Намек ветеранам

НАМЕК ВЕТЕРАНАМ

Маркус Гронхольм был близок к тому, чтобы завершить чемпионат мира тремя победами подряд. Ему не нашлось равных в Новой Зеландии и Австралии. И на ралли Великобритании он тоже уверенно лидировал, но лишь до середины второго дня. Тридцатичетырехлетнего финна, досрочно выигравшего свой второй титул, остановили проблемы с тормозами. Он, понятно, не особенно расстроился: "Невозможно выиграть везде, даже если у тебя лучший автомобиль. Кроме того, титул по итогам сезона гораздо более почетен. Я счастлив, доказав, что свою первую корону в 2000-м завоевал не случайно".

Спору нет, два титула за три полных сезона - достижение неординарное. Маркус хоть и не юноша, но выступает в чемпионате сравнительно недавно. Шесть раз он выиграл чемпионат Финляндии, прежде чем его в 1999-м призвала в свои ряды команда "Пежо". Она тоже дебютировала и тогда еще не претендовала на раллийных корифеев.

Но что примечательно: после схода Гронхольма в Британии за последнюю пальму мирового первенства в бой вступили вовсе не признанные асы вроде Мак-Рея или Мякинена, а "молодые силы" - норвежец Петтер Сольберг и эстонец Маркко Мартин. Для обоих это могло стать первой победой. Дуэль длилась до последнего километра, в итоге Сольберг взял верх с перевесом в... 20 секунд. А вместе с ним и второе место в чемпионате, чего какой-то месяц назад уж точно никто не ожидал! Теперь уже не отмахнуться от того, что ветераны, за плечами которых 8-12 первенств, начинают сдавать позиции.

Естественно, к ним много претензий со стороны болельщиков. Перед тремя последними гонками больше всех хорохорился Колин Мак-Рей: "Сейчас или никогда! Это мои любимые трассы, я не раз на них побеждал и дам Гронхольму решительный бой". Бой завершился в безвестной новозеландской канаве, куда свалился " Форд Фокус" шотландца. И то, что Колин "упал", совсем не удивительно - он ехал, что называется, "за пределом" разумного, при том, что в гонке все равно лидировал Гронхольм.

Вообще, многоопытный Мак-Рей почти все этапы провел в своем "аварийном" стиле, от которого вроде отказался три года назад. Как и раньше, риск не оправдался: голова в кустах выходила гораздо чаще, чем грудь в крестах. Даже в родной Англии - скромное пятое место, тогда как партнер по команде, 27-летний эстонец, боролся за первое. Что случилось с экс-чемпионом мира? "Не надо выдумывать какие-то необыкновенные причины, - отвечает Мак-Рей. - Мне просто не везет. Чуть больше поломок, чем обычно, этого вполне достаточно, чтобы выбить пилота из колеи".

Возможно, Колин обретет второе дыхание в новой команде. Он уже протестировал " Ситроен Ксара" и остался доволен. В числе достоинств этой машины - великолепное поведение на асфальте. Мак-Рея к числу "асфальтовых гениев" не отнесешь, так хоть, может, "Ксара" вывезет.

Неудачи шотландца меркнут на фоне полного провала пятикратного чемпиона мира Томми Мякинена. Он ушел из "Мицубиси", невероятно затянувшей техническое переоснащение, в стабильную и надежную "Субару" и выиграл стартовую гонку сезона. Все подумали - вот и шестой титул. Ничего подобного! Финн словно разучился ездить. В оставшихся 13 этапах ломал и разбивал "импрезы" одну за другой и финишировал лишь пять раз далеко не на самых высоких местах. Он буквально растворился на фоне Сольберга, чей раллийный стаж всего-то шесть лет. А ведь "Субару" была действующим чемпионом мира!

Послушаем объяснение Мякинена: "Импреза" сильно отличается от "Лансера", на котором я ездил семь лет. Долго не мог подобрать к ней "ключик". Да-да, особенно на выигранном "Монте-Карло", сложнейшем из этапов чемпионата!

Темнит Мякинен, что-то недоговаривает. В то, что иссяк у него порох, как-то не верится. Проще поверить, что "раллийный Экклстоун" Дейвид Ричардс, владеющий коммерческими правами чемпионата мира, заключил некий сговор с командой и пилотом, побеждавшими пять сезонов подряд. И "Мицубиси", и Мякинен намеренно ушли "в тень", чтобы дать отличиться другим. Такое предположение заодно объясняет, почему "Мицубиси" столь долго, более двух лет, не может довести до ума "Лансер WRC". Не едет машина, и все тут! Словно инженеры, как по волшебству, разучились своему делу одновременно с Мякиненом.

А может, все гораздо проще? В конце концов, " Peugeot 206" - объективно лучший автомобиль, одинаково быстр и вынослив на самых разных дорогах. Почти как "Феррари" в формуле 1. А группу пилотов в составе Гронхольма, "короля асфальта" Жиля Паницци, Ричарда Бернса называют не иначе как "дрим тим" - команда-мечта. Но, позвольте, почему тогда чемпион-2001 Бернс не выиграл ни одной гонки? Ему-то что помешало?!

В отличие от прошлых лет, нынче "Пежо" невозможно упрекнуть в применении "командной тактики". Ни один из ее гонщиков не пропускал другого по указанию руководства, сражались честно. Паницци свою часть программы откатал безукоризненно - три победы в четырех асфальтовых гонках. У Гронхольма - пять побед на "грунте" и "гравии". А Бернс оказался "вторым" по всем статьям. "Мне весь год мешал какой-то невидимый барьер, - признался шотландец. - Думаю, это вопрос психологии. Я пришел в коллектив, который уже всего добился без моей помощи, и подспудно ощущал, что от меня, последнего чемпиона мира, требуются не просто удачные финиши, а победы. Выкладывался на все сто, а побед все не было. Жажда борьбы, впрочем, осталась прежней. Маркус и Жиль - выдающиеся, незаурядные пилоты, и все же, заметьте, иногда я их обгонял".

Что ж, тем интереснее будет следующий чемпионат. К его собственной интриге добавятся "внутрикомандные": одержит ли Бернс первую победу за рулем "Пежо", сумеет ли восстать из пепла Мякинен? Первый полный сезон проведет команда-загадка, "Ситроен", у которой уже есть победы. Свежести ощущений добавит новая гонка - ралли Турции, заменившая в календаре губительное для техники кенийское "Сафари". А главное, совершенно непонятно, кого считать фаворитом. Кроме, разумеется, Маркуса Гронхольма.

Подпишитесь на «За рулем» в