Иномарочный бум 2001-го

ИНОМАРОЧНЫЙ БУМ 2001-ГО

ЦЕНЫ

ИНОМАРОЧНЫЙ БУМ 2001-ГО

МИНУВШИЙ ГОД ОТМЕЧЕН РЕЗКИМ РОСТОМ ПРОДАЖ ИНОМАРОК — КАК НОВЫХ, ТАК И ПОДЕРЖАННЫХ

ТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО

По официальным данным ГТК РФ, только с января по сентябрь прошлого года в страну ввезено около 340 тысяч машин (из них новых — 78,9 тыс.); таможенных платежей за это время собрали 23 млрд. руб. (по предварительным подсчетам за год около 35 млрд.). Для сравнения — за весь 2000 год было ввезено 208 тыс. иномарок.

Есть несколько причин автомобильного бума. Во-первых, росли доходы населения. Во-вторых, в растаможке наведен долгожданный порядок — объявлены доступные тарифы и отменены абсолютно ВСЕ льготы, позволявшие просочиться через их «игольное ушко» доброй половине покупателей. В-третьих, сказался чрезвычайно благоприятный курс европейских валют и, в частности, марки к доллару. Машина, предлагаемая в Германии за 10 тыс. марок, лет пять назад обходилась примерно в 7000 долл., а теперь — лишь в 4500.

Итоги трех кварталов подтверждают тенденцию к росту продаж. Так, компания «Дженерал моторс» в январе-сентябре 2001 года в 2,44 раза увеличила сбыт легковых автомобилей и вседорожников по сравнению с январем-сентябрем 2000-го, «Форд» — в 2,9 раза, «Ауди» — вдвое, БМВ — в 2,3 раза, «Даймлер-Крайслер» и «Тойота» — в 1,7, «Мицубиси» — на 50%, «Фольксваген» — в 2,2, «Ниссан» — в 2,3 раза, «Сузуки» — на 90%, «Рено» — на 76%, «Пежо» — в 3,1, «Хёндэ» — в 3,2, а «Вольво» и вовсе в 3,3 раза!

По мнению экспертов, продажи новых и подержанных автомобилей иностранного производства в России и дальше будут расти. Так, согласно прогнозам Минэкономразвития, в 2005–2010 гг. поставки легковых автомобилей из дальнего зарубежья составят 400–500 тыс. штук в год. Цены на новые иномарки в России у официальных дилеров не изменялись или имели тенденцию к небольшому снижению (в связи с резким ростом продаж); некий рост «средних» цен был вызван только появлением новых моделей. Зато цены на подержанные автомобили резко колебались в течение года. Кроме обычных сезонных всплесков (весной и осенью), на их рост сильно повлияло ожидание изменения таможенных пошлин. Впервые об этом было объявлено в июне, и уже в июле был отмечен рост. Он продолжался и осенью, причем даже более быстрыми темпами; многие перегонщики к началу зимы стали придерживать уже ввезенные иномарки, рассчитывая на еще больший всплеск в начале 2002 года.

Тенденции роста можно проследить на примере нескольких относительно свежих иномарок 1997 года, которые в категорию «старых» (и, значит, под повышение пошлин) не попадают. Многие автомобили малого класса вместо того, чтобы подешеветь, росли в цене! Так, «Ниссан-Алмера» в январе продавался в среднем за 6,8 тыс. долл., а в ноябре стоил уже 7,6 тыс.; " Renault 19" подорожал с 3,9 тыс. до 5, " Рено Меган" — с 7 до 7,6, " Шкода Октавия" — с 8,4 до 9,2, а " Сузуки Балено" — с 5,5 до 7,3. Одна из самых распространенных у нас иномарок — " Дэу Нексия" тоже не очень спешила дешеветь, как раньше: 4,4 тыс. долл. в январе и 4,0 тыс. — в ноябре.

Автомобили среднего класса в основном не дорожали, но и не дешевели. Так, «трешку» БМВ в январе можно было купить за 13,5 тыс. долл., в начале лета — за 13, а к ноябрю она снова «подросла» до 13,3 тыс. " Мицубиси Галант" оценивался в январе в 13,5 тыс., в июне — 10,5, а под Новый год — в 11,8 тыс. долл.

Самое любопытное — вдруг резко начали расти в цене дорогие вседорожники престижных марок. «Джип-Гран Чероки» за 10 месяцев 2001 года — с 15–18 тыс. долл. до 20 тыс., «Ленд-Ровер Дискавери» — с 16,7 до 17,4, " Lexus GS 300" — с 21 до 24, " Мицубиси Паджеро" — с 16,3 до 19,5, " Nissan Patrol GR/">Ниссан Патруль" — с 15 до 22, " Опель Фронтера" — с 12,2 до 14,8. Тенденция не очень приятная. К сожалению, для подержанных иномарок прогноз цен на 2002 год пессимистический: пересмотр пошлин вызовет новый виток роста. Только вот сможет ли казна и в будущем собирать такие средства на таможне? Маловероятно...

Андрей БАРАКИН и Сергей РОМАНОВ, торговый комплекс «Автогарант» (крупнейший в России авторынок; ежедневно здесь выставляется на продажу около 2,5 тыс. подержанных автомобилей)

Основное влияние на рост продаж и цен во втором полугодии оказало предполагаемое повышение таможенных пошлин. Наверняка с введением новых тарифов нас ожидает и всплеск коррупции на таможнях: ведь год выпуска, обозначенный в индексе VIN буквой, начинается с сентября предыдущего. Всегда есть соблазн «договориться» с таможенником, чтобы автомобиль попал в ценовую нишу «до 7 лет». Основной довод тех, кто ратует за пересмотр тарифов, — защита отечественного производителя. В 2001 году его дополнительно не защищали, но средняя цена на российские автомобили возросла на 500 долл. Как только их начнут «защищать», отсекая конкурентов, — по нашим прогнозам, она сразу еще более вырастет.

Ажиотаж в ожидании повышения таможенных платежей вкупе с подорожанием моделей ВАЗа и ГАЗа привел к росту цен на подержанные иномарки в среднем на 1000 долл. Если повысят пошлины, практически прекратится ввоз иномарок старше 7 лет — это будет невыгодно. Но с рынка они не исчезнут — будут перепродаваться те, что пригнаны раньше. Цена на них возрастет или останется на прежнем уровне (вместо того чтобы упасть со сменой календарного года). Те, кто скопил на покупку автомобиля 6–7 тыс.долл., видимо, вынуждены будут «повернуться лицом» к отечественным моделям — скажем, моделям «десятого» семейства ВАЗа. Но это — пока не пройдет первый испуг. К сожалению, поскольку качество этих машин по-прежнему оставляет желать лучшего, часть покупателей предпочтет подержанные иномарки, и спрос на них упадет несильно — наши граждане уже поняли, что такое хороший, комфортный автомобиль. Зато цены, конечно, еще вырастут.

Александр СОКОЛОВ, фирма «СИМ» (официальный дилер японских компаний «Исудзу» и «Сузуки»)

В августе было внесено изменение в постановление правительства, и таможенная ставка на новые импортные автомобили с объемом двигателя до 1,5 л уравнена со всеми остальными (с 20 до 25%) — якобы в свое время «вкралась опечатка». Таможенное оформление автомобилей этого класса подорожало на 300–350 долл., но мы не стали поднимать розничные цены — пошли на уменьшение собственной прибыли. Если в течение года менять цены несколько раз, это может негативно сказаться на уровне продаж, особенно в секторе малых, недорогих автомобилей. Мы не привязываем свои цены к росту стоимости отечественных авто или новым постановлениям по подержанным, а стараемся четко придерживаться выбранной линии. Программа развития у официальных дилеров рассчитывается теперь на несколько лет вперед. Мы, к примеру, знаем, какие модели ожидать через два года, как будет складываться ситуация с запчастями, сервисом и т.д.

Продажи в 2001 году заметно выросли. У нас, дилеров иностранных компаний, конкуренция очень жесткая, тем более что сейчас практически нет проблем с сервисом (особенно в Москве), запчастями, а большинство дает гарантию на три года. За счет больших объемов реализации удается снижать цены. На самом дешевом автомобиле фирмы прибыли продавца минимальны (если есть вообще), зато он «пропагандирует марку».

Увеличение пошлин на подержанные автомобили никак не скажется на машинах высокого класса, а вот недорогие, неновые ввозить станет невыгодно. Мы считаем, что в такой ситуации может сильно возрасти покупательский интерес к новым недорогим иномаркам, а за счет «вала» цены на них удастся еще немного снизить.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии