Хотели, как лучше...

ХОТЕЛИ, КАК ЛУЧШЕ...

Первым результатом "продуманных" и "последовательных" действий "в поддержку отечественного автопрома" стала парадоксальная ситуация: все российские заводы сокращают производство, цены на наши машины снижаются, а на подержанные иномарки... растут.

НЕ ТЕХ "ОТСЕКЛИ"

Суть постановления о повышении сбора со "старушек" определили - в этом нет секрета - отечественные автопроизводители. Только вот с расчетами они несколько ошиблись. Как рассказали нам в ГТК РФ, при разработке шкалы платежей таможенники всегда исходили из того, что 5-7-летняя иномарка "гольф-класса" должна после "очистки" стоить, как новая российская машина. Может, это и было справедливо в начале лета 2002 года, но осенью соотношение цен сильно изменилось. Если в мае прошлого года VAZ 21102 стоил в московских автосалонах в среднем 5300 долл., то в сентябре - уже 5800, GAZ 3110 - 4500 и 4800 соответственно. Разница в 300-500 долл. оказалась для потребителя принципиальной, тем более что качество отечественных автомобилей не улучшилось. Более того: как свидетельствуют ведущие московские дилеры АвтоВАЗа, завод "принципиально" перестал заниматься предпродажной подготовкой. Чтобы хоть как-то довести новую (!) машину до состояния, позволяющего уехать на ней из автосалона, требуется в среднем 1,5 часа работы, а на доукомплектование до нормы - 50 долл.

В 2002 году основной наш производитель - АвтоВАЗ планировал поднять отпускные цены ("по объективным причинам", разумеется) на 9-12%. Но не смог: не хотят россияне "голосовать" своими кровными за такие авто! В итоге завод сначала остановился на две недели, а вскоре из Тольятти пришло сообщение о переходе на пятидневную рабочую неделю (вместо шестидневной), причем смены будут сокращены до шести часов. Такое решение на фоне общего роста продаж автомобилей в стране вызвано падением продаж отечественных авто. По мнению пресс-центра АвтоВАЗа, спрос-то на них есть, "но не такой высокий, как хотелось бы". И хотя о новых остановках конвейера речь не идет, исключить их нельзя: ведь впереди рождественские каникулы. Кроме того, на заводе активно циркулируют слухи о сокращении социальных и инвестиционных программ, а также управленческого персонала.

Другие российские автозаводы не так "на виду", но и ГАЗ, и "Ижмаш-Авто" вынуждены были пойти на некоторое сокращение планов выпуска легковых автомобилей. В то же время розничные цены на вазовские модели в октябре-ноябре несколько снизились (ура, дождались!). Собственно, отпускные цены завода неизменны уже полгода (ныне действуют введенные 28.06.02) - снижение происходит в основном за счет сокращения торговой наценки дилеров (и без того невысокой). Они просто вынуждены на это идти, поскольку спрос - на уровне "ниже среднего". "Жигули" за ноябрь подешевели в среднем на 1,6%. Например, самую дешевую "пятерку" можно купить в Тольятти за 93-94 тыс. руб., в Москве - за 100-102 тыс. Снизились цены и на переднеприводные модели: "самары" и "десятки" подешевели за месяц примерно на 0,9% (1,2-1,6 тыс. руб.).

Словом, на рынке новых отечественных машин сложилась ситуация классическая, революционная: "верхи" не могут опустить цены, "низы" по этим ценам покупать товар не хотят.

Автомобилисты могут делать отсюда свои выводы, но хозяева и топ-менеджеры автозаводов (что часто в наших условиях - одно и то же), видимо, решили: не тех "отсекли"! И уже развили бурную деятельность по введению запретительных пошлин для других категорий иномарок...

РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ!

Видимо, не скоро еще "наш" базар станет "их" рынком; во всяком случае, мы уже писали о том, что нормальные, проверенные веками экономические законы на нем пока не действуют. Так и с подержанными иномарками: по логике, с годами они должны дешеветь. У нас и дешевеют - но совсем "молодые" машины, возрастом года три. Так, если популярный вседорожник " Мицубиси Паджеро" 1999 года рождения в январе предлагали в среднем за 25 тыс. долл., то к декабрю он "похудел" аж на 700 долл. - гораздо меньше, чем вообще-то должен (на 1-2 тыс.); за " Ауди А6" того же года просили 22,2 тыс. и 19,5 тыс. соответственно. Среди автомобилей постарше и "понароднее" обратная картина: годы идут, они... дорожают. Взять, к примеру, " Опель Вектра" 1988 года - с января по ноябрь она "потяжелела" в среднем на 600 долл. - с 2,4 до 3 тыс. "Народный автомобиль" "Гольф" за то же время "поднялся" поменьше - с 2,4 тыс. до 2,5, но ведь не подешевел! Правда, анализируя статистические данные, можно заметить, что в большинстве случаев пик цен приходится на пресловутый октябрь, когда вступило в силу постановление о пошлинах, а затем они стабилизировались (или просто замедлился рост). Видимо, к весне в России распродадут запасы завезенных летом в огромном количестве подержанных "семилеток", и тогда начнут действовать обычные экономические законы. Если власти не подкинут автолюбителям очередной "подарочек"...

Кстати, рынок подержанных отечественных автомобилей тоже отреагировал на постановление. Если какая-нибудь десятилетняя "шестерка" стоила в Нижнем Новгороде в начале лета 1100 долл., к концу августа цена упала до 900 (дачный сезон кончился!), а в ноябре за нее просили в среднем... 960 долл. - конкурентов-то нет! А "пацанская" VAZ 21099/">VAZ 21099 1997 года в Екатеринбурге стоила в июне 2900 долл., в сентябре - 2450, а в ноябре - снова 2900! Вот так и живем - ни войны, ни мира (извините - ни рынка, ни плана). Непонятно одно: кому было выгодно так "намутить"? Решили поднять пошлины, придумали повод - так и поднимайте, нечего хвост по частям рубить! А то: введем - не введем... Правда, есть одна версия: только с января по октябрь на волне ажиотажа в ожидании новых пошлин было ввезено около 400 тыс. подержанных иномарок. По самым скромным подсчетам, только таможенных сборов набежало более 600 млн. долл. А сколько еще фирм и фирмочек греются при таможне, занимаясь оформлением и доставкой машин? Как говорил один киногерой, сумму страшно даже представить... z

Подпишитесь на «За рулем» в