Луч цвета

ЛУЧ ЦВЕТА

КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ

/ТЕХНОЛОГИЯ

ЛУЧ ЦВЕТА

ВДОЛЬ ПО НОВОЙ ЛИНИИ ОКРАСКИ "ВОЛГ"

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ

ФОТО / ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ

Никогда "Волги" не баловали покупателей разнообразием расцветок, да и стойкость их покрытия к коррозии явно не отвечала современным требованиям. Заводская технология безнадежно пасовала перед "прогрессивными" ядовитыми растворами, которыми поливали дороги.

ГАЗ пошел на радикальный метод лечения застарелого недуга - смонтировал современный окрасочный комплекс "Хайден".

Приглашаем читателей вместе с нами пройти вдоль нитки конвейера, от самого начала, где из сварочного цеха в окрасочный вплывают кузова будущих машин. Здесь с июля 2001 года обрабатывают все "волги" - седаны 3110 и 3102, а также универсалы 310221. Ключевым словом для характеристики этой технологии может быть "дважды". Оно относится и к грунтованию, и к окраске, и к лакировке...

Подготовка к окраске проходит в 12 этапов. После обезжиривания специальным составом кузов фосфатируют - покрывают растворами солей. Двухкомпонентный цинково-никелевый "Фосфотек-1", в отличие от применявшегося раньше однокомпонентного препарата, обеспечивает более равномерное покрытие и пригоден для нанесения как разбрызгиванием, так и окунанием. Сочетание этих двух способов - залог, что ни один, даже самый укромный уголок кузова не останется необработанным.

После промывки обессоленной водой будущую "Волгу" погружают в катафорезный грунт. А вот анафорез на ГАЗе ушел в историю. Новая технология (ЗР, 2000, № 7), в соответствии с которой наносят современный грунт "Дюпон-Хербертс", повышает стойкость металла почти втрое. Первые очаги коррозии на кузове "Волги", помещенном в сверхагрессивный соляной туман, появляются теперь через 750 часов (прежний результат - 270 часов).

Вторичный грунт, наносимый в электростатическом поле, - эпоксидно-полиэфирный. Он пластичен и более стоек к механическим воздействиям, чем применяемый ранее эпоксидный.

Будущая машина уже не выглядит беззащитной, но мы прошли лишь половину нитки. После грунтования сварные швы внутри кузова и днище покрывают пластизолем. Сегодня на заводе применяют как немецкий препарат, так и аналогичный по свойствам отечественный. Кроме того, после сборки машину защищают "Ваксойлом" (его распыляют в пороги, стойки дверей и другие скрытые полости) и подкрылками.

Заводские специалисты считают,

что владелец новой "Волги"

смело может отказаться

от дополнительной обработки

своего автомобиля.

Перед главной операцией - окраской кузов шлифуют: надо удалить следы работы рихтовочного инструмента и посторонние вкрапления в грунт. Затем будущую "Волгу" вновь купают в обессоленной воде, сушат, тщательно протирают специальными салфетками, обдувают сжатым воздухом.

Только теперь кузов вплывает в святая святых - окрасочную камеру. Подкапотное пространство, багажник, проемы дверей окрашивают вручную. С тамошними закоулками не могут справиться даже самые умные и ловкие роботы. Как, впрочем, и с брызговиком облицовки радиатора и верхней панелью передка, закрывающей механизм стеклоочистителей. Эти детали стыкуются с соседними внахлест, поэтому красить их приходится отдельно. Новые пластмассовые бамперы окрашивает изготовитель - нижегородская фирма "Технопласт", получающая краску с ГАЗа.

Первый слой эмали автоматы наносят распылением в электростатическом поле, второй - обычным пневматическим способом. Это необходимо для того, чтобы частицы металла, входящие в состав металликов, ложились на кузов хаотично, а не собирались "в стаи", превращая отдельные участки покрытия в более блестящие. Сразу после второго слоя краски на металлики наносят два слоя лака. Он стойко защищает основное покрытие от механических повреждений.

Дизайнеры ГАЗа совместно с ведущими производителями красок уже подготовили 24 (!) колера. Под них разработали и соответствующие расцветки обивки салонов. Оборудование "Хайдена" позволяет использовать десять цветов ежедневно. Когда комплекс научат работать новыми красками (каждая требует отладки оборудования в соответствии с консистенцией и температурой эмали), они появятся на конвейере.

Немногочисленные кузова GAZ 3111 проходят такую же, как и массовые модели, подготовку. Однако вторичным грунтом и эмалью их покрывают на отдельной линии. Пока кузова новых "волг" требуют более тщательной доводки, зато их цветовая гамма богаче.

"Хайден" рассчитан на перспективу. Здесь можно красить 100 тысяч машин в год, ванны сделаны "на вырост" - в них поместится даже кузов солидного вседорожника. При работе с экологически чистыми эмалями на водной основе (их начинают применять некоторые зарубежные компании) краску до нанесения лака надо сушить. На нижегородской линии предусмотрено место для дополнительной камеры...

И вот кузов приплыл на последний участок. Здесь его придирчиво осматривают, малейшие, порой незаметные непрофессиональному глазу шероховатости полируют. И лишь теперь, убедившись, что рождающуюся "Волгу" на совесть подготовили к встрече с агрессивными российскими дорогами, ее провожают на сборку.

Похоже, у новоиспеченных "волгарей", действительно, поубавится хлопот. Проверим? Редакционная "Волга", окрашенная черным "авантюрином" с лаком, встретила свою первую зиму...

НАША СПРАВКА

С первыми сообщениями о пуске на ГАЗе комплекса "Хайден" по гаражам и автосалонам стали циркулировать слухи об "однослойных" и "двухслойных" машинах. Разъясняем. Все машины на заводе покрывают эмалями в два слоя. Но пока большую часть "волг" окрашивают обычными отечественными красками. Их-то некоторые дилеры и называют "однослойными". Небольшое количество кузовов, получивших прозвище "двухслойных", покрывают импортными эмалями, на которые, как на металлики, наносят лак. Это - временная технология. ГАЗ постепенно наращивает выпуск машин, окрашенных металликом. Пока таких лишь 10%. Обещают, что уже в нынешнем году их будет половина.

Одна из семи ванн, которые принимает кузов по пути от сварочного к сборочному цеху.

Пластизолем защищают днище......и сварные швы.

После окрасочной камеры и сушки кузов попадет на участок контроля и доводки.

Подпишитесь на «За рулем» в