Гейша станет экономкой

ГЕЙША СТАНЕТ ЭКОНОМКОЙ

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/БРАК ПО РАСЧЕТУ

ГЕЙША СТАНЕТ ЭКОНОМКОЙ

В АВТОПАРКЕ "ЗА РУЛЕМ" - ТЕХНИЧКА ИЗ ЯПОНИИ

ТЕКСТ / АНДРЕЙ КОЧЕТОВ, СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ

ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВ

Приглашаю на работу покладистую хозяйку, средних лет, иностранку. Оплата по договоренности...

Такое или примерно такое объявление могло появиться в газете, если бы разговор шел о домработнице. Но в данном случае имеется в виду подержанный автомобиль зарубежного производства для перевозки людей и грузов до 600-800 кг - этакая универсальная "хозяюшка", способная решить большинство транспортных проблем.

С газовским "Соболем" мы изрядно намучились (ЗР, 2000, № 1, 12; 2001, № 4, 10). Доконали нас поломки и связанные с ними траты, поэтому решили купить, по сходной цене, некую альтернативу. Вариантов море. Первая кандидатура на "пробный брак" - иномарка стоимостью 8-10 тыс. "зеленых", желательно большой мини-вэн. Продолжительность испытаний - 6-8 месяцев: зима, весна, лето - то есть три времени года. Срок вполне достаточный, чтобы составить вполне объективное мнение об избраннице. Далее, не затягивая, продаем и ищем другую, подобную. Надо же найти действительно лучшую.

ОТЫЩИ, ЗАПЛАТИ, ПОЧИНИ

Как оказалось, купить искомое авто в Москве не просто. За почти "уезженные" (250-300 тыс. км пробега), но все же на ходу, европейские "тойоты лит-айс", "фольксвагены-каравеллы", "мицубиси L-300" и их аналоги, от 10 лет и старше, просят 4-5 тысяч долларов. Машины того же класса в хорошем состоянии (пробег 100-150 тыс. км, возраст 6-8 лет) стоят уже от 10 до 15 тысяч. Золотая середина - редкость. Помог, как обычно, случай: "Тойота-Превия" 1993 года выпуска, привезенная в свое время из Канады, понравилась сразу. Однообъемник каплевидной формы, с огромным велюровым легко трансформируемым салоном, автоматической коробкой передач, полным приводом, грузоподъемностью 800 кг подошел нам и по цене, и по состоянию.

Автомобиль этот выпускали с 1990 по 1994 год в самых разнообразных комплектациях. Наиболее интересная - для внутреннего рынка Страны восходящего солнца (Estima Lusida) с турбодизелем 2,2 л (100 л/с), только правым рулем и полным приводом. Для Европы и Америки предлагался единственный бензиновый мотор 2,4 л, с механической или автоматической коробкой передач. Привод - задний или 4х4. Роднит все комплектации одно - их делали только в Японии. Доставшийся нам полноприводный экземпляр - это семь пассажирских мест, электропакет, кондиционер, круиз-контроль, АБС, подушка безопасности для водителя.

По компоновке автомобиль чем-то напоминает автобус: горизонтальный двигатель расположен в базе. К четырехцилиндровому 16-клапанному мотору прилагается еще и полноприводная трансмиссия с виско-муфтой в межосевом дифференциале. Это позволило добиться равной развесовки по осям и понизить центр тяжести. В то же время такая компоновка усложняет серьезный ремонт силового агрегата и трансмиссии в гаражных условиях, хотя с периодическим техобслуживанием при наличии ямы проблем нет - все точки доступны. Исключение - свечи зажигания. Чтобы к ним добраться, необходимо снять правое переднее кресло, поднять ковровое покрытие и открыть специальный люк. Согласно сервисной книжке, делать это придется через каждые 72 000 км. Отсюда и требования к свечам - только с платиновыми электродами.

Прежний хозяин более-менее подробно представил "историю болезни" за двухлетний период владения, а также передал сервисную книжку и инструкцию по эксплуатации. Какого-либо руководства на русском к этому автомобилю отыскать не удалось - пришлось вспоминать английский. Купив и зарегистрировав чудо японской техники, мы посетили специализированную СТО, чтобы определить степень износа отдельных узлов и выявить неисправности, не обнаруженные при покупке.

Цены на диагностику колеблются весьма существенно, во всяком случае в столице. У именитых фирменных сервисменов ревизия всего автомобиля стоит около шести тысяч рублей, а на небольших СТО, специализирующихся на "тойотах", - 1,5-2 тысячи при том же наборе услуг.

И вот приговор: кроме уже обнаруженных неисправностей (не работают АБС, кондиционер и прикуриватель, порван трос стояночного тормоза, горит табло Check engine), требуют замены шаровые опоры, две подушки двигателя, тормозные колодки, датчик АБС левого заднего колеса, кислородный датчик, надо также установить недостающий датчик АБС правого переднего колеса.

Таким образом, первое знакомство началось с ремонта и "большого" ТО - замены всех жидкостей и фильтров. Хорошо, что в Москве с запчастями терпимо: фильтры, ремни, шаровые опоры удалось купить сразу; передний трос ручника, кислородный датчик - на следующий день (заказ - сутки из Финляндии). Датчики АБС, левую и правую ветви ручного тормоза, подушки двигателя пришлось ждать 15 дней.

Когда подсчитали затраты, показалось дороговато - более 1000 долларов! Причем только на запасные части. Но если подумать, автомобиль сам по себе далеко не дешев и 13% от его остаточной стоимости за то, чтобы ездить на исправном дорожном "крейсере", не так уж много. Да и два дня, потраченные на то, чтобы своими силами привести машину в порядок (требования ПИК), для восьмилетнего авто с пробегом 100 тыс. км срок, в общем-то, небольшой.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

А он, этот восьмилетний мини-вэн, оказался очень даже ничего! По крайней мере, усевшись за руль и отправившись в небольшое тестовое путешествие, совершенно не задумываешься о его возрасте и пройденных километрах. Двери легко открываются и закрываются, словно машина вчера выкатилась из ворот завода, концевики исправно зажигают освещение внутри салона. Да и обивка выглядит на четыре с плюсом. Основные системы выполняют свои функции исправно. И не важно, усаживаешься ли ты на рабочее место водителя или в кресло пассажира - все везде крутится, поворачивается и перемещается в нужном направлении. Конечно, возраст выдают кое-где наметившиеся следы коррозии кузова, потертая баранка да беспристрастный одометр. Косвенно солидный пробег чувствуется и в поскрипывании и попискивании приводных ремней, вибрациях силового агрегата, слишком заметных на холостом ходу, нестабильном "холодном" пуске, требующем, как правило, двух попыток. Но все это как-то сразу забывается, стоит перевести селектор "автомата" в положение "D" - настолько легко и непринужденно наш (почти двухтонный) "корабль" устремляется вперед.

В характере "Превии" нет ни грамма резкости и состязательного азарта. Отклики машины степенные, преисполненные достоинства. Временами это даже раздражает - хочется чего-нибудь потемпераментней. Однако, если вы приняли автомобиль таким, каков он есть, нельзя не обратить внимания на чуткую, практически без запаздываний, работу "автомата". Он настолько быстро реагирует на любое перемещение акселератора, словно в трансмиссии существует жесткая связь. Даже современные автомобили не всегда могут этим похвастаться.

Хороша и работа подвесок. Они очень быстро "приучат" к этакой дорожной вседозволенности, легко проглатывая большинство неровностей. Лишь мелкие выступы, швы, стыки довольно шумно передаются на кузов и рулевое колесо. В остальном - хороший комфорт, удачно подобранные характеристики пружин и амортизаторов.

Неплохо продумана "Превия" и с точки зрения управляемости: внятное рулевое управление, умеренные крены кузова, спокойные, стабильные реакции в поведении машины. Никаких водительских изысков нет, но все удобно, понятно, надежно.

"А как же с недостатками?" - спросит придирчивый читатель.

В первую очередь, это японские пропорции сидений и их продольных регулировок. Все выверено настолько точно, что большому человеку не то что отодвинуться - пристегнуться-то ремня едва хватает. При этом некуда деть "ненужную" при "автомате" левую ногу. Выступающий в салон брызговик задвигает ее далеко вправо, почти вплотную к педали тормоза. В результате вроде бы и сидишь высоко, и обзорность хороша, а все время елозишь по сиденью в поисках удобного положения.

Другая неприятность - "слепые" фары. На первый взгляд в темноте "Тойота" сияет, как новогодняя елка - столько на ней всяких разных фонариков. Увы, в движении контрастности наружного освещения явно не хватает - видимо, сказываются возраст и "американские" регулировки фар. Ну а в общем на твердую "четверку" машина тянет.

Приведя автомобиль в исправное состояние, мы, естественно, произвели замеры некоторых параметров на Дмитровском автополигоне. Субъективное ощущение хорошей приемистости и эффективных тормозов подтвердилось цифрами. Для наглядности сравнение с GAZ 2217 (ЗР, 1999, № 10).

Посмотрим, "докатится ли то колесо до Казани..." - до следующего ТО без поломок. "Превии" предстоит нелегкая жизнь в редакции. Мы рассчитываем использовать ее не только как мини-грузовик или микроавтобус для поездок на Дмитровский полигон, но и как автомобиль сопровождения в дальних пробегах.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест - 7; снаряженная масса - 1655 кг; полная масса - 2450 кг; максимальная скорость - 175 км/ч; время разгона с места до 100 км/ч - 11,5 с; расход топлива в условных загородном и городском циклах - 11,0; 12,8 л/100 км; запас топлива - 75 л; топливо - АИ-91, АИ-95. РАЗМЕРЫ, мм: длина - 4750; ширина - 1800; высота - 1780; база - 2860; колея спереди/сзади - 1560/1550; дорожный просвет - 150; объем багажника - 670/1782 л; радиус поворота - 6,1 м. ДВИГАТЕЛЬ: четырехцилиндровый, рядный, четыре клапана на цилиндр, расположен в базе горизонтально; рабочий объем - 2438 смз; диаметр цилиндра и ход поршня - 95,0х86,0 мм; степень сжатия - 9,3; мощность - 97 кВт/132 л. с. при 5000 об/мин; максимальный крутящий момент - 204 Н.м при 4000 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: постоянный полный привод; коробка передач - автоматическая четырехступенчатая. ПОДВЕСКА: передняя - независимая типа "Мак-Ферсон", задняя - мост с тягой "Панара". ТОРМОЗА: с вакуумным усилителем и АБС, спереди и сзади - дисковые. РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ: реечное с гидроусилителем. РАЗМЕР ШИН: 215/65R15.

ЗАТРАТЫ НА РЕМОНТ И

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Запасные части, работы Цена,

(пробег 99 700-101 000 км) руб. ($)

Диагностика двигателя

и ходовой на СТО 1800 (61)

Моторное масло 1520 (51,5)

Трансмиссионное масло 1880 (63,7)

Жидкость для автоматической

коробки передач 600 (20,3)

Смазка литиевая 130 (4,4)

Фильтр:

масляный 350 (11,9)

воздушный 1050 (39,6)

топливный 1590 (54)

Трос стояночного тормоза:

передний 3450 (117)

правая ветвь 1230 (41,5)

левая ветвь 1140 (38,5)

Колодки тормозные 1476 (50)

Датчики системы АБС:

передний правый 3150 (106,5)

задний левый 3450 (117)

Подушки двигателя 2100 (71)

Свечи 1320 (45)

Шаровые опоры 4080 (138)

Ремень генератора 360 (12,2)

Ремень кондиционера 201 (6,8)

ВСЕГО 30 877 (1049,9)

Подпишитесь на «За рулем» в