Луч цвета

ЛУЧ ЦВЕТА

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ТЕХНОЛОГИЯ

ЛУЧ ЦВЕТА

ВДОЛЬ ПО НОВОЙ ЛИНИИ ОКРАСКИ «ВОЛГ»

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

ФОТО / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ

Никогда «Волги» не баловали покупателей разнообразием расцветок, да и стойкость их покрытия к коррозии явно не отвечала современным требованиям. Заводская технология безнадежно пасовала перед «прогрессивными» ядовитыми растворами, которыми поливали дороги.

ГАЗ пошел на радикальный метод лечения застарелого недуга — смонтировал современный окрасочный комплекс «Хайден».

Приглашаем читателей вместе с нами пройти вдоль нитки конвейера, от самого начала, где из сварочного цеха в окрасочный вплывают кузова будущих машин. Здесь с июля 2001 года обрабатывают все «волги» — седаны 3110 и 3102, а также универсалы 310221. Ключевым словом для характеристики этой технологии может быть «дважды». Оно относится и к грунтованию, и к окраске, и к лакировке...

Подготовка к окраске проходит в 12 этапов. После обезжиривания специальным составом кузов фосфатируют — покрывают растворами солей. Двухкомпонентный цинково-никелевый «Фосфотек-1», в отличие от применявшегося раньше однокомпонентного препарата, обеспечивает более равномерное покрытие и пригоден для нанесения как разбрызгиванием, так и окунанием. Сочетание этих двух способов — залог, что ни один, даже самый укромный уголок кузова не останется необработанным.

После промывки обессоленной водой будущую «Волгу» погружают в катафорезный грунт. А вот анафорез на ГАЗе ушел в историю. Новая технология (ЗР, 2000, № 7), в соответствии с которой наносят современный грунт «Дюпон-Хербертс», повышает стойкость металла почти втрое. Первые очаги коррозии на кузове «Волги», помещенном в сверхагрессивный соляной туман, появляются теперь через 750 часов (прежний результат — 270 часов).

Вторичный грунт, наносимый в электростатическом поле, — эпоксидно-полиэфирный. Он пластичен и более стоек к механическим воздействиям, чем применяемый ранее эпоксидный.

Будущая машина уже не выглядит беззащитной, но мы прошли лишь половину нитки. После грунтования сварные швы внутри кузова и днище покрывают пластизолем. Сегодня на заводе применяют как немецкий препарат, так и аналогичный по свойствам отечественный. Кроме того, после сборки машину защищают «Ваксойлом» (его распыляют в пороги, стойки дверей и другие скрытые полости) и подкрылками.

Заводские специалисты считают,

что владелец новой «Волги»

смело может отказаться

от дополнительной обработки

своего автомобиля.

Перед главной операцией — окраской кузов шлифуют: надо удалить следы работы рихтовочного инструмента и посторонние вкрапления в грунт. Затем будущую «Волгу» вновь купают в обессоленной воде, сушат, тщательно протирают специальными салфетками, обдувают сжатым воздухом.

Только теперь кузов вплывает в святая святых — окрасочную камеру. Подкапотное пространство, багажник, проемы дверей окрашивают вручную. С тамошними закоулками не могут справиться даже самые умные и ловкие роботы. Как, впрочем, и с брызговиком облицовки радиатора и верхней панелью передка, закрывающей механизм стеклоочистителей. Эти детали стыкуются с соседними внахлест, поэтому красить их приходится отдельно. Новые пластмассовые бамперы окрашивает изготовитель — нижегородская фирма «Технопласт», получающая краску с ГАЗа.

Первый слой эмали автоматы наносят распылением в электростатическом поле, второй — обычным пневматическим способом. Это необходимо для того, чтобы частицы металла, входящие в состав металликов, ложились на кузов хаотично, а не собирались «в стаи», превращая отдельные участки покрытия в более блестящие. Сразу после второго слоя краски на металлики наносят два слоя лака. Он стойко защищает основное покрытие от механических повреждений.

Дизайнеры ГАЗа совместно с ведущими производителями красок уже подготовили 24 (!) колера. Под них разработали и соответствующие расцветки обивки салонов. Оборудование «Хайдена» позволяет использовать десять цветов ежедневно. Когда комплекс научат работать новыми красками (каждая требует отладки оборудования в соответствии с консистенцией и температурой эмали), они появятся на конвейере.

Немногочисленные кузова GAZ 3111 проходят такую же, как и массовые модели, подготовку. Однако вторичным грунтом и эмалью их покрывают на отдельной линии. Пока кузова новых «волг» требуют более тщательной доводки, зато их цветовая гамма богаче.

«Хайден» рассчитан на перспективу. Здесь можно красить 100 тысяч машин в год, ванны сделаны «на вырост» — в них поместится даже кузов солидного вседорожника. При работе с экологически чистыми эмалями на водной основе (их начинают применять некоторые зарубежные компании) краску до нанесения лака надо сушить. На нижегородской линии предусмотрено место для дополнительной камеры...

И вот кузов приплыл на последний участок. Здесь его придирчиво осматривают, малейшие, порой незаметные непрофессиональному глазу шероховатости полируют. И лишь теперь, убедившись, что рождающуюся «Волгу» на совесть подготовили к встрече с агрессивными российскими дорогами, ее провожают на сборку.

Похоже, у новоиспеченных «волгарей», действительно, поубавится хлопот. Проверим? Редакционная «Волга», окрашенная черным «авантюрином» с лаком, встретила свою первую зиму...

НАША СПРАВКА

С первыми сообщениями о пуске на ГАЗе комплекса «Хайден» по гаражам и автосалонам стали циркулировать слухи об «однослойных» и «двухслойных» машинах. Разъясняем. Все машины на заводе покрывают эмалями в два слоя. Но пока большую часть «волг» окрашивают обычными отечественными красками. Их-то некоторые дилеры и называют «однослойными». Небольшое количество кузовов, получивших прозвище «двухслойных», покрывают импортными эмалями, на которые, как на металлики, наносят лак. Это — временная технология. ГАЗ постепенно наращивает выпуск машин, окрашенных металликом. Пока таких лишь 10%. Обещают, что уже в нынешнем году их будет половина.

Одна из семи ванн, которые принимает кузов по пути от сварочного к сборочному цеху.

Пластизолем защищают днище......и сварные швы.

После окрасочной камеры и сушки кузов попадет на участок контроля и доводки.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии