Напрасно жду подмоги я?

НАПРАСНО ЖДУ ПОДМОГИ Я?

]

ГОТОВЫ ЛИ МЫ ПОМОЧЬ БЛИЖНЕМУ...

Когда-то устойчивое выражение «человек человеку — друг, товарищ и брат» сегодня, кажется, звучит с легкой иронией. Мы говорим «друг», а что подразумеваем?

Собака — она тоже друг. Того, кто ее кормит. Древнеримские мудрецы смотрели на жизнь трезво и, чтобы лишний раз не разочаровываться в своем ближнем, твердо уяснили: homo homini lupus est. А мы, возомнив себя цивилизованными гуманистами, готовы ли помочь ближнему? И не на словах — соболезнование не требует физических усилий, а на деле, когда нужно хоть немного пожертвовать собственным комфортом, временем или душевным спокойствием.

Не будем отнимать хлеб у социальных психологов, толкующих поведенческие реакции той или иной классовой прослойки и ее отдельных представителей. Оставим в покое и результаты опросов общественного мнения, основанные на сказанном некой репрезентативной группой. Говорить легко, труднее не покривить при этом душой. Даже анонимно человек склонен слегка лакировать свои прошлые поступки, а уж предполагаемые действия — тем более.

Чтобы проверить, насколько в действительности можно рассчитывать на помощь в дороге, мы решили провести свой эксперимент. Но прежде небольшое отступление.

Еще на стадии подготовки материала я задал Интернету задачу — найти все, что знает на этот счет всемирный разум. Ключевые слова: машина, помощь на дороге. Через несколько секунд на экран вывалилось несколько сотен документов, в которых встречается этот набор слов. В первой сотне отыскался лишь один, хоть как-то соответствующий моим ожиданиям — Екатеринбургский автоклуб привлекает в свои ряды владельцев автомобилей, готовых помочь друг другу в нештатной ситуации. Остальные 99 поведали о том, что некто, не приходя в сознание, скончался в МАШИНЕ «скорой ПОМОЩИ» по ДОРОГЕ в больницу. Такое вот невеселое чтение...

Наш же сценарий таков: ставим на обочине «сломавшийся» автомобиль и своего человека, жестами взывающего к помощи. Но одно дело — голосовать днем в большом городе и совсем другое — ночью на безлюдной дороге. Крепкому мужику, способному самостоятельно толкать свою машину несколько километров, и хрупкой даме, которой и спущенное колесо заменить непросто. Чтобы воссоздать наиболее полную картину, моделируем несколько типичных вариантов.

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

На обочине двадцатого километра шоссе Москва-Рига сиротливо притулилась «Ока». Поднят капот, моргает аварийка. Водитель, жалобно подняв шланг с пластиковой бутылкой, пытается встретиться взглядом с проносящимися мимо братьями-шоферами.

Просьба очевидна: дай пару литров бензина дотянуть до заправки! Проходит пять, десять, пятнадцать минут, у нашего фотографа в засаде уже руки отваливаются держать на весу длиннофокусную скрытую камеру. Наконец из плотного потока вываливаются чумазые «Жигули» московской прописки и причаливают у потерпевшего. С почином!

В коротком разговоре с водителем узнаем, что помочь горемыке для него дело святое — самого не раз выручали. Интересно, что у нашей «Оки» подмосковный номер, а первым остановился москвич. Земляки же просвистели мимо, старательно отводя взгляды. Вот и верь после этого байкам о высокомерии жителей столицы. Между тем я сам много раз был свидетелем того, что скорее остановится именно земляк с тем же номером региона.

Следующие полчаса прошли в бесполезном ожидании. Поток не иссякал, но «поклевок» больше не было. Пора искать более «рыбное» место.

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Лесная, но вполне оживленная дорога вблизи города. На видимом ее участке, кроме моей «десятки» на обочине, обязательно едут одна-две машины. Сюжет тот же: дай чуть-чуть бензина!

Первым откликается ГАЗ-53 — мусоровоз. Его водитель без лишних слов показывает на свой бензобак: бери, мол, голодранец, а то до ночи здесь куковать будешь. Протянутые мной две мятые десятки были с негодованием отвергнуты. Пришлось раскрыть карты.

— Останавливаюсь всегда, мало ли что могло случиться.

— А ночью?

— И ночью тоже: кому нужен мой мусоровоз, да и денег у работяги с собой, как правило, немного — грабить нет резона.

За «газоном» была еще «Газель» и несколько легковушек не самых дорогих моделей. Водители — нормальные мужики, отнюдь не из новых русских. Лишних денег у них, судя по всему, нет, зато есть куда более важные человеческие качества. Заметим вскользь — ни одна холеная иномарка, проезжая мимо, даже газ не сбросила. Правду говорят — сытый голодного не разумеет. Справедливости ради дадим им шанс оправдаться. Кто-то очень спешил по неотложным делам, и десять минут были вопросом жизни и смерти, у другого взять бензин из бака почти невозможно или в нем вообще солярка, третий сам тянет на последних каплях. Найти снотворное для своего червя сомнений — не проблема. Тем не менее, главное мы все же выяснили: в ближайшем пригороде не пропадешь — обязательно помогут. А как обстоят дела на некотором удалении?

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ

Переносим наш театр миниатюр на границу области и слегка изменяем декорации. Теперь возле «Святогора» суетятся два мужика. Капот закрыт, никаких внешних признаков аварии нет. Остановится ли кто-нибудь на призыв о помощи?

Машин на дороге Москва-Минск уже много, время — 9.30. Огромные фуры проносятся на полном ходу. Дальнобои заняты делом — недосуг им возиться с «чайниками».

Машины поменьше — кое-какие останавливаются. Если надо, готовы оказать посильную помощь. Для наглядности приведем «стенограмму» этой части эксперимента.

9.35 — тормозит седьмая машина — «Волга». Пожилой водитель готов отбуксировать нас до гаража.

9.46 — 18 автомобилей мимо, 19-й грузовик ЗИЛ тоже не против тащить «Святогора».

9.51 — экспрессом пролетели еще восемь, девятый, груженый УАЗ тормозит. Водитель разговаривает с нами через приспущенное стекло, но помочь не отказывается.

Итого трое отважных за двадцать минут — неплохо. Меняем дислокацию и переезжаем на второстепенную пригородную дорогу. Время — 10.02.

До 10.35 на просьбу о помощи откликнулись четверо, двадцать проехали мимо.

Интересная закономерность: чем меньше ближайший город, тем больше вероятность получить помощь.

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

А если помощи просит девушка? Впрочем, здесь и без эксперимента все предсказуемо. Ставим «десятку» на оживленной дороге сразу же за Московской кольцевой дорогой. Даем нашей коллеге в руки кабели для «прикуривания» и... едва успеваем отскочить в сторону! Тормозит первая же машина! Водитель со знанием дела подгоняет свои «Жигули» вплотную, «бросает» кабели на «севшую» батарею, дает «глупой бабе» инструктаж... В общем, ведет себя как истинный джентльмен! Раздолье фотографу — столько лиц, машин, галантности. Что ни мужчина — то гусар!

Нельзя сказать, что от желающих помочь нет отбоя, но дольше десяти секунд голосовать не приходилось. Даже не голосовать, просто стоять рядом с машиной. Иными словами, за милых дам можно быть спокойными.

ЧАСТЬ ПЯТАЯ

А не попросить ли помощи у ГИБДД? Кто как ни она должна помочь нам в дороге? Да и помощь-то нужна пустяковая — дать позвонить другу, чтобы он привез запаску. Наша, мол, совсем, худая.

На посту, на 86-м километре Минского шоссе вежливо отказали, сославшись на отсутствие телефона (!). На ближайшем к Москве, что на 27-м км, нас отфутболили еще прошлым летом, когда прямо перед постом у новенькой редакционной «девятки» развалился ШРУС. Беги, мол, к телефону-автомату, что в двух километрах, и звони сколько хочешь. А мы на службе. Комментировать не нужно.

И только дежурный десятого спецбатальона ГИБДД майор Хатунцев отнесся к просьбе по-человечески.

ЭПИЛОГ

Что ж, с удовольствием отметим — не все так плохо на наших дорогах. Есть люди, готовые прийти на помощь, хоть и не много их. Не претендуя на абсолютную точность — каждый десятый. Это на деле, зато на словах из двадцати случайно выбранных водителей на вопрос «Останавливаетесь ли вы, чтобы оказать помощь брату-водителю?» семеро ответили категорично и утвердительно, еще восемь — с оговорками. Пятеро — твердое «нет». Причем эти пятеро не бездушные обыватели, а хорошо усвоившие в свое время уроки. Один из них как-то остановился поделиться бензином — отобрали вместе с канистрой и чуть морду не набили. Второй таким образом средь бела дня расстался с новенькой «Нивой» — до сих пор ищут! Третьему — остановился помочь даме — ее подельник упер в ребра пистолет и пользовался весь день таким бесплатным такси. Четвертый, пока разговаривал с «потерпевшим», лишился портфеля с телефоном, деньгами и всеми документами...

Примеров, одним словом, хватает, поэтому заочно осуждать тех, кто едет мимо, язык не поворачивается. Пусть каждый решает за себя, но те, кто готов помочь, все же более симпатичны.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии