Замеряем топливную экономичность: статья расходов

Почему данные о расходе топлива, приводимые производителями автомобилей, не совпадают с реальными показателями? На этот часто возникающий вопрос отвечает доктор технических наук Клаус Роде-Бранденбургер, инженер концерна «Фольксваген».

Условия при замерах на беговых барабанах по циклу NEFZ довольно трудно воспроизвести в реальной обстановке. Ведь испытания проводят при комфортной температуре 20 °C, с выключенными энергопотребителями и без привязки к постоянно изменяющейся дорожной ситуации.

Условия при замерах на беговых барабанах по циклу NEFZ довольно трудно воспроизвести в реальной обстановке. Ведь испытания проводят при комфортной температуре 20 °C, с выключенными энергопотребителями и без привязки к постоянно изменяющейся дорожной ситуации.Условия при замерах на беговых барабанах по циклу NEFZ довольно трудно воспроизвести в реальной обстановке. Ведь испытания проводят при комфортной температуре 20 °C, с выключенными энергопотребителями и без привязки к постоянно изменяющейся дорожной ситуации.
Условия при замерах на беговых барабанах по циклу NEFZ довольно трудно воспроизвести в реальной обстановке. Ведь испытания проводят при комфортной температуре 20 °C, с выключенными энергопотребителями и без привязки к постоянно изменяющейся дорожной ситуации.

РАЗДЕЛЯТЬ И НЕ СМЕШИВАТЬ

В Европе, и не только, для измерения расхода топлива и выброса CO2 используют так называемый новый европейский испытательный цикл NEFZ (der neue europäische Fahr-Zyklus). Он состоит из городской части протяженностью 4 км и загородного отрезка в 7 км, для каждого из которых потребление топлива рассчитывается отдельно. По полученным данным вычисляют общий для всей 11-километровой дистанции показатель. Три этих значения расхода — городской, загородный и смешанный — приведены в сертификационных документах автомобиля, их также публикуют в рекламных буклетах и каталогах как информацию для потенциальных покупателей.

Показатель расхода топлива в смешанном цикле используют в Европе для расчета транспортного налога. Возможно, потому его чаще всего выставляют на передний план, а два других значения, не менее важных, печатают мелким шрифтом либо вовсе игнорируют. Хотя для потребителей куда информативнее именно диапазон между городским и загородным расходами: он наглядно демонстрирует, насколько сильно топливный аппетит автомобиля зависит от условий эксплуатации. И об этом часто забывают даже технически грамотные автомобильные издания, сравнивая полученные в ходе тестов результаты только с расходами в смешанном цикле.

Расхождение между официальными данными производителя о расходе топлива и эксплуатационными значениями, бесспорно, существует. Основная причина в том, что реальный расход часто сравнивают лишь с показателем смешанного цикла NEFZ.

Например, возьмем данные, полученные при испытаниях по методике NEFZ «Фольксвагена-Гольф» с 1,4-литровым 122-сильным двигателем.

Средний расход топлива в цикле NEFZ автомобиля «Фольксваген-Гольф» (1,4 л, 90 кВт/122 л.с., 6-ступенчатая механика).

Средний расход топлива в цикле NEFZ автомобиля «Фольксваген-Гольф» (1,4 л, 90 кВт/122 л.с., 6-ступенчатая механика).Средний расход топлива в цикле NEFZ автомобиля «Фольксваген-Гольф» (1,4 л, 90 кВт/122 л.с., 6-ступенчатая механика).
Средний расход топлива в цикле NEFZ автомобиля «Фольксваген-Гольф» (1,4 л, 90 кВт/122 л.с., 6-ступенчатая механика).

Все схемы открываются в полный размер по клику.

В смешанном цикле он вытягивает из бака 6,2 л/100 км — на 32% меньше, чем в городском (8,2 л), и на 18% больше, чем на трассе (5,1 л/100 км). Разброс солидный, но в этот диапазон попадает большинство значений, зафиксированных владельцами в реальной эксплуатации. Кроме того, NEFZ отлично демонстрирует, как влияет на расход топлива протяженность маршрута. Если на всем 11-километровом отрезке «Гольф» сжигает чуть больше 6 л на сотню, то на первых 2 км, когда мотор еще не прогрет, количество потраченного топлива выше почти вдвое. Вывод: при коротких поездках расход может превышать даже самый высокий заявленный показатель — городской.

ПОДТВЕРЖДАЮ ПРАКТИКОЙ

Сравним три официальных значения, указанных производителем, с зафиксированным мной реальным расходом топлива. «Фольксваген-Поло 1,4 TDI» (2004 модельный год) прошел в общей сложности 9700 км. Расход в смешанном цикле для этой модели составляет 4,5 л/100 км, а средний измеренный мной за все 633 поездки — 5,1 л/100 км, то есть всего на 13% больше.

Такая разница ничтожна, если учесть, от скольких факторов зависит топливный аппетит. Например, как влияет температура окружающего воздуха? Чтобы исследовать это, я долгое время фиксировал показания термометра и расходомера при каждой поездке на работу. Причем на разных автомобилях, бензиновых и дизельных, но придерживаясь единого стиля вождения.

При температурах от 1 до 5 °C расход в контрольной 10-километровой точке не отличается от показателя смешанного цикла, полученного по методике NEFZ. Кроме того, кривые для дизельных и бензиновых модификаций совпали. Но самый главный вывод: понижение наружной температуры на 20 °C приводит к увеличению расхода топлива в среднем на 20%. Безусловно, причина не только в непрогретом двигателе, но и в густеющей смазке в коробке передач, дифференциале, подшипниках, увеличившемся сопротивлении шин качению и худшей аэродинамике из-за повышенной при низких температурах плотности воздуха.

Расходы топлива «Фольксвагена-Поло 1,4 TDI», полученные в реальных условиях, в сравнении с данными испытаний по циклу NEFZ.

Расходы топлива «Фольксвагена-Поло 1,4 TDI», полученные в реальных условиях, в сравнении с данными испытаний по циклу NEFZ.Расходы топлива «Фольксвагена-Поло 1,4 TDI», полученные в реальных условиях, в сравнении с данными испытаний по циклу NEFZ.
Расходы топлива «Фольксвагена-Поло 1,4 TDI», полученные в реальных условиях, в сравнении с данными испытаний по циклу NEFZ.

Еще заметнее на экономичность влияет характер езды. При замерах даже кратковременное вынужденное ускорение на пониженной передаче куда значительнее повышало расход, чем падение температуры, — результаты таких заездов оказывались абсолютно непригодными для анализа. Поэтому я решил провести еще серию замеров — при экономичном управлении автомобилем и при подчеркнуто спортивном. Разница в 10-километровой контрольной точке составила около 25%.

Вдумайтесь — только температура и темперамент водителя способны увеличить расход почти вполовину! Естественно, что испытания, проведенные в тепличных условиях на беговых барабанах, в большинстве случаев не повторяют реальные поездки. Потому и показатели, указанные в каталоге производителя, будут отличаться от эксплуатационного расхода топлива. Причем независимо от методики, по которой проводились испытания.

В реальных условиях эксплуатации на расход топлива влияет множество факторов. Поэтому и показатели в разных условиях могут различаться даже вдвое.

ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СО СТОРОНЫ

Ведущее немецкое издание Auto, Motor & Sport сопоставило собственные замеры бензиновых и дизельных «фольксвагенов» с расходами топлива, указанными производителем. Причем журнал указывает в каждом тесте три показателя расхода. Кроме усредненного тестового, фиксирует минимальный, замеренный по собственной методике, и максимальный, полученный по ходу испытания. Разброс этих значений близок к диапазону «городской-загородный», и это еще раз доказывает, что NEFZ дает потребителю вполне достоверные и полезные данные о потреблении топлива.

Клаус Роде-Бранденбургер

Клаус Роде-Бранденбургер

Клаус Роде-Бранденбургер:

«В реальной эксплуатации по многим причинам неизбежно возникает разница в расходе топлива, поэтому теория всегда будет расходиться с практикой».

Просмотрев периодику, я подметил разницу в расходах между результатами тест-драйвов различных журналов. Для одних и тех же моделей она доходит до 27%. При этом большинство тестовых значений укладываются в промежуток между городским расходом и загородным.

Еще одним источником реальных показателей экономичности служит Интернет. Тут я нашел расходы, представленные двадцатью владельцами «Гольфа 1,4  TSI» (90 кВт и механическая коробка), проехавших за 2008 год не менее 10 000 км. Показатели лежат в диапазоне от 6,2 до 8,3 л/100 км и, таким образом, различаются на 34%. Среднее же значение равно 7,08 л/100 км, что всего на 12% больше расхода для смешанного цикла.

Физически достоверной может быть только проверка расхода топлива на роликовом испытательном стенде в рамках NEFZ с соблюдением условий, предписанных для типовых сертификационных испытаний. Данные производителя о расходе являются лишь ориентиром, позволяющим покупателям сравнить их с показателями для других моделей автомобилей.

ЧТО УЧИТЫВАТЬ?

На средний расход топлива в повседневной жизни влияют: протяженность маршрута; скорость; режим переключения передач; частота и интенсивность ускорений и торможений; температура наружного воздуха; включенные потребители тока (климатическая установка, развлекательные системы, электрообогреватели); дополнительная нагрузка (пассажиры, багаж, груз на крыше, прицеп); плотность и скорость транспортного потока.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые