Будем жить?

БУДЕМ ЖИТЬ?

]

ДЛЯ «ОКИ» КОЛОДОК НЕТ!

Оказывается, накладки обеих тормозных колодок в заднем колесе отклеились, один из поршней вышел из цилиндра... Вообще-то, даже при износе накладок «в ноль» такого не должно быть, но это если геометрия колодок соответствует заводским чертежам. И отклеиваться они не имели никакого права... если технология и состав клея соответствуют конструкторской документации.

Расследование происшествия привело нас в специализированный магазин запчастей для «Оки». Колодки — и передние, и задние! — здесь в изобилии и, что приятно, по вполне доступной цене. Вот только если первые упакованы в фирменные коробочки с логотипами ТИИР и «Дафми», то вторые лежат навалом и один вид их внушает серьезные подозрения. Потеки клея, перекошенный металлический каркас, вместо дуги окружности некая свободная ломаная кривая. Притом двух одинаковых найти не удалось! Штамп ТИИР на фрикционной накладке похож на фирменный, но, как говорится, к самим накладкам претензий не было.

Один, другой магазин, Южный порт — всюду одно и то же, вернее, разное по форме и цвету (крашеное или оцинкованное), но одинаковое по существу. И без измерительного инструмента видно вольное отношение изготовителя к чертежам. Есть на витринах, правда, и очень симпатичные задние колодки, но только... в составе тормозного механизма (с цилиндром, щитом и прочими деталями). Их заводское происхождение сомнений не вызвало, и потому наш первый звонок на КамАЗ. «Мы получаем накладки из Ярославля с ТИИРа, затем сами изготавливаем каркас и склеиваем колодки воедино. Да, 5% колодок поставляются в запчасти в составе узлов». Звоним поближе, в Серпухов. Результат тот же: «Клеим сами, но только для конвейера». Обоим заводам задние колодки в сборе по приемлемой цене и качеству никто пока не предложил.

250 ШТУК И 300 ТЫСЯЧ

Может быть, их делает сам ТИИР? И правда, на сайте фирмы эта позиция присутствует, как поставляемая в запчасти. Пытаясь выяснить, чем настоящие колодки отличаются внешне, звоним в Ярославль и узнаем, что делают их на маленьком участке по... 250 комплектов в месяц! Это — на почти 300 тысяч колесящих по дорогам страны машин. Неудивительно, что найти фирменные колодки в продаже все равно что выиграть у наперсточника. Никто другой из признанных тормозных дел мастеров ни накладок, ни колодок для «Оки» не производит.

Мы нашли официального дилера ТИИРа в Москве — ЗАО «Авто-Прогноз». На складе оставалось что-то около десятка комплектов, так что база для сравнения с «леваком» получилась. Вот только стоит «фирма» по 60, а не по 25 рублей за штуку... Не слишком дорого, если подумать о цене надежных тормозов в широком смысле, да еще глядя на наше фото. Что касается сбивающих цену самодельщиков, то вопросы о наличии у них термостойкого клея, сушильных термошкафов, шаблонов, оправок (да хотя бы технологических карт и ОТК) остались открытыми.

Косвенным ответом могут служить сигналы о том, что колодки в тормозах задних колес «Оки» частенько расслаиваются. Хорошо, если водитель вовремя обратит внимание на разогревающееся колесо, ухудшившийся выбег или на подозрительный шум при торможении. Ведь если не принять срочных мер, вскоре либо жидкость закипит, либо накладка окончательно освободится и пойдет искать себе новое место в тормозном механизме. От того, где именно она его найдет, будет зависеть судьба всего автомобиля и водителя — этакая русская рулетка.

Но... какие меры нужно принимать? Покупать ради двух колодок весь тормозной щит за 400 рублей? Ставить нечто самодельное и, значит, прокрутив барабан, вновь нажимать на спусковой крючок револьвера, приставленного не только к своему виску?

Надеемся, ваша «Ока» доживет до того светлого дня, когда в нашей рыночной экономике появятся элементы планирования и выпуск любого автомобиля будет сопровождаться производством любых запчастей в необходимом и достаточном количестве с заводским (хотя бы!) уровнем качества.

ПО ЗАВЕТАМ ПРЕДКОВ

Хозяин «Оки» — человек небогатый. Однако он покупал машину, чтобы ездить. И когда придет пора, он отправится покупать не тормозной механизм в сборе, а именно задние колодки — самопальные, какие же еще! Увы, мы не в силах отговорить его... Поэтому мы всего лишь напоминаем про технологию прошлого века, но никак не советуем использовать «левак»! 

При покупке задних колодок обратите внимание на симметричность расположения накладок и особо — на симметричность крепления стального ребра. Если оно приварено «по диагонали», колодку неизбежно перекосит и она постоянно будет тереться о барабан. Возвратным пружинам не удастся вернуть косые колодки на место после торможения. А еще — постарайтесь выбрать наиболее близкий по форме к дуге окружности экземпляр.

Дома вспомните славные 60-е годы прошлого века и, вооружившись дрелью, алюминиевыми заклепками и молотком, приклепайте накладки к стальной пластине в четырех точках ближе к краям. Не забудьте раззенковать отверстия и утопить конические головки заклепок в глубь накладок хотя бы на половину их толщины. С ними любому клею будет легче выстоять в борьбе с нагрузками и температурой. (Впрочем, кривые колодки клепать бессмысленно!)

После установки новых колодок обязательно проверьте, растормаживается ли колесо полностью после двух-трех энергичных нажатий на педаль при включенном двигателе (чтобы работал усилитель). Если поршень сам по себе ходит в цилиндре легко, но для освобождения колеса по нему приходится стучать молотком — меняйте деталь! И так несколько раз...

...Пока автопром не вспомнит о своих обязанностях и не обеспечит вашу малышку нормальными запчастями.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии