Намек ветеранам

НАМЕК ВЕТЕРАНАМ

]

Маркус Гронхольм был близок к тому, чтобы завершить чемпионат мира тремя победами подряд. Ему не нашлось равных в Новой Зеландии и Австралии. И на ралли Великобритании он тоже уверенно лидировал, но лишь до середины второго дня. Тридцатичетырехлетнего финна, досрочно выигравшего свой второй титул, остановили проблемы с тормозами. Он, понятно, не особенно расстроился: «Невозможно выиграть везде, даже если у тебя лучший автомобиль. Кроме того, титул по итогам сезона гораздо более почетен. Я счастлив, доказав, что свою первую корону в 2000-м завоевал не случайно».

Спору нет, два титула за три полных сезона — достижение неординарное. Маркус хоть и не юноша, но выступает в чемпионате сравнительно недавно. Шесть раз он выиграл чемпионат Финляндии, прежде чем его в 1999-м призвала в свои ряды команда «Пежо». Она тоже дебютировала и тогда еще не претендовала на раллийных корифеев.

Но что примечательно: после схода Гронхольма в Британии за последнюю пальму мирового первенства в бой вступили вовсе не признанные асы вроде Мак-Рея или Мякинена, а «молодые силы» — норвежец Петтер Сольберг и эстонец Маркко Мартин. Для обоих это могло стать первой победой. Дуэль длилась до последнего километра, в итоге Сольберг взял верх с перевесом в... 20 секунд. А вместе с ним и второе место в чемпионате, чего какой-то месяц назад уж точно никто не ожидал! Теперь уже не отмахнуться от того, что ветераны, за плечами которых 8–12 первенств, начинают сдавать позиции.

Естественно, к ним много претензий со стороны болельщиков. Перед тремя последними гонками больше всех хорохорился Колин Мак-Рей: «Сейчас или никогда! Это мои любимые трассы, я не раз на них побеждал и дам Гронхольму решительный бой». Бой завершился в безвестной новозеландской канаве, куда свалился " Форд Фокус" шотландца. И то, что Колин "упал", совсем не удивительно — он ехал, что называется, "за пределом" разумного, при том, что в гонке все равно лидировал Гронхольм.

Вообще, многоопытный Мак-Рей почти все этапы провел в своем «аварийном» стиле, от которого вроде отказался три года назад. Как и раньше, риск не оправдался: голова в кустах выходила гораздо чаще, чем грудь в крестах. Даже в родной Англии — скромное пятое место, тогда как партнер по команде, 27-летний эстонец, боролся за первое. Что случилось с экс-чемпионом мира? «Не надо выдумывать какие-то необыкновенные причины, — отвечает Мак-Рей. — Мне просто не везет. Чуть больше поломок, чем обычно, этого вполне достаточно, чтобы выбить пилота из колеи».

Возможно, Колин обретет второе дыхание в новой команде. Он уже протестировал " Ситроен Ксара" и остался доволен. В числе достоинств этой машины — великолепное поведение на асфальте. Мак-Рея к числу "асфальтовых гениев" не отнесешь, так хоть, может, "Ксара" вывезет.

Неудачи шотландца меркнут на фоне полного провала пятикратного чемпиона мира Томми Мякинена. Он ушел из «Мицубиси», невероятно затянувшей техническое переоснащение, в стабильную и надежную «Субару» и выиграл стартовую гонку сезона. Все подумали — вот и шестой титул. Ничего подобного! Финн словно разучился ездить. В оставшихся 13 этапах ломал и разбивал «импрезы» одну за другой и финишировал лишь пять раз далеко не на самых высоких местах. Он буквально растворился на фоне Сольберга, чей раллийный стаж всего-то шесть лет. А ведь «Субару» была действующим чемпионом мира!

Послушаем объяснение Мякинена: «Импреза» сильно отличается от «Лансера», на котором я ездил семь лет. Долго не мог подобрать к ней «ключик». Да-да, особенно на выигранном «Монте-Карло», сложнейшем из этапов чемпионата!

Темнит Мякинен, что-то недоговаривает. В то, что иссяк у него порох, как-то не верится. Проще поверить, что «раллийный Экклстоун» Дейвид Ричардс, владеющий коммерческими правами чемпионата мира, заключил некий сговор с командой и пилотом, побеждавшими пять сезонов подряд. И «Мицубиси», и Мякинен намеренно ушли «в тень», чтобы дать отличиться другим. Такое предположение заодно объясняет, почему «Мицубиси» столь долго, более двух лет, не может довести до ума «Лансер WRC». Не едет машина, и все тут! Словно инженеры, как по волшебству, разучились своему делу одновременно с Мякиненом.

А может, все гораздо проще? В конце концов, " Peugeot 206" — объективно лучший автомобиль, одинаково быстр и вынослив на самых разных дорогах. Почти как "Феррари" в формуле 1. А группу пилотов в составе Гронхольма, "короля асфальта" Жиля Паницци, Ричарда Бернса называют не иначе как "дрим тим" — команда-мечта. Но, позвольте, почему тогда чемпион-2001 Бернс не выиграл ни одной гонки? Ему-то что помешало?!

В отличие от прошлых лет, нынче «Пежо» невозможно упрекнуть в применении «командной тактики». Ни один из ее гонщиков не пропускал другого по указанию руководства, сражались честно. Паницци свою часть программы откатал безукоризненно — три победы в четырех асфальтовых гонках. У Гронхольма — пять побед на «грунте» и «гравии». А Бернс оказался «вторым» по всем статьям. «Мне весь год мешал какой-то невидимый барьер, — признался шотландец. — Думаю, это вопрос психологии. Я пришел в коллектив, который уже всего добился без моей помощи, и подспудно ощущал, что от меня, последнего чемпиона мира, требуются не просто удачные финиши, а победы. Выкладывался на все сто, а побед все не было. Жажда борьбы, впрочем, осталась прежней. Маркус и Жиль — выдающиеся, незаурядные пилоты, и все же, заметьте, иногда я их обгонял».

Что ж, тем интереснее будет следующий чемпионат. К его собственной интриге добавятся «внутрикомандные»: одержит ли Бернс первую победу за рулем «Пежо», сумеет ли восстать из пепла Мякинен? Первый полный сезон проведет команда-загадка, «Ситроен», у которой уже есть победы. Свежести ощущений добавит новая гонка — ралли Турции, заменившая в календаре губительное для техники кенийское «Сафари». А главное, совершенно непонятно, кого считать фаворитом. Кроме, разумеется, Маркуса Гронхольма.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии