Проредить, окучить, привить...

ПРОРЕДИТЬ, ОКУЧИТЬ, ПРИВИТЬ...

]

/КОНЦЕПЦИЯ

ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ВЗРАСТИТЬ НОВЫЙ АВТОПРОМ

Для большинства из нас, неспециалистов, Концепция развития автомобильной промышленности России свелась к одной-единственной мере — повышению таможенных пошлин. Ее и обсуждали больше всего, и возмущались ею, да так, что в сердцах готовы были вовсе отказаться от родного автомобилестроения. Но зачем губить отрасль с годовым оборотом около пяти миллиардов долларов и почти миллионом работающих в ней или для нее? Логичнее сделать ее более жизнеспособной и конкурентной, выпускать нормальные, современные автомобили, которые народ выбирал бы не по принуждению (а что такое высокие пошлины на иномарки, как не принуждение покупать наш сомнительный продукт?), а, так сказать, по зову сердца. Именно эту цель декларировала принятая осенью прошлого года Концепция развития автопрома. С одним существенным «но»: первое, что она нам предложила, или, лучше сказать, навязала, и были как раз пошлины.

Прошло время. И специалисты успели поработать над документом, наполнив его реальным содержанием. В декабре прошлого года в Концепции стали вырисовываться новые черты. Какие?

«САМА САДИК Я САДИЛА...»

Одна из серьезных бед нашего автомобилестроения — работа по принципу натурального хозяйства. На каждом автозаводе выпускают до 70% комплектующих. В кризисные времена это спасало: автозаводам не нужно было ни к кому ходить на поклон, скажем, выпрашивая комплектующие без предоплаты. Да и надежней было все по максимуму выпускать самим: не связываться с перевозками, не опасаться банкротства или просто недобросовестности партнеров. Со стабилизацией экономики все больше стали видны минусы натурального хозяйства. Собственные производства компонентов даже на таких гигантах, как АвтоВАЗ, все равно относительно маломощные (что тогда говорить о ГАЗе или УАЗе с их совсем небольшим производством!). Ведь известно: чем больше объемы, тем, как правило, дешевле продукция. К тому же и развивать самостоятельное производство легче — проще найти инвестора, чем для зависимого подразделения огромного предприятия.

Реструктуризация началась кое-где даже до того, как правительство заговорило о поддержке автопрома. КамАЗ, например, сократил убыточные подразделения, закрыл некоторые цеха, выделил в самостоятельные заводы тех, кто может жить автономно и выполнять не только камазовские, но и сторонние заказы. ГАЗ тоже в прошлом году начал заниматься реструктуризацией. Даже АвтоВАЗ, когда затоварился, заявил о планах реорганизации. Но, несмотря на это, полностью избавиться от «натурального хозяйства» наши автозаводы не могут. И не только потому, что кое-кто из руководителей заинтересован в существовании рыхлой заводской структуры: в мутной воде легче ловить рыбку. Беда в том, что даже если прямо сейчас начать организовывать независимые предприятия по выпуску автокомпонентов, в большинстве случаев придется построить сеть точно таких же, какие уже есть на каждом автозаводе. Ведь автомобильное производство у нас не унифицировано.

— Дело доходит до абсурда, — говорит председатель Национальной ассоциации производителей автокомпонентов Михаил Блохин. — Например, даже гайки у моделей разных заводов разные: отличаются буквально на две-три «нитки»! У каждого свои замки дверей, свои материалы обивки салона, сидений.

В идеале заводы должны договориться между собой и внести в свои модели конструктивные изменения, которые позволили бы использовать одинаковые компоненты. Но это почти невыполнимая задача. В реальности надо хотя бы будущие модели унифицировать. А пока строить производства тех компонентов, которые у нас не выпускаются или у которых совсем уж негодное качество, в расчете на поставку всем автозаводам. Например, в России нет своих ремней безопасности, их до сих пор покупают у эстонской «Нормы», нужны нормальные усилители руля, АБС, детали интерьера и многое другое — вот это-то и будут делать в первую очередь.

АВТОЗАВОД, ОТКРОЙ ЛИЧИКО!

Вроде бы все очевидно. Для того чтобы наладить выпуск всего этого, надо приобретать лицензии или организовывать совместные предприятия. Но кто именно будет заниматься строительством новых предприятий? Все кому не лень? Вряд ли из этого что-то выйдет. Ведь в большинстве случаев нужно иметь технические задания автозаводов, сведения о зарубежных производителях, о местных поставщиках и многое другое. А у нас до сих пор даже не сведена воедино информация о имеющихся производителях автокомпонентов, которые зачастую принадлежат разным отраслям. На большинстве заводов, как правило, не проводился технический аудит, поэтому их возможности неясны. Финансовая деятельность предприятий — тайна за семью печатями. Не раскрывается даже информация об акционерах, не говоря о структуре капитала и пр. Поэтому даже если вообразить себе какой-то сумасшедший интерес к нам со стороны иностранных компаний, то вряд ли им удастся не то что договориться с кем-нибудь о совместном производстве, но просто найти потенциального партнера.

Заниматься сбором информации о наших производителях (или возможных производителях), помогать им в поиске партнеров кто-то должен. До недавнего времени такой структуры не было. Теперь, похоже, эти функции возьмет на себя НАПАК — Национальная ассоциация производителей автокомпонентов. Она уже сейчас ведет переговоры с иностранными фирмами по трем направлениям: организация производства деталей подвески, деталей интерьера (стекол, деталей из пластика и пр.) и материалов (присадки, порошки для металлокерамики и пр.). Есть предложения от западных компаний, которые ищут здесь партнеров. Но это — только начало. Пока в ассоциации состоит лишь около ста предприятий, так что ближайшая задача — максимально расширить их круг. Кстати, тут открываются большие возможности для фирм, возникших недавно и работающих на вторичный рынок. Некоторые из них успели завоевать признание потребителей, и теперь у них есть шанс развить производство, стать поставщиками автозаводов.

И ВСЕ-ТАКИ ПОШЛИНЫ!

Впрочем, всей проблемы это все равно не решит. И вот в рамках Концепции принимается решение... да-да, опять о таможенных пошлинах! А поскольку они не касаются напрямую покупателей, вокруг них нет столько шума, суть же такова. Составят перечень компонентов, которые разрешат ввозить беспошлинно по специальным квотам. Но — только несколько лет. За эти годы построят заводы у нас и начнут постепенно, пропорционально росту внутреннего производства, снижать квоты, пока не отменят их совсем. Мыслится, что за пять лет на наш рынок придут иностранные компании, и в России будут выпускать автокомпоненты или их составляющие на мировом уровне. Кстати, тогда наши предприятия смогут работать не только на российский рынок, но и выполнять заказы иностранных автопроизводителей.В России же органы стандартизации станут повышать требования к конструкции наших автомобилей, чтобы они приблизились по техническому уровню к западным. До сих пор автозаводам удавалось избегать такого «стимулирования развития». Например, на выпуск двигателей, соответствующих нормам Евро I, несмотря на все требования Госстандарта, у нас не перешли до сих пор. Теперь, судя по тому, что декларирует Концепция, такое станет невозможным.

Что же ожидает нас и автозаводы в ближайшем будущем? Решения, конкретизирующие положения Концепции, позволяют сделать приблизительный прогноз. В ближайшие годы заводы вынуждены будут провести реструктуризацию, оставив в своем составе только эффективные производства. Со временем нынешние монстры превратятся, по сути дела, в автосборочные предприятия; очень вероятно, что благодаря этому каждое из них станет привлекательным для иностранных партнеров и начнет собирать какие-нибудь иномарки. Возможно, специально адаптированные для нашего рынка. Возникнет большое количество совместных предприятий, выпускающих автомобильные компоненты для всех или большинства наших автозаводов. Качество комплектующих станет лучше, российские (совместные) автомобили будут более современными и... намного более дорогими. Да-да, ведь организация производства, да еще по современным иностранным технологиям — удовольствие совсем не дешевое.

Впрочем, делать прогнозы в нашей стране — дело откровенно неблагодарное.

Одна из серьезных бед нашего автомобилестроения — работа по принципу натурального хозяйства: на каждом автозаводе выпускают до 70% комплектующих.

Автомобильное производство у нас не унифицировано. Даже гайки у моделей разных заводов разные. До сих пор не сведена воедино информация о производителях автокомпонентов в России.

В ближайшие годы заводы будут вынуждены провести реструктуризацию, сохранив в своем составе только эффективные производства.

Возникнет много совместных предприятий, выпускающих автомобильные компоненты для всех или большинства наших автозаводов.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии