"уралам" на зависть

«УРАЛАМ» НА ЗАВИСТЬ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПУТЕШЕСТВИЕ

«УРАЛАМ» НА ЗАВИСТЬ

ИЗ ВЛАДИВОСТОКА В ПИТЕР — СВОИМ ХОДОМ

ТЕКСТ, ФОТО / ВИТАЛИЙ МУШТА, ХАБАРОВСК

У каждого есть мечта: кто хочет поймать самую большую рыбу, кто выиграть миллион... С момента приобретения «Крокодила» — «Тойоты-Лендкрузер 74» я мечтал принять участие в настоящих внедорожных соревнованиях. Например, в таких, как «Ладога» — международном трофи-рейде по Карелии. Для многих — не вопрос. А если ты живешь на другом конце страны, в Хабаровске? Есть два пути решения проблемы: можно отправить машину в контейнере по железной дороге — именно так попадает на Большую землю абсолютное большинство «японцев» — или добираться своим ходом. Я выбрал второй вариант...

Нашлись и спонсоры, и штурман, и даже попутчики: еще две «Тойоты», а также прибалтийский «уазик», нареченный «Бобиком». Неожиданной проблемой оказались карты — ехали, что называется, «по пачке Беломора».

Стартовать решили от самого края страны — от пролива Босфор Восточный у Владивостока. К ночи по М60 добрались до Хабаровска, еще день до Биробиджана — здесь асфальт закончился, пошла пыльная отсыпка. Машин на трассе на удивление мало, как, впрочем, и бензоколонок — решили заехать на ближайшую у станции Бира. Лучше бы мы ее не заметили! После заправки из выхлопных труб пошел дым непонятного цвета, двигатели перестали тянуть, а последствия этого опрометчивого шага мы ощущали всю дорогу.

В поселке Архара поинтересовались дорогой — по причине нетрезвого удивления ответы архаровцев сводились к словам: «Ну, вы, блин, это...». Дальше можно было ехать на Белогорск, по новому мосту через Зею или на Благовещенск — в конце концов повернули на юг. В Благовещенске плавился асфальт — плюс 36° в тени! — зато с набережной виден китайский город Хэйхэ. Экзотика! Ночевали на природе, на берегу речки — получилось. Костерок, сытный ужин, сто грамм...

В поселке Свободный сфотографировались у КПП космодрома и с ветерком рванули по широкому асфальту строящейся федеральной трассы «Амур». Торопились опрометчиво — после небольшого мостика пришлось менять оторванный амортизатор на одном «Крузере» и дальше внимательно следить за дорогой. Вскоре об асфальте забыли — пошла гравийка: каждый вечер подкручивали гаечки, болтики, крепили груз в кузове «Хай Лакса», укладывали развалившиеся по салону вещи. Прошли Сиваки, Магдагачи; недалеко от Талдана «Амур» закончился, съехали на грунтовку. Попетляв по оставшимся после добычи золота отвалам, выскочили на дорогу к Соловьевску, через который идет магистраль М56 «Колыма»: по ней легко попасть в Якутск, а если повезет, то и в Магадан. Трасса отнюдь не оживленная, перед редкими деревнями и мостами стоят древние бетонные доты.

Сковородино для перегонщиков — конечный пункт Амурской области. Дальше все нормальные люди грузятся на платформы и «чух-чух-чух ту-туу». Мы же простых путей не ищем, поэтому спрашиваем местных: «Как лучше проехать на Читу?» Нас долго не понимают, указывают на станцию и твердят «платформа, железная дорога...», потом неопределенно машут рукой на запад: туда, мол. Едем. Реку Ольдой форсируем по недостроенному мосту, сунув человеку при шлагбауме тысячу рублей — просил больше, ссылаясь на распоряжение начальника, но сторговались. Ночевали на берегу, наблюдая оживленное движение по «закрытому» мосту. Интересно, что выгодней для строителей: достраивать его или открывать-закрывать шлагбаум?

Пошли растаявшие зимники. Халан, Улятка — скорость продвижения подчас лимитируется возможностями лебедки. За день проходим 85–120 км. Добрались до поселка Ерофей Павлович, где у несчастного «73-го» «Крузера» развалился подшипник генератора. В закромах Родины — так мы прозвали ящик с запчастями в «уазике» — нашелся похожий, но не хватает фигурной шайбы. Зато есть хорошие люди! В пятницу вечером они открыли мастерские, включили станок дореволюционной постройки, дали нам самодельный инструмент — со второй попытки (без чертежей, «на глазок») самостоятельно изготовили то, что надо. Поставили — работает!

Переправившись через реку Уркан по метровой глубины броду, полезли в горы. Изредка попадаются машины, мотоциклисты. Бензин А-76 по десятке за литр, солярки нет — достаем канистры. У Семиозерного снова выскочили на «Амур», добрались до поселка Ключевский. Красивое старое поселение стоит на склонах двух сопок, а главное — мороженое в магазинчике! Цивилизация! Опять спросили дорогу на Читу. Дядька на полноприводном КамАЗе дал довольно точное описание пути и уточнил: «В хорошую погоду и малую воду, если повезет и не застряну, иду часов сорок шесть, а не повезет — неделю».

Поселок Сбега назван так потому, что там сходятся три дороги. Выбираем «Дорогу восьми бродов» — все они через рукава реки Урюм. Попался одинокий мотоциклист: «Вы куда? Дальше дороги нет! Я там даже на мотоцикле не езжу!» При форсировании очередной водной преграды двигатель «Хай Лакса» хлебнул водички, залило электрооборудование — выдернули из реки длинным тросом, как морковку. Привал: продувка, прочистка, просушка. Вечером мимо нашего лагеря прошел полноприводный «Урал» с домашним скарбом — первая попутная машина за трое суток...

Заброшенная дорога вдоль железнодорожного полотна осталась еще со времен строительства Транссиба. Иногда встречаются гати, местами и их нет, приходится продираться по мари — это такое верховое болото: тонкий слой дерна, метровый слой жижи, ниже камень. Здесь главное — угадать правильное направление. В одно из «неугаданий» на «Бобике» сгорела пятитонная электрическая лебедка. Выручили росшее метрах в семидесяти одинокое дерево и механическая лебедка «Крузера»...

На следующий день догнали «Урал». Он уже никуда не торопился, прочно обосновавшись в болоте. Построив очередной мостик, бодро проскакиваем мимо — и тут же увязаем сами. Человек, придумавший механическую лебедку, заслуживает памятника. Выкарабкались. В трехстах метрах еще один безнадежно замерший «Урал», а чуть дальше — ура! — начинается твердая дорога.

Пока вытягивали последнюю утонувшую в грязи машину, навстречу подъехали два новеньких УАЗа: «Как дорога?» — «Ну, мы прошли...» И многозначительное молчание на фоне застрявшего «Урала». «Уазики» развернулись и уехали на станцию. К вечеру были в Аксеново-Зиловском, дальше до Читы нормальная дорога. В Чите цивилизация! Автомойка! Еда в ресторане! Баня!!!

Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Омск, Курган, Челябинск — для нас уже почти Европа. Были и здесь приключения, но по сравнению с тем, что мы прошли... Ехали себе и ехали — без грязи, без лебедок. Самара, Москва, Питер — на Исаакиевской площади одометр высвечивал уже одиннадцать тысяч километров. Финиш. Усталость и радость — МЫ ЭТО СДЕЛАЛИ!!!

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!

Ровно год назад мы предложили читателям поделиться впечатлениями об автомобильных путешествиях. Рады, что многие из вас откликнулись на это предложение. Редакция получила немало авторских материалов — лучшие были опубликованы в журнале. Наряду с описаниями конкретных поездок были здесь и обзоры маршрутов, и рекомендации, и оперативная информация. Хорошо, если вы с интересом прочли эти публикации. Вдвойне, если они помогли вам при подготовке к вояжу или подвигли отправиться в путь — тогда можем считать, что с вашей помощью мы выполнили сверхзадачу.

Как и обещали, редакция награждает авторов наиболее интересных работ не просто ценными, но нужными в путешествии призами. Слишком много места в машине не бывает — СВЕТЛАНА БАРМИНА из Москвы (ЗР, 2001, № 5, 9, 10) получит в подарок багажный бокс на крышу своей «Волги». Пользуясь автономным компрессором, ЮРИЙ ПЛЮЩЕВ из Сергиева Посада (ЗР, 2001, № 2, 8) не только подкачает колесо «Нексии», но и надует матрас или резиновую лодку. В отсутствие сервиса рассчитывать приходится только на самого себя — вдали от цивилизации москвичу ГРИГОРИЮ ДЬЯКОНОВУ (ЗР, 2001, № 6) и его «уазику» пригодится набор хороших инструментов. Поздравляем!

И объявляем новый конкурс на 2002 год. Условия те же: объем материала любой, но не более 7–10 машинописных страниц (12–17 тыс. знаков); разумеется, ждем фотографий. Рукописи не рецензируем и не возвращаем; высылайте в адрес редакции (почтовый) или электронный: un@zr.ru. Путешествуйте, снимайте, пишите!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии