Лекарство от обжорства

ЛЕКАРСТВО ОТ ОБЖОРСТВА

]

ПОГОВОРИМ О РАСХОДЕ ТОПЛИВА

БОЛЬШОМУ АВТОМОБИЛЮ — БОЛЬШИЕ ТРАТЫ

Как ни хороша «Волга» в глазах ее почитателей, а бензина за 100 тыс. км сожрет не меньше 12 тыс. литров! Умножьте на цену — и поймете, почему один покупатель, выбирая автомобиль, с досады воскликнул: «Да за эти деньжищи я еще „Мерседес“ куплю!».

Как бы то ни было, исправный автомобиль расходует все же столько топлива, сколько положено, и можно посчитать минимальные энергозатраты на то, чтобы машина ехала. А вот попытка их урезать вступает уже в конфликт с физическими законами — автомобиль не тянет, глохнет! У большой машины выше расход топлива. Значит, о затратах на бензин следует думать уже при выборе автомобиля.

Радикальные способы снижения расхода топлива — «в разы» — науке не известны, разве что, починив неисправную машину, сэкономите вдвое — но это не в счет! Попробуйте-ка у хорошо настроенного «Мерседеса» сократить потребление бензина процентов на двадцать! Это на Нобелевскую потянет.

Между тем в продаже столько средств снижения расхода топлива, что впору поостеречься: применишь все разом — и бак разорвется от сэкономленного горючего! «Волгарю» обычно советуют начать с покупки волшебного карбюратора — «Солекса»: заменишь, мол, «несовершенный» К-151 — и забудешь дорогу к АЗС. Что ж, однажды мы сравнивали эти карбюраторы на редакционной «Волге» (ЗР, 1997, № 3) — расход топлива оказался одинаковым!

На автомобилях с системой впрыска популярен «чип-тюнинг», были бы небольшие деньги. И все-таки чудес в технике не бывает. Изменив настройки, можно ощутимо улучшить разгонные показатели машины, но не бесплатно — бензина сгорит больше.

Так на чем же можно экономить?

ПОЧЕМ РАЗГОН?

Многие упиваются ощущением мощного ускорения. Даже те, кто твердо знает, что псевдоспортивная езда бьет по карману, а плавный разгон сберегает топливо и деньги. Дворовый «гонщик» взвинтит обороты до предельных — резко возрастут механические потери в двигателе, удельный расход топлива увеличится по сравнению с оптимальным раза в два. Помимо этого, при быстром разгоне система питания (например, ускорительный насос) обогащает смесь в цилиндрах. Неспешный же, с переключением передач, разгон позволяет держать обороты ближе к оптимальным (средним или чуть ниже), и энергия топлива тратится рационально.

Но еще важнее стратегия езды: и разгонов, и торможений должно быть как можно меньше: каждый лишний разгон — это потраченная зазря энергия топлива, которая при торможении подогреет окружающую среду. Зачем «рвать» машину, если тут же будешь тормозить «в пол»?

Расход топлива зависит и от плавности траектории автомобиля. Повернутые колеса создают дополнительное сопротивление: если его не компенсировать «газом», скорость падает. На этом, кстати, основан один из известных приемов замедления при отказе тормозов: если ситуация позволяет, руль быстро поворачивают из стороны в сторону, тормозя шинами.

Взгляните на рис. 1. Настоящий спортсмен пройдет эту трассу по зеленой траектории. «Чайник» — как в голову взбредет (красная). Первый едет гораздо рациональнее, при минимальных потерях. Второй неоправданно «ломает» траекторию, удлиняет путь, дополнительно тормозит. Для обычных дорог «зеленая» схема мало реальна в повседневной езде, но вести машину плавно может каждый. Отсюда вывод. Не стоит зря «топтать педали» и ерзать по рядам: плавный стиль вождения порой экономит чуть ли не половину топлива.

А ЧТО С «ОБУВКОЙ»?

Многие считают резину самым упругим материалом (понимая под этим ее эластичность), на деле все сложнее. Внутреннее трение в резине затрудняет деформацию, всячески ее сдерживая. Поэтому (рис. 2), сминаясь впереди пятна контакта (в зоне А), шина потребляет больше энергии, чем отдает, расправляясь за пятном контакта (в зоне Б). Разница израсходована на борьбу с трением. Хотите «пощупать» результат? Коснитесь шины. Горячая? Поработало трение.

Чем больше нагрузка на шину и ниже давление в ней, тем больше эти потери. Плохо катятся шины и при неверном «схождении». Неважно ведут себя в этом отношении и задубевшие на морозе. Хуже катятся по твердому покрытию зимние и «бездорожные». Бескамерные — лучше камерных. Есть и другие нюансы, но и названных хватит, чтобы сделать следующий вывод: в целях экономии комплектуйте автомобиль соответствующими шинами, следите за давлением, углами установки колес, а в мороз не выходите на высокую скорость, пока «обувка» не разогреется.

О ПОЛЬЗЕ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ

Кому как, а мне автомобили-"обмылки" (так их нарекли журналисты) нравятся: нет "архитектурных излишеств", простота, завершенность облика. Найдите лишнее у дельфина! В наше время автомобили разных производителей во многом схожи. Это продиктовано требованиями аэродинамики, которые нужно "увязать" с традиционной, доказавшей право на жизнь, компоновкой машины.

А вот и результат. Если коэффициент аэродинамического сопротивления классических «Жигулей» Сх=0,5, то у многих «обмылков» он на уровне 0,3 и даже ниже. У VAZ 2112 — около 0,32. Совсем неплохо для машины с приличным дорожным просветом. Уменьшив его, могли еще снизить Сх, но как ездить по колдобинам? Что дает Сх=0,3 вместо 0,5? При той же лобовой площади машины аэродинамическое сопротивление на 67% меньше!

Впрочем, у каждого из нас конкретный автомобиль со своим «це-икс». Уменьшить его, если говорить о доступных средствах, трудно. Не станешь же заклеивать скотчем щели и колесные арки! Важнее не увеличивать сопротивление. Скажем, очень популярны багажники поверх крыши. Кто будет спорить — удобно, но груз на них сильно портит аэродинамику: сопротивление растет вследствие увеличения как Сх, так и лобовой площади (кстати, от полуметровой коробки на крыше «десятка» потеряет больше, чем «шестерка»).

Порой наши желания не вписываются в «физические реалии». Если в жару мы открываем окна и люк — это вполне логично. Но стоит ли катать на машине сомнительный пластиковый «обвес»? От спойлера или козырька порой никакого толку, а сопротивление больше. Стоит ли устанавливать неоправданно «разлапистые» шины, расширять колею, вешать «кенгурятник», задирать кузов?

Аэродинамические силы коварны — растут «по квадрату скорости». Увеличите ее вчетверо — сопротивление поднимется в 16 раз! А уж о чем многие даже не подозревают — это о роли встречного ветра. Один пример: на спидометре «100», но в лоб дует крепкий ветер со своей скоростью — 40 км/ч. Аэродинамическое сопротивление машины определяется суммарной скоростью потока и, значит, вырастет вдвое (рис. 3). Двигаясь с большой скоростью против ветра, о топливной экономичности можно забыть.

Подведем итог. Экономичная езда на исправном автомобиле сводится к снижению до минимума всех сил сопротивления. И требует самодисциплины! Непросто заставить себя «тянуть» на высшей передаче со скоростью 50–60 км/ч, избегая активных действий. Но не переусердствуйте: создавая помехи другим, можно оказаться виновником аварии, которая всю «экономику» подорвет.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии