочим объемом 1,0–1,3 л для заднемоторных моделей «Шкода-105», 120, 130. Алюминиевый блок с «мокрыми» гильзами, трехопорный коленчатый вал, нижний распредвал с приводом короткой цепью и верхнее расположение клапанов — вот тогдашние моторы из Чехословакии.

1987–1994. Предельно простой, довольно надежный и технологичный двигатель без особых изменений дожил до конца 80-х. Тогда на смену заднемоторным предшественникам пришла переднеприводная модель «Фаворит», получив в наследство модернизированные моторы объемом 1137 и 1289 смз. По конструкции они были очень похожи на предшественников: небольшим изменениям подверглись головка блока, шатунно-поршневая группа, система питания и зажигания. Так как двигатель переехал вперед, иными стали крепежные опоры.

Агрегаты «фаворитов» работали на высокооктановом топливе: некоторые потребляли бензин «норма» (АИ-91), более мощные питались топливом «супер» (АИ-95). Последним изменили фазы газораспределения и немного «поджали» камеру сгорания. Моторы первых «фаворитов» кормили двухкамерные карбюраторы «Йиков» с автоматическим пусковым устройством, выпущенные по лицензии фирмы «Пирбург». (Постоянные читатели журнала наверняка помнят такой прибор по материалам о ремонте редакционной «Шкоды-Фелиция».) Но жесткие экологические нормы потребовали диетического питания — за рационом стал следить карбюратор с электроникой. В угоду экологии пришлось пожертвовать мощностью — несколько киловатт терялись в каталитическом нейтрализаторе.

Опыт многих европейских производителей доказал, что электроника в управлении двигателем надежнее и точнее механики. И в 1993 году фирма «Бош» разработала для «Фаворита» одноточечный впрыск «Моно-Мотроник» (Mono-Motronic). Обеспечив стабильную работу на протяжении десятков и даже сотен тысяч километров, электроника к тому же улучшила характер двигателя: не стало провалов на холодном моторе, автомобиль охотнее ехал «внатяг».

1995–2000. В середине 90-х представлено очередное поколение машин из Млада-Болеслава — «Фелиция». Под капотами — гамма моторов 1,3 л, ничем не отличающихся от тех, что работали на предшественнице. Лишь хозяйственный «Фольксваген», купивший контрольный пакет акций «Шкоды», немного скорректировал список поставщиков комплектующих. Но по большому счету конструкция осталась прежней и, вероятно, перешла бы без изменений и на следующую модель, не скажи вновь свое веское слово экология: в требования Евро II без распределенного впрыска уложиться сложно.

Фирма «Сименс» предложила для «фелиций» систему управления двигателем «Симос 2Р» (Simos 2P). Так родились два новых мотора с увеличенной степенью сжатия (на более мощный 50-киловаттный агрегат устанавливали еще распредвал с иными фазами).

В коллекторе появились четыре форсунки, катушки расположились на единой планке, связывающей свечи зажигания, генератор стал приводить в движение широкий поликлиновой ремень. Двигатели не только «позеленели» — изменились и внешние скоростные характеристики. Максимальные мощность и крутящий момент достигались на более низких оборотах.

2000–2002. С появлением «Фабии» в конструкцию старого мотора внесли небольшие коррективы, однако в основе остался тот же агрегат из 70-х. Правда, узнать его непросто — родовые черты скрывает модная пластиковая крышка. Два мотора выросли в объеме — увеличился ход поршня. Другой вышел маленького «роста» (наверное, сказалась наследственность) — всего-то 996 смз.

Новые моторы стали разборчивее в еде — новую программу «Симос 3РВ» откалибровали под бензин «супер». Правда, «нормой» двигатели не отравятся, но работают не в полную мощность. Современный мотор не должен докучать лишними регулировками, к тому же в духе времени — увеличенные интервалы между плановыми ТО. Поэтому между распредвалом и штангами поставили гидротолкатели, компенсирующие тепловые зазоры. Педаль газа и дроссельная заслонка теперь связаны не тросом, а проводами.

Чтобы уложиться в нормы по шуму, потребовалось модернизировать опоры крепления. В зависимости от комплектации и управляющей программы двигатели выполняют нормы Евро II — Евро IV.

2002-?.. Гильзованный блок, трехопорный коленвал, «нижний» распредвал, короткая цепь без натяжителя и успокоителя... Нет, это не двигатель 70-х, а современный мотор, который устанавливают на «фабии». Пережив несколько поколений автомобилей, постоянно подстраиваясь под новые нормы, мотор дожил до дней сегодняшних и при этом не слишком уступает современным двигателям.

Но ничто не вечно. Часы этого мотора сочтены, вряд ли он переживет еще одну модернизацию. Из него выжаты все соки, так что вносить серьезные изменения в устаревшую конструкцию нет резона — технически проще и экономически выгоднее разработать и освоить в производстве новый агрегат.

Поэтому в семействе «фабий» появились два новичка рабочими объемами 1390 смз, не имеющие ничего общего со своими братьями. Блок отлит из чугуна, коленчатый вал крепится на пяти опорах, наверху, в головке блока — два распредвала, приводимых зубчатым ремнем, и — наконец-то! — 16 клапанов.

Интересно, сколько модернизаций будет у этого мотора и надолго ли он останется в строю?

Двигатель «Шкоды-Фаворит», доживший с небольшими изменениями до нынешней «Фабии»: 1 — поддон картера; 2 — блок цилиндров; 3 — карбюратор; 4 — штанга; 5 — головка блока; 6 — поршень; 7 — гильза; 8 — распредвал; 9 — шатун; 10 — коленвал.

Так от поколения к поколению изменялись внешние скоростные характеристики: а — карбюраторный мотор «Фаворита»; б — двигатель «Фелиции» с распределенным впрыском; в — восьмиклапанный мотор 1,4 MPI (50 кВт) «Фабии»; г — самый мощный (74 кВт) двигатель «Фабии».

Двигатель 1,3 MPI с распределенным впрыском топлива появился на «Фелиции» в 1996 году.

Последний из старой когорты — мотор 1,4 MPI мощностью 50 кВт.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии