Хроника: полвека Renault R4

50 лет назад, 28 августа 1961 года, в болотистой местности Камарг на юге Франции состоялся первый публичный показ новинки Renault – компактного переднеприводного автомобиля R4.

Под солнцем Камарга. Первое фото Renault R4. Дизайнер автомобиля – Гастон Жюшэ

Шестого июля 1961 года с конвейера завода Renault на острове Сегэн сошел последний, 1 105 547-й по счету, заднемоторный 4CV. Замена этому автомобилю к тому времени уже успела попасть на обложку французского журнала L’Auto-Journal (15 июня 1959 года). И это несмотря на все меры предосторожности, предпринятые руководством компании. Прототипы новой машины, «проекта 112», испытывались вдали от любопытных глаз в Миннесоте. Новинка создавалась как ответ на Citroen 2CV, грандиозный успех которого всерьез обеспокоил руководство Renault.

Компьютерной графики, понятно, еще не было, поэтому, снимая иллюстрации для рекламной брошюры, приходилось идти на всяческие ухищрения. В студии был построен макет, демонстрирующий великолепную эластичность подвески Renault R4. На макете также хорошо видна длинная кулиса коробки передач

От инженеров (руководил конструкторским бюро Renault Фернан Пикар) потребовали создать автомобиль максимально простой и в то же время не настолько примитивный, как Citroen 2CV. Все же соперников разделяли более 12 лет – за это время даже малообеспеченные французы научились привередничать.

Renault R4 во всей красе. Капот откидывается «по-модному» вперед вместе с облицовкой, в крыше – двойной матерчатый люк «pare-soleil», сиденья – на трубчатом каркасе

Автомобиль получил просторный цельнометаллический кузов с большой дверью в несколько наклоненной тыльной стенке. Багажник имел совершенно ровный пол («запаска» крепилась под днищем). Четыре сиденья имели самую простую конструкцию с трубчатым каркасом (патент Renault 1936 года).

А так выглядела рукоять переключения в салоне

Новинка получила привод на передние колеса, став, таким образом, первым серийным переднеприводным автомобилем Renault. Поскольку до этого компания выпускала модели с задним расположением силового агрегата, проектировать новую трансмиссию не стали, решив просто передвинуть весь агрегат в переднюю часть кузова. Коробка передач оказалась впереди двигателя? Не страшно. Спроектировали длинную кулису, а рукоять переключения передач, чем-то похожую на ручку зонта, вывели на переднюю панель. Над коробкой передач установили реечный рулевой механизм.

Официальная премьера автомобиля на Парижском автосалоне 5 октября 1961 года

Подвеска у автомобиля торсионная. Для обеспечения достаточной ее эластичности пришлось расположить торсионы во всю ширину кузова. Из-за этого колесная база справа Renault R4 была на 38 мм больше, чем слева (2438 против 2400 мм). Особо наблюдательные могли заметить разницу в расстояниях от задней двери до проема задней колесной арки с правой и левой стороны кузова.

Наклони инженеры заднюю стенку кузова еще немного, и первым хэтчбеком в истории мог стать Renault R4, а не Renault R16 четырьмя годами спустя

Первый серийный образец Renault R4 был выпущен 3 августа 1961 года.

Производственная программа Renault R4 в 1975 году: добавлена «пляжная» версия Safari с модным молдингом и обивкой сидений в крупную полоску

В историю вошла модель R4 (внутреннее обозначение R1120), а вот R3 (R1121) почему-то забылась, хотя одновременно был представлены обе модели. Отличались они прежде всего рабочим объемом двигателя, от чего зависел размер налога, - 603 куб.см, 22,5 л.с. и 747 куб. см, 27 л.с. Предлагалась и модификация с мотором 845 «кубиков» мощностью 32 л.с. (R1122). Хотя и обозначалась она R4 Super Confort, ее налоговая мощность составляла уже 5 сил.

Успех «сельскохозяйственного» автомобиля Citroen Mehari с кузовом из пластика АБС заставил Renault в 1971 году представить прямой аналог – Rodeo на агрегатах Renault R4. Исполнение на снимке называлось Coursiere; предлагались также версии Quatre Saisons, Chantier и Evasion. Все они выпускались мастерской A.C.L. (Ateliers de Construction du Livradois) с 1971 по 1987 год и «ромбик» Renault примерили только в 1976 году. Часть автомобилей получала полный привод мастерской Sinpar, которая также ставила на полноприводный ход обычные Renault R4

У самых дешевых версий отсутствовали стекла в боковинах крыши. Кроме того, Renault R3 можно было отличить по бамперам без «клыков». Задняя дверь у всех модификаций поднималась кверху. Исключением была R4 Super Confort – у нее задняя дверь откидывалась, причем стекло убиралось в ее полость.

Версию Parisienne, «Парижанка», компания Renault представила совместно с журналом мод Elle… восьмого марта 1963 года. Автомобиль отличался оформлением боковины и задней двери под плетение из соломки. Такая отделка у конных экипажей вошла в моду во Франции в 1855 году, после Всемирной выставки в Париже. Компания Renault предлагала также версию R4 Parisienne с отделкой «под шотландку». За декор предлагалось доплатить 260 франков - при стоимости машины порядка 5000 франков

Renault R4 выпускался удивительно долго – продажи в Евросоюзе были прекращены только в январе 1993 года. В это время машину уже не выпускали во Франции. Где именно ее производили? Перечисление всех стран, в которых когда-либо делали R4, впечатляет: Австралия, Алжир, Аргентина, Бельгия, Италия, Ирландия, Колумбия, Марокко, Мексика, Португалия, Чили, Югославия. Всего было изготовлено 8 126 200 автомобилей Renault R3 и R4 разных модификаций.

Развозной фургон Renault Fourgonette на удлиненном шасси R4 (база 2521/2569 мм) имел допустимую полезную нагрузку всего 395 кг, однако пользовался традиционным спросом во Франции, где его называли boulangerie – фургон булочника. Высота грузового отсека составляла 1,18 м. Инженеры Ижевского автозавода переняли эту идею для своего грузовичка ИЖ-2715

Подпишитесь на «За рулем» в