Русские горки

РУССКИЕ ГОРКИ

МЫ И АВТОМОБИЛЬ

/ЭКСПЕРИМЕНТ

РУССКИЕ ГОРКИ

АМЕРИКАНЦЫ ТАК ЕЗДИТЬ НЕ УМЕЮТ

ТЕКСТ / ДМИТРИЙ ЛЕОНТЬЕВ

ФОТО / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ,

АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН

Москва забита автомобилями «под завязку». Новички, выехавшие на дорогу, едва освоившись, подчиняются навязанному им наглому стилю вождения. Общую ситуацию усугубляет еще и то, что на дорогах нет ориентиров — полноценных схем развязок и объездов, указателей направлений.

Как почувствует себя в этом месиве, где выживает сильнейший, нормальный, цивилизованный водитель? Допустим, иностранец. Пусть он расскажет, как выглядят со стороны «русские горки».

На дерзкое предложение «покататься по Москве» откликнулся американец Alexander (родился в Москве, в конце 80-х уехал и уже 10 лет работает в США). Не беда, что не коренной янки. За годы его отсутствия в российской столице так много изменилось: автомобилей стало в два раза больше, организацию движения серьезно перекроили, да и за руль сели люди совсем иного воспитания. Нашему гостю должно хватить впечатлений — решили мы и посадили его... в 18-летнюю «копейку».

ALEXANDER И СЛОНЫ

Вам не приходилось перебегать дорогу перед стадом слонов? Такой аттракцион ежедневно к вашим услугам на Садовом кольце возле Сухаревской площади. Задачка пустяковая. Всего-то и надо: на участке в 50 метров перестроиться из крайнего правого (восемь рядов) в крайний левый и развернуться. При этом надо быть либо смельчаком, либо законченным пофигистом, потому что другие на такой маневр в этом месте не отваживаются. Дикое стадо, несущееся наперерез, уступать дорогу не намерено и способно на непредсказуемые маневры.

Сюда мы и «бросили» янки. Он изрядно понервничал, когда «слоны» чуть было не помяли ему бока, но дорогу себе пробил! «Американцы так ездить не умеют. Кинь в такую мясорубку домохозяйку из Сан-Франциско — не выдержит. Откачивать придется», — прокомментировал наш гость.

Пробираясь дальше по Садовому в толчее машин, мы расспрашивали о других впечатлениях. Американец сморщил нос: «Жутко пахнет. Даже в самом грязном городе мира — Мехико — дышать намного легче». Мы как раз приткнулись к ЗИЛу, и грузовик невозмутимо обдавал нас черными клубами из выхлопной трубы. С другого бока подбавлял «сизости» «Москвич». Саня прикрыл форточку. «В Калифорнии раз в два года на любой заправке можно отрегулировать двигатель и получить специальную наклейку — свидетельство чистоты выхлопа. Этим никто не брезгует. Даже у тех афроамериканцев, которые порой покупают автомобили за 300 долларов, машины так не воняют...»

«ГДЕ ПОВЕРНУТЬ-ТО МОЖНО?»

Первое испытание американец выдержал, хотя и не без ущерба для нервных (и легочных!) клеток. Теперь другая задачка: найти поворот с Новослободской на внешнюю сторону третьего кольца. Не так-то просто, если не знаешь. Получив боевое задание, он метнулся в одну сторону, в другую... На кольцо так и не попал — наша «копейка» стремительно удалялась в ином направлении. «Сейчас найду разворот и попробую снова», — успокаивал нас Alexander. Давай, давай... «Разворот-то еще найти надо. Ты через две сплошные — и в дамки!» — чуть было не вырвалось у нас, «опытных московских водителей».

«Закрутив» нелепый крюк, Саша все-таки оказался на третьем кольце. Теперь пусть найдет, как с него съехать. «Поехали на Комсомольский проспект», — подначили мы гостя к очередному «подвигу». Он подкатил к развязке и... начал размышлять: что же зашифровано на указателе? Нужный поворот остался... позади. «На редкость бестолковая информация. Не понять: когда поворачивать? Прямо здесь или только через два километра?» — удивлялся наш «подопытный».

ДОБРЫЕ, НО НЕРВНЫЕ

«Я что-то не так сделал? — неожиданно спросил Alexander, когда мы въезжали в тоннель. — Вон тот тип недружелюбно на меня посмотрел». Сзади «обвешанная» «девятка» нервно пыталась пойти на обгон справа. Не обращай внимания. Вчера мы видели, как человек в белом пиджаке вышел из своей «Тойоты» и саданул ногой по соседнему «Фольксвагену»... Не проходит и дня, чтобы кто-нибудь не треснул своему «обидчику» хотя бы кулаком по форточке. Народ в Москве добрый, но нервный...

За разговором мы оказались на Новом Арбате. По резервной полосе, разместившейся между потоками, пролетали «ауди» Госдумы и правительства, за ними милиция, а следом просто «крутые» «гелендевагены». «Можно мне тоже?» — попросился американец, показывая вслед «литерным» (видно, кровь взыграла). «Лучше не надо. Ты же медленно едешь — ИМ будет очень „обидно“... — отговорили мы его.

«Разве полицейские не обязаны убрать эту машину?» — Alexander показал на нахальную «Хёндэ» с синими номерами. Иномарка выехала на красный сигнал светофора и, уткнувшись в хвост плотной пробки, перекрыла своим «телом» перекресток. Чего ж тут странного? «Синие номера» — «полиция» и есть. Им в «общей очереди» мыкаться недосуг. (Кстати, за время поездки мы видели не раз, как «синие номера» летели по встречной, пересекали сплошную разметку, не пропускали пешеходов без всякой на то необходимости — попробуй после этого требовать соблюдения ПДД от простых водителей.)

ЗА ЧТО ОБЛАЮТ И КОГДА ПНУТ

Сможет ли янки пробраться, например, с Нового Арбата на Лубянку? Это довольно просто... если знать. Несколько лет назад, уже после того как наш гость уехал в Калифорнию, вокруг Кремля движение направили в одну сторону, но схемы проезда нет и по сей день. Мы показали Саше только направление — езжай туда. Alexander сказал: «Попробую». Долго петлял по переулкам... Был даже «атакован» военным грузовиком (на «большом» транспорте у нас в узких местах без нахрапа не проехать — никто не пропустит). Бывший москвич с заданием не справился, даже используя карту города!

...Вот мы почти дома, осталось чуть больше километра. Наш гость было добавил газу, как вдруг слева водитель престарелого «Форда-Гранада» безжалостно подрезал «копейку» (даже не повернув головы). Саша с испугу дернул рулем. «Не скажу, что в Нью-Йорке такого не встретишь. Только на месте хама будет невинная полуслепая старушка, которая просто не умеет ездить. Может, это вас удивит, но в Америке торопиться не принято».

Alexander в очередной раз зазевался и тут же получил в спину недовольный гудок от подержанной «Мазды». «Обдудись, ты!» — неожиданно сорвалось с уст американца. Похоже, он стал осваиваться.

Перекресток занят? Ерунда!

Троллейбус? На таран!

«Синим номерам» закон не писан.

Резюме, которое выдал житель Калифорнии по возвращении в редакцию: «Бардак. Но и в нем есть своя логика. По крайней мере понятно, за что могут облаять и когда пнуть. Все едут как хотят и куда хотят — прут напролом даже там, где это нельзя или просто невозможно. Не думаю, что люди виноваты. Они поставлены в такие условия. Слишком все бестолково. Организовывать движение нужно так, чтобы ни у кого — „хам“ ты или „тихоня“ — не возникало соблазна нарушить. Ну, а пока... живи я в Москве, продал бы автомобиль».

Вместо послесловия. Выходит, мы просто толстокожие дикари, раз существуем на наших дорогах и до сей поры не получаем нервных срывов. Бесконечное хамство и дефицит здравого смысла в поведении водителей способны кого угодно довести до ручки. Но только не нас. Мы держимся, невзирая на жуткое напряжение в бешеном потоке «свихнувшихся» автомобилей. После цивилизованных дорог, где движение подчинено единому и понятному всем ритму, американец в московском водовороте, естественно, испытал настоящий шок. Он решил продать автомобиль. Но разве кто-то из нас последует его примеру? Вряд ли. Будем и дальше приспосабливаться (приноравливаться, привыкать) к адской езде. Или, может быть, выберем другой путь — среди общего беспорядка сохранять чувство такта, быть предупредительными к другим и... надеяться на помощь ГИБДД.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые