Строже, но выполнимее

СТРОЖЕ, НО ВЫПОЛНИМЕЕ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ПО-НОВОМУ

СТРОЖЕ, НО ВЫПОЛНИМЕЕ

С ЯНВАРЯ 2002 ГОДА ЗАРАБОТАЛ СТАНДАРТ ТЕХОСМОТРА

ТЕКСТ / ЕЛЕНА ВАРШАВСКАЯ

Сколько лет потребовалось, чтобы понять: ГОСТ, который применяется при проверке технического состояния (а с 1995 года — при инструментальном контроле), мягко говоря, не соответствует реальности, а попросту, ни в какие ворота не лезет! Он разрабатывался в застойные времена с установкой «на опережение технического уровня». Отсюда — ничем не оправданная жесткость одних его требований и полное отсутствие других, не менее необходимых. Отсюда — бесконечные проблемы у автомобилистов, проходящих инструментальный контроль, драконовские требования проверяющих при недостаточной эффективности самого техосмотра. Об этом не раз писал журнал «За рулем».

И вот, наконец, новый стандарт (ГОСТ Р 51709), которым отныне будут руководствоваться при государственном техническом осмотре. Его подготовили специалисты НИИАТ, НИЦИАМТ и НИЦ ГИБДД МВД РФ.

— Стандарт унаследовал от своего предшественника направленность, структуру и основные требования, — говорит ответственный исполнитель разработки нового ГОСТа Сергей Мороз. — Но содержание его разделов во многом изменено и дополнено.

Вот основные из этих нововведений.

Теперь на техосмотре будут дополнительно проверять:

— не капают ли рабочие жидкости и масло из агрегатов и систем;

— эффективность запасной тормозной системы;

— работоспособность автоматического регулятора тормозных сил и АБС;

— механизм инерционного тормоза прицепов для легковых автомобилей;

— регулятор уровня пола (кузова) транспортных средств с пневмоподвеской;

— герметичность соединений в системе вентиляции картера двигателя, предотвращающей выброс раскаленных картерных газов в атмосферу;

— механизмы перемещения сиденья и регулировки положения спинки и сиденья;

— тягово-сцепные устройства четырех основных конструкций;

— подголовники и пр.

Появились четкие требования безопасности к количеству, размещению и размеру зеркал заднего вида: в ГОСТе есть соответствующая табличка и ничего сверх указанного в ней проверяющие требовать не вправе.

Больше всего автомобилисты возмущались тем, как проверяли коэффициент неравномерности тормозных сил и эффективность торможения. Эти нормативы были неоправданно завышены, требования к удельной тормозной силе и установившемуся замедлению были жестче, чем к новым транспортным средствам! Новый ГОСТ более лоялен (только для полуприцепов коэффициент неравномерности ужесточен), хотя слишком радоваться этому не стоит: теперь требования к эффективности торможения старых автомобилей точно такие же, как для новых.

В документе исключена привязка требований к дате начала производства автомобиля — эта цифра весьма условна. Ведь при проверке чаще приходится ориентироваться на начало производства шасси, оборудованного конкретной тормозной системой. А это, особенно для иномарок, как правило, неизвестно.

Зато старый стандарт допускал чрезмерные поперечные отклонения автомобиля от курса при торможении в нормативных условиях: 1,25 м для легковых автомобилей и 1,75 м для автобусов! Не надо объяснять, насколько это опасно, когда скорость 80, а не 40 км/ч, и дорога не пустая, сухая и чистая, как при проверке, а загруженная и мокрая. При нынешнем многорядном движении в плотном потоке это грозит тяжелейшей аварией! Новый ГОСТ теперь допускает отклонение в поперечном направлении до 0,7 м для легковых автомобилей класса «Жигулей» или «Самары» и до 0,25 м для автопоездов и автобусов.

По-другому будут измерять суммарный люфт в рулевом управлении, используя нормативы изготовителя, указанные в эксплуатационной документации. И только если их нет, ориентиром послужат установленные стандартом предельные значения. Отменено запрещение использовать световые приборы, стеклоочистители и стеклоомыватели (было в старом ГОСТе и такое!) от транспортных средств других марок и моделей. Нет больше требований «надежного закрепления» аптечки, обязательного пломбирования спидометра и пр.

Требования к светопропусканию стекол почти не изменились: те же 75% для ветрового стекла, не менее 70% для передних боковых и 60% для остальных стекол. К пленке требования такие же, как и к тонированным стеклам.

— В ГОСТ Р 51709 свыше ста отличий от старого стандарта! — сообщил Сергей Мороз. — Но даже опытному автомобилисту нелегко разобраться в содержании этого документа. А ведь, как говорится, кто предупрежден, тот вооружен — прежде чем идти на техосмотр или начинать подготовку к нему, совсем нелишне ознакомиться с требованиями. Именно поэтому выпущены Комментарии к ГОСТу, уяснить которые по силам каждому. Надеемся, новые требования будут способствовать безопасности на наших дорогах и вызовут понимание у автомобилистов.

Теперь на техосмотре будут дополнительно проверять:

— не капают ли рабочие жидкости и масло из агрегатов и систем;

— эффективность запасной тормозной системы;

— герметичность соединений в системе вентиляции картера двигателя;

— механизмы перемещения сиденья и регулировки положения спинки и сиденья.

По-другому будут измерять суммарный люфт в рулевом управлении.

Разрешено использовать световые приборы, стекло-очистители и стекло-омыватели от транспортных средств других марок и моделей.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии