Авто-помощники: верные друзья

Порассуждаем о ценности систем безопасности современных авто.

Официальная классификация оригинальностью не отличается – устройства делятся на активные и пассивные. Первые помогают водителю избегать критических ситуаций. В этот джентльменский набор входят антиблокировочная система (ABS), системы распределения тормозных усилий (EBD), помощи при экстренном торможении (Brake Assist) и стабилизации движения (ESP). Есть и другие, менее популярные помощники вроде системы ночного видения или устройства, сигнализирующего об уходе с занимаемой полосы, – возможности нынешней электроники безграничны.

Вторые заботятся исключительно о спасении, пытаясь минимизировать последствия ДТП. Это ремни безопасности, подушки и подголовники.

Целый ряд опций ни в одну из групп не попал (скорее всего, потому, что они не подходят под определение «система»), однако активно пропагандируются рекламой. Что-то вроде «полностью дисковых тормозов» или некрашеных бамперов.

Потребитель к спасительным опциям относится по-разному – от «пусть будет» до «мешают ездить» и «держу, но не пользуюсь». Те же тенденции можно проследить и у производителей. Абсолютно голые модели встречаются в производственной программе АВТОВАЗа («Лада-2107» – от 199 900 рублей) и заводов некоторых ближайших соседей («ДЭУ-Нексия» – от 242 000, «ЗАЗ-Шанс» – от 240 000). Иные бренды немного щедрее – в базовое оснащение входит хотя бы одна подушка безопасности («Рено-Логан» – от 327 000, «Лада-Калина» – от 341 900). Изобилие начинается, стоит нам уйти от слова «бюджетный» («Форд-Фокус» – от 509 000, «Фольксваген-Поло Седан» – от 412 800) и простирается до бесконечности – к примеру, «Лексус-RX» стоит от 1 850 000 рублей.

АКТИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

История этих устройств началась по большому счету с антиблокировочной системы тормозов. Она обладает как минимум двумя неоспоримыми преимуществами: удерживая протектор на грани блокировки, обеспечивает минимальный в данных условиях тормозной путь, одновременно сохраняя возможность управления автомобилем – колесо-то вращается! Прочие опции из «тормозной» серии задействуют узлы той же ABS и дополнительные программы в блоке управления.

EBD, в частности, гарантирует нужную очередность затормаживания колес на частично загруженном автомобиле: передние раньше задних. То же относится к системе стабилизации (ESP) – здесь электронный разум просто притормаживает пробуксовывающее колесо. К сожалению, опции не всегда предлагают единым пакетом, некоторые приложения приходится докупать. Сделать это стоит без сожаления – такой запас карман точно не тянет, а при необходимости ту же систему стабилизации можно, как правило, отключить, хотя бы частично.

+ Оказывает неоценимую помощь даже опытному водителю – переиграть электронику по силам разве что тренированному спортсмену.

– Неотключаемая система стабилизации может мешать в некоторых условиях движения.

ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Обезопасить себя на случай ДТП можно по-разному. Спортсмены, к примеру, предпочитают шлем, специальное гоночное кресло и многоточечный привязной ремень. Прочно, надежно... но некомфортно. В гражданской технике те же задачи решают иными способами.

Вместо интегрального сиденья-ковша используют обычное (с раздельной подушкой и спинкой), снабженное регулируемым подголовником. Такое кресло легко подогнать под любую фигуру. Сзади условия обитания обычно скромнее, однако нередкое отсутствие там спасительной опоры для головы разумного объяснения не имеет – шея тамошнего обитателя ничуть не прочнее других.

Инерционные ремни безопасности почти не стесняют движений, ущемляя права свободолюбивых граждан в значительно меньшей степени. Расплата за удовольствие – довольно низкая удерживающая способность. Проблему решают преднатяжители: в момент удара лента ремня автоматически натягивается, надежно прижимая человека к сиденью. К сожалению, устройство встречается не на всех моделях – поинтересуйтесь у продавца.

Но самая, пожалуй, главная вещь – эйрбег, способный в известной мере заменить и кресло, и шлем, и даже каркас безопасности. Фронтальные подушки защищают голову (а заодно и грудь) спереди, боковые и потолочные (шторки) – сбоку. Стоят такие спасители дорого, а служат не вечно, в среднем около десяти лет. Однако горевать о «впустую» потраченных деньгах не стоит – это плата за пресловутую соломку, постеленную в нужном месте.

+ Существенно снижают тяжесть последствий в случае ДТП.

– Не обнаружено.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Эта категория официального названия не имеет. Сюда записывают устройства и приспособления второго эшелона, расположившиеся где-то между «безопасностью» и «комфортом».

Парктроник – одна из наиболее популярных опций этой серии, поскольку определить, где начинается и кончается современный автомобиль, с места водителя почти нереально. Камера заднего вида дороже и капризнее – в ненастье объектив мгновенно залепляется грязью.

Неплохо зарекомендовал себя датчик дождя: с ним не придется отвлекаться, чтобы изменить режим работы стеклоочистителя.

А вот датчик включения головного света или сигнализатор ухода с полосы – типичные буржуйские штучки, позволяющие нерадивому водителю перекладывать часть ответственности на ни в чем не повинный автомобиль.

Встречаются опции вовсе бесполезные – круиз-контроль, например, мало пригоден для рваного ритма отечественных автострад.

Некоторые достоинства и вовсе придуманы ушлыми продавцами. Аргумент «полностью дисковые тормоза» нельзя признать убедительным, так как тормозная динамика – забота не потребителя, а конструктора. И если машина официально допущена к продаже, значит, ее характеристики отвечают стандарту.

+ Помогают водителю избежать некоторых ошибок, делают управление более комфортным.

– Реальная польза некоторых опций весьма сомнительна.

Подпишитесь на «За рулем» в