Из рук в руки

ИЗ РУК В РУКИ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/РЕВИЗОР

ИЗ РУК В РУКИ

НЕТ СВОЕЙ — ВОЗЬМУ ЧУЖУЮ

ТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВ, ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

Если вспомнить, к прокату журнал обращался неоднократно. Последний раз — в 1961 году. Тогда в Москве числилось 987 прокатных машин, а вскоре ожидали 14 тысяч. Идея лопнула, так и не став завоеванием социализма. Лопнула, несмотря на личное покровительство Никиты Сергеевича.

Ветераны-автомобилисты помнят, что в годы оттепели взять машину на день-другой было совсем не просто — очередь занимали с вечера. Получив вожделенного «Москвича» или «Победу», их, как говорится, гоняли от души — перегружали, царапали, а то и двигатель размораживали («Тосола» тогда не было — заливали воду). Нередко с прокатных легковушек снимали запчасти, заменяя своими, негодными. Дефицит...

Сейчас — другие времена, другие нравы, не работник автобазы, а Клиент — царь и бог. Рисуется такая картинка: я небрежным жестом толкаю дверь в прокатную контору, мне предлагают чашечку кофе, выкатывают автомобиль желаемого цвета (и размера...), сажусь и еду по делам, ни о чем не беспокоясь. Какой там техосмотр, ремонт, страховка и прочие процедуры, знакомые автовладельцу. От меня лишь некоторая сумма денег — все остальное берет на себя автосалон.

ИЗВИНИТЕ, МАШИН НЕТ

Если верить Интернет-справочнику, в Москве чуть не полсотни фирм предлагают автомобили в аренду. Найду-ка самый дешевый... «Алло, машины есть?» — «Есть » Рено Клио Символ". 50 долларов в сутки под залог в 1500 долларов..." Лихо. Где же на столь увесистый залог наскрести? В другой конторе предлагают "Шкоду-Фелиция" — 55 за 24 часа. Залог — 200. Многовато, зато залог невелик. Расспрошу-ка подробнее: "Можно забрать прямо сейчас?" — "Для начала скиньте по факсу паспортные данные — проверим через милицию. Потом решим: давать или нет". — "Потом, это когда?" — "Не знаем, сейчас свободных машин нет..."

Еще два десятка контор — тщетно. Всюду дорого либо очень дорого. Попробуем «отечественный вариант». «Сдаете машины в аренду?» — «Конечно, и прямо сейчас. Все модели ВАЗ. „Нива“, „десятка“, „пятерка“. Вам какую? Нет, „Оки“ нет...» Что ж, еду. Контора называется «Элекс-Полюс». Девушка предлагает заполнить бумаги — договор и расписку в получении залога (4500 рублей). Цена? Всего 23 доллара за день (из них два за магнитолу). Ограничение пробега — до 350 км в сутки.

ЗА ВСЕ ПЛАТИТ... КЛИЕНТ

Радости поубавилось после знакомства с договором. Каверзный оказался документ. Если машину угонят, то 25% ущерба плачу я. Вот тебе и «прощай, проблемы». Неужели загонять машину на платную стоянку? В конторе предложили противоугонное устройство на руль за 5 долларов. «Зарабатывают»...

А если авария? Договор и здесь начеку: клиент отвечает, когда ущерб превышает сумму страховки. Снова сэкономили. Стукну «жигуль» — не беда, за меня заплатят. А задену новый «мерс» — придется продавать квартиру? К тому же после аварии клиент обязан возместить «Элексу» ущерб от... простоя автомобиля в ремонте. Если же машина сломается в пути, буксировать буду за свой счет... Что поделать, редакционное задание обязывает. Беру.

Чистенькую ядовито-желтую «семерку» (пробег 40 тыс. км) украшали трещина и сколы на ветровом стекле (формально с таким дефектом эксплуатация автомобиля запрещена). Колеса — с летней резиной. Запаска — зимняя шипованная (следуя ПДД, я даже не вправе ее поставить — запрещено). Ни насоса, ни манометра, ни отвертки — один «балонник». Зачем-то сняты щетки «дворников» на фарах и отключен насос подачи омывающей жидкости, хотя все исправно. Странно — штука удобная, особенно в слякотную погоду.

Крутанул стартером — машина выбросила солидную порцию черного дыма. Лезу под капот. Ага! Заедает телескопическая тяга «подсоса» — дело обычное и поправимое, был бы инструмент. «Вы не волнуйтесь — мы за машинами следим», — подбодрил на прощание менеджер «Элекса».

Я не поверил и поехал в наш техцентр «Тушино» посмотреть, что значит у «Элекса» «следить за машинами».

На ходу «семерка» совсем не порадовала: неустойчива на дороге — приходится «отлавливать», двигатель отчаянно детонирует, дергается и откровенно не тянет. Первая передача включается с трудом. На месте машину обвешали приборами и поставили диагноз.

Причина детонации — выставленное на слух зажигание (опережение завышено на 5°). В карбюраторе заслонки открываются не полностью — погнута педаль газа. Смесь на границе нормы (СО — 2,9%). Первая передача плохо включается, скорее всего, по причине износа блокирующего кольца и муфты синхронизатора — сцепление пока в норме, только в его приводе нет зазора. (У следующего клиента может отказать.) А вилка без пружины.

«Плавала» «семерка» по двум причинам. Слишком мал кастер: на левом колесе — 1°, на правом — 2° при норме 4° 30'. Кроме того, давление в передних шинах — 2 атм, в задних — 1,7 (левое) и 1,4 (правое). При таком раскладе "классика" дорогу не держит, требуя постоянного подруливания. Если фирме лень возиться с кастером, то уж колеса накачать могли бы. А так — ездить на ней просто опасно, особенно зимой.

Генератор выдает 13,2–13,4 В вместо положенных 13,8–14,2. Значит, аккумулятор недозаряжается и жить ему осталось недолго. Кому-то он достанется! На моторном щите обнаружились потеки. Оказалось, верхний шланг «печки» прорезан хомутом, из-под него и сочится «Тосол». Порвется в любой момент! Закрыл краник «печки» и поехал домой в холоде, оттирая ладонью запотевающее стекло.

Ночь прошла беспокойно. Несколько раз просыпался: не позарился ли кто-нибудь на прокатную собственность? Поскорей бы избавиться от нее. Утром повалил снег. Возвращаться пришлось с открытыми окнами... Замерз страшно. «Машина грязная — платите за мойку 200 рублей» — беззаботно выдал приемщик в конторе. Человек я спокойный, но здесь не выдержал. Сказал все, что думаю по поводу их проката и денег не дал. Проняло. Залог вернули.

ИНОМАРКА ПО ЦЕНЕ «ЖИГУЛЕЙ»

Но есть и другие фирмы. Попробую еще раз? Через два дня поисков наткнулся на фантастическое предложение от «Л-сервис»: " Дэу Нексия" за 25 долларов в сутки, залог — 200 долларов. Пробег не ограничен. В офисе чудесная обстановка — кофе, кресла, журналы. Все быстро — никаких формальностей. Заплатил и поехал. Об этом мечтал.

Автомобиль оказался застрахован по рискам: ущерб, хищение, гражданская ответственность (лимит 10 тыс. долл.). Никаких доплат за магнитолу и мойку машины — дорожат репутацией.

«Нексия» попалась в роскошной комплектации GLE, с электростеклоподъемниками, кондиционером, «муль-т-локом». Пробежала 38 тыс. км. Обувка — шипованные шины. На ходу ведет себя как надо, неплохо держит дорогу. А дальше пошло-поехало. Работало все, кроме... «печки» (с рукоятки управления соскочил тросик). У ворот нашего техцентра пассажир не смог выбраться с заднего сиденья — замок левой двери был сломан. В бачке омывателя залита вода. Не сегодня-завтра грянут холода (дело было 8 ноября — прим. ЗР) и она замерзнет. Тогда придется загонять «Нексию» в теплый бокс на несколько часов — чтоб растаяла. Достать бачок непросто: расположен он под крылом, и чтобы добраться до него, придется снимать подкрылок и щиток. Низкая плотность электролита (1,2–1,21 кг/смз) удивила — генератор выдает положенные 14,2 В. То ли разряжен аккумулятор, то ли предназначался для тропиков. Колеса накачаны замысловато: в передних — 2 и 1,5 атм (при норме 1,9), в задних — 1,4 и 1,95 (при норме 1,6).

Это ж надо — вторая машина и снова «холодная»! Возвращая «Нексию», поделился впечатлениями с приемщиком: «Печка» не работает..." — "Не знаю — до вас все работало", — огрызнулся паренек.

Вот вам и новые времена! Ну прямо как тогда, в шестидесятые. В те годы журнал писал: «...работники автобаз часто бывают грубы с клиентами, нерадиво относятся к делу, стремятся во всем винить абонента». Мало что поменялось с прошлого века.

А в разговорах с другими пользователями прокатных машин (в основном «жигулей» и «девяток») выяснилось, что почти у каждой из них находят мелкие дефекты. Не здесь — так там. А вот тормоза и свет всегда в порядке. И все же нас не оставляет надежда, что мы перекроем-таки хрущевские времена если не в стремлении к коммунизму, то по крайней мере в количестве прокатных машин. А если повезет — и в качестве услуг. Как бы то ни было, взять напрокат машину можно и сегодня, все же дешевле, чем такси, — километр обошелся в 2,9 рубля против 7 за «шашечки».

РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ ПРОКАТА

Не рассчитывайте, что нужная машина вас дожидается. Договаривайтесь с прокатом заранее, а накануне еще раз все уточните.

Важно иметь «права» (с временным разрешением могут отказать) и регистрацию в паспорте (без нее размер залога возрастает).

За посещение соседних областей на прокатной машине взимают дополнительную плату.

Лучше не пользоваться услугами фирм, где ответственность (за угон, аварию, ремонт...) перекладывают на клиента.

Не уезжайте из конторы, пока машина полностью не прогреется и пока вы не проверите работоспособность ее систем.

Потребуйте внести в акт сдачи-приемки все обнаруженные дефекты (царапины, сколы, дырки в сиденьях...).

Всегда настаивайте на подкачке шин — спущенное наполовину колесо может стать причиной аварии.

Не гоняйте на незнакомой машине: кто знает, что у нее там внутри (да и вообще не гоняйте — незачем).

Менеджер «Элекса» принимает от нас автомобиль после проката. «Забирай свою „семерку“ — и катайся сам...» — чуть не вырвалось у меня.

а. Ключа нет: жди вора?

б, в. Эти «раны» у «Нексии» были до нас.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые