Тучи над королевством

ТУЧИ НАД КОРОЛЕВСТВОМ

СПОРТ

/ФОРМУЛА 1

ТУЧИ НАД КОРОЛЕВСТВОМ

ВСЕГО ЛИШЬ ГОД НАЗАД БУДУЩЕЕ ФОРМУЛЫ 1 ВЫГЛЯДЕЛО БЕЗОБЛАЧНЫМ

ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ

Сегодня уже известен год, возможно, последнего чемпионата мира формулы 1 - 2007-й. Именно тогда заканчиваются все ныне существующие базовые контракты и договоры.

В эту неприятную ситуацию Большой Цирк вовлек не кто иной, как сам его хозяин - Берни Экклстоун. Буря поднялась сразу, как только он продал 75% акций холдинга SLEC, владеющего всеми коммерческими правами формулы 1, немецкой медиа-группе "Кирх" и телекомпании EM.TV.

АВТОМОБИЛИСТЫ ОБИДЕЛИСЬ

Купить это прибыльное дело, приносящее огромные дивиденды (лично Экклстоун только в 2001 году заработал больше всех в Великобритании - 788 млн. фунтов стерлингов, на 600 миллионов с лишним опередив следующего за ним финансиста Мартина Арбиба), хотели многие. В том числе Европейская ассоциация автопроизводителей (АСЕА), куда входят пять из семи ныне "играющих" в формуле 1 фирм - "Даймлер-Крайслер", ФИАТ, "Форд", "Рено" и БМВ. Автомобильные гиганты, от которых напрямую зависит благополучие чемпионата мира, тоже не прочь получить хотя бы часть власти над доходами. Но Берни нашел других покупателей, и АСЕА отреагировала незамедлительно, заявив, что будет проводить "свой", собственный чемпионат формулы 1, в который перетянет все ведущие команды. Это несложно, если учесть, что БМВ фактически совладелец "Вильямса", "Мерседес-Бенц" - "Мак-Ларена", а "Форд", ФИАТ и "Рено" - хозяева "Ягуара", "Феррари" и экс-"Бенеттона". Произойти это может, как было сказано, не раньше 2008 года, так как "конюшни" и SLEC связаны различными обязательствами.

Всю вторую половину минувшего года шла большая закулисная игра. АСЕА начала активные переговоры с группой "Кирх", сумевшей довести свою долю с 36 до 58%, но успеха не добилась. К обещанию альтернативного чемпионата с ее стороны добавились угрозы уйти из формулы 1. Пожалуй, еще более веский довод. Трудно представить, насколько упадет зрительский интерес, если чемпионат покинут "Феррари", "Мерседес" и другие. Кстати, теперь им есть куда уйти!

ФУТБОЛИСТЫ НАСТУПАЮТ

Первые упоминания о "футбольных автогонках", прозвучавшие в августе 2000 года, воспринимались как фантастика. Тем не менее старт первого этапа гоночной серии Премьер-1 назначен на... 14 июля нынешнего года в португальском Эшториле.

Идея организаторов ясна и красива - объединить усилия, опыт и финансы команд формулы 1 и лучших футбольных клубов Европы для создания огромного зрелищного предприятия. Такие гонки собрали бы на одной трибуне и у экранов телевизоров и гоночных, и футбольных фанатов.

Дело закрутилось. Заказ на изготовление шасси, доставшийся было итальянской "Далларе", передали "Рейнарду" - британская фирма построит к старту нового первенства 50 машин. Все будут оснащены моторами "Джадд V10", то есть речь идет о моноклассе - гонках на одинаковых автомобилях.

"Конюшни" формулы 1 отнеслись к затее скептически. Шеф "Мак-Ларена" Рон Деннис прямо заявил: "Это довольно странная идея. Я плохо представляю, за счет чего подобная серия может стать более популярной, чем, скажем, формула 3000, и привлечь интерес достаточно известных пилотов. Не вижу никакой логики в ее создании и считаю, что ничем хорошим все это не кончится". Но одно дело - слова, а другое - дела.

В октябре Фрэнка Вильямса "застукали". Он встречался с владельцем клуба английской футбольной премьер-лиги "Ньюкасл" Фредди Шепхердом. Оба поспешили заявить, что они давние друзья и встреча носит личный характер - Вильямсу якобы небезразличны трудности футбольной команды. А Эдди Джордан недавно проговорился, что хочет построить отношения в своей команде по примеру ФК "Лидс Юнайтед". Более того, пять британских команд формулы 1 ("Вильямс", "Джордан", "Мак-Ларен", "Эрроуз" и BAR) создали совместную компанию GRT. Дым без огня? Едва ли.

Правда, у Премьер-1 есть сложности. Из предполагаемых 24 футбольных клубов (заметим, что именно 24 машины будут стартовать в гонках формулы 1 2002 года) свое участие однозначно подтвердили пока только два - "Лидс Юнайтед" и португальская "Бенфика". Но календарь 10-этапного чемпионата способен внушить доверие кому угодно - Германия, Франция, Великобритания, Италия, Чехия, Голландия, Испания, Аргентина, Бразилия. "В ближайшие недели мы подпишем контракты с остальными клубами", - заявил в ноябре исполнительный директор серии Премьер-1 Хайнц Шуртенбергер.

ЗАМОРСКИЕ ИНТЕРВЕНТЫ

Как говорится, беда не приходит одна. Давний конкурент формулы 1 американская Всемирная серия CART нанесла ответный удар. На возвращение Гран-при в США CART ответила в минувшем году сразу двумя этапами в Европе. Причем в главных гоночных оплотах Старого Света - Германии и Великобритании. Вдобавок к этому CART набрался наглости предложить боссам формулы 1 "как-нибудь на днях" провести совместный уик-энд, то есть две гонки разных чемпионатов в один день на одной трассе. По мнению американцев, это имело бы колоссальный коммерческий успех.

Пока что серии CART далеко до популярности формулы 1. Но у американского чемпионата есть немаловажное преимущество - гонки выигрывают пилоты целой дюжины, а не двух-трех команд. Не случайно именно в CART уезжали отличившиеся в Европе талантливые молодые пилоты - Жиль де Ферран, Дарио Франкитти, Хуан-Пабло Монтоя. Не всех удалось вернуть обратно. А чемпион формулы 3000 минувшего года 22-летний англичанин Джастин Уилсон вообще переехал в CART "назло", в знак протеста: "Я думал, что формула 3000 действительно парадный вход в формулу 1. Оказалось, кроме должности тест-пилота, мне никто ничего не может здесь предложить. Отлично, попробую другой путь".

Серию Премьер-1 пока никто особо не принимает всерьез. Во всяком случае, целый год в запасе у формулы 1 есть. АСЕА планирует до 2003 года все-таки достигнуть договоренности с "Кирх" и тем самым не доводить дело до создания альтернативного чемпионата. А вот от CART отмахнуться невозможно. Но, как говорит переизбранный осенью еще на четыре года президент ФИА Макс Мосли, чем больше гонок, тем лучше. "Законы рынка таковы, что ни одна "лишняя" гонка не выживет, ей не хватит участников, зрителей и спонсоров. Поэтому мы не собираемся никому вставлять палки в колеса. Наша задача лишь в том, чтобы соблюдались все принятые нормы безопасности".

Немного футбола на пит-лайн формулы 1. Оливье Папис и Педру-Паулу Диниз "симулируют" финальный матч чемпионата мира между Францией и Бразилией.

ЧЕМПИОНАТ МИРА ФОРМУЛЫ 1 2002 ГОДА

3 марта Австралия, Мельбурн

17 марта Малайзия, Сепанг

31 марта Бразилия, Интерлагос

14 апреля Сан-Марино, Имола

28 апреля Испания, Барселона

12 мая Австрия, Шпильберг

26 мая Монако, Монте-Карло

9 июня Канада, Монреаль

23 июня "Европа", Нюрбург

7 июля Великобритания, Сильверстоун

21 июля Франция, Маньи-Кур

28 июля Германия, Хоккенхайм

18 августа Венгрия, Будапешт

1 сентября Бельгия, Спа-Франкоршам

15 сентября Италия, Монца

29 сентября США, Индианаполис

13 октября Япония, Сузука

Подпишитесь на «За рулем» в