Хотели, как лучше...

ХОТЕЛИ, КАК ЛУЧШЕ...

]

Первым результатом «продуманных» и «последовательных» действий «в поддержку отечественного автопрома» стала парадоксальная ситуация: все российские заводы сокращают производство, цены на наши машины снижаются, а на подержанные иномарки... растут.

НЕ ТЕХ «ОТСЕКЛИ»

Суть постановления о повышении сбора со «старушек» определили — в этом нет секрета — отечественные автопроизводители. Только вот с расчетами они несколько ошиблись. Как рассказали нам в ГТК РФ, при разработке шкалы платежей таможенники всегда исходили из того, что 5-7-летняя иномарка «гольф-класса» должна после «очистки» стоить, как новая российская машина. Может, это и было справедливо в начале лета 2002 года, но осенью соотношение цен сильно изменилось. Если в мае прошлого года VAZ 21102 стоил в московских автосалонах в среднем 5300 долл., то в сентябре — уже 5800, GAZ 3110 — 4500 и 4800 соответственно. Разница в 300–500 долл. оказалась для потребителя принципиальной, тем более что качество отечественных автомобилей не улучшилось. Более того: как свидетельствуют ведущие московские дилеры АвтоВАЗа, завод «принципиально» перестал заниматься предпродажной подготовкой. Чтобы хоть как-то довести новую (!) машину до состояния, позволяющего уехать на ней из автосалона, требуется в среднем 1,5 часа работы, а на доукомплектование до нормы — 50 долл.

В 2002 году основной наш производитель — АвтоВАЗ планировал поднять отпускные цены («по объективным причинам», разумеется) на 9–12%. Но не смог: не хотят россияне «голосовать» своими кровными за такие авто! В итоге завод сначала остановился на две недели, а вскоре из Тольятти пришло сообщение о переходе на пятидневную рабочую неделю (вместо шестидневной), причем смены будут сокращены до шести часов. Такое решение на фоне общего роста продаж автомобилей в стране вызвано падением продаж отечественных авто. По мнению пресс-центра АвтоВАЗа, спрос-то на них есть, «но не такой высокий, как хотелось бы». И хотя о новых остановках конвейера речь не идет, исключить их нельзя: ведь впереди рождественские каникулы. Кроме того, на заводе активно циркулируют слухи о сокращении социальных и инвестиционных программ, а также управленческого персонала.

Другие российские автозаводы не так «на виду», но и ГАЗ, и «Ижмаш-Авто» вынуждены были пойти на некоторое сокращение планов выпуска легковых автомобилей. В то же время розничные цены на вазовские модели в октябре-ноябре несколько снизились (ура, дождались!). Собственно, отпускные цены завода неизменны уже полгода (ныне действуют введенные 28.06.02) — снижение происходит в основном за счет сокращения торговой наценки дилеров (и без того невысокой). Они просто вынуждены на это идти, поскольку спрос — на уровне «ниже среднего». «Жигули» за ноябрь подешевели в среднем на 1,6%. Например, самую дешевую «пятерку» можно купить в Тольятти за 93–94 тыс. руб., в Москве — за 100–102 тыс. Снизились цены и на переднеприводные модели: «самары» и «десятки» подешевели за месяц примерно на 0,9% (1,2–1,6 тыс. руб.).

Словом, на рынке новых отечественных машин сложилась ситуация классическая, революционная: «верхи» не могут опустить цены, «низы» по этим ценам покупать товар не хотят.

Автомобилисты могут делать отсюда свои выводы, но хозяева и топ-менеджеры автозаводов (что часто в наших условиях — одно и то же), видимо, решили: не тех «отсекли»! И уже развили бурную деятельность по введению запретительных пошлин для других категорий иномарок...

РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ!

Видимо, не скоро еще «наш» базар станет «их» рынком; во всяком случае, мы уже писали о том, что нормальные, проверенные веками экономические законы на нем пока не действуют. Так и с подержанными иномарками: по логике, с годами они должны дешеветь. У нас и дешевеют — но совсем «молодые» машины, возрастом года три. Так, если популярный вседорожник " Мицубиси Паджеро" 1999 года рождения в январе предлагали в среднем за 25 тыс. долл., то к декабрю он "похудел" аж на 700 долл. — гораздо меньше, чем вообще-то должен (на 1–2 тыс.); за " Ауди А6" того же года просили 22,2 тыс. и 19,5 тыс. соответственно. Среди автомобилей постарше и "понароднее" обратная картина: годы идут, они... дорожают. Взять, к примеру, " Опель Вектра" 1988 года — с января по ноябрь она "потяжелела" в среднем на 600 долл. — с 2,4 до 3 тыс. "Народный автомобиль" "Гольф" за то же время "поднялся" поменьше — с 2,4 тыс. до 2,5, но ведь не подешевел! Правда, анализируя статистические данные, можно заметить, что в большинстве случаев пик цен приходится на пресловутый октябрь, когда вступило в силу постановление о пошлинах, а затем они стабилизировались (или просто замедлился рост). Видимо, к весне в России распродадут запасы завезенных летом в огромном количестве подержанных "семилеток", и тогда начнут действовать обычные экономические законы. Если власти не подкинут автолюбителям очередной "подарочек"...

Кстати, рынок подержанных отечественных автомобилей тоже отреагировал на постановление. Если какая-нибудь десятилетняя «шестерка» стоила в Нижнем Новгороде в начале лета 1100 долл., к концу августа цена упала до 900 (дачный сезон кончился!), а в ноябре за нее просили в среднем... 960 долл. — конкурентов-то нет! А «пацанская» VAZ 21099/">VAZ 21099 1997 года в Екатеринбурге стоила в июне 2900 долл., в сентябре — 2450, а в ноябре — снова 2900! Вот так и живем — ни войны, ни мира (извините — ни рынка, ни плана). Непонятно одно: кому было выгодно так "намутить"? Решили поднять пошлины, придумали повод — так и поднимайте, нечего хвост по частям рубить! А то: введем — не введем... Правда, есть одна версия: только с января по октябрь на волне ажиотажа в ожидании новых пошлин было ввезено около 400 тыс. подержанных иномарок. По самым скромным подсчетам, только таможенных сборов набежало более 600 млн. долл. А сколько еще фирм и фирмочек греются при таможне, занимаясь оформлением и доставкой машин? Как говорил один киногерой, сумму страшно даже представить... z

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии