Куда уедут шины

КУДА УЕДУТ ШИНЫ

]

РЕЗИНА И СИНТЕТИКА, НЕМНОГО ВОЗДУХА И ЭЛЕКТРОННЫЕ ДАТЧИКИ — РЕЦЕПТ КОЛЕСА БУДУЩЕГО

Но, подобрав удобные «башмаки» на предстоящий сезон, интересно отвлечься от прозы жизни и заглянуть в будущее. Какими будут шины через несколько лет?

БЫСТРО, БЕЗОПАСНО, ЭКОНОМИЧНО

Путь шинникам указывают производители автомобилей. Одно из главных требований — безопасность. Шина обязана обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость машины, цепко «держать» дорогу не только на сухом, но и мокром покрытии и, разумеется, быть прочной. Хотя рост «максималки» в последнее время замедлился (похоже, достигнут разумный предел), специалисты по-прежнему уделяют немало внимания скоростным свойствам «обуви».

Большинство водителей редко проверяют давление в колесах. Шинникам приходится мириться с нашей ленью: современная покрышка должна сохранять рабочие характеристики при пониженном (не нулевом!) давлении.

Снижение шума и вибраций — еще одна головная боль. Ведь показатели комфортности косвенно влияют и на безопасность. Поэтому законодательные требования планомерно ужесточают. Кстати, очередные поправки в Европе введут в 2003 году.

Стараясь достичь компромисса (ведь улучшая один показатель, нетрудно испортить остальные), конструкторы работают сразу в нескольких направлениях: снижают массу шины, колдуют над рисунками протектора, совершенствуют резиновые смеси, пытаются использовать нетрадиционные для шинной индустрии экологически чистые материалы.

ПРОЩАЙ, ЗАПАСКА!

Многие фирмы уже производят покрышки, на которых можно ехать даже при нулевом давлении. Пока их устанавливают лишь на дорогие автомобили, но в обозримой перспективе такими шинами будут комплектовать и массовые машины.

Компания «Мишлен» в этом году резко увеличит выпуск покрышек PAX, разработанных еще в середине 90-х годов прошлого века. При проколе шина опирается на резиновое кольцо, уложенное внутри. Рекорды скорости на таком колесе ставить нельзя, а проехать (причем без особого дискомфорта) десятки и даже сотни километров до сервисной станции — не проблема.

Серьезный недостаток такой безопасной конструкции — лишний вес. Первые шины РАХ были тяжелее обычных на 8 кг. С помощью компьютерного моделирования конструкторы снизили «привес» вдвое. А сейчас испытания проходит новая версия: внутреннее кольцо из полиуретана стало легче еще на 2 кг.

Похожие конструкции предлагают «Гудьир», «Континенталь», «Бриджстоун» и другие крупные производители. Специалисты полагают, что к 2020 году покрышки, которым не страшны проколы, будут на всех (!) автомобилях. И не только ради безопасности — запаска окончательно уйдет в отставку. Дотошные «счетоводы» прикинули, что за каждый дециметр полезного пространства автомобиля покупатель платит в среднем 4–5 евро. Значит, безопасные шины позволят выиграть примерно 400–500 евро!

РЕЦЕПТЫ ЗАВТРАШНИХ ГУРМАНОВ

Возможно, с годами фраза «купил резину» окончательно потеряет смысл. Фирма «Гудьир» вместе с компанией «Эмиритайр» вовсю работают над шиной из полиуретана. Такие покрышки легче обычных, а значит, они помогут снизить расход топлива и уменьшить неподрессоренные массы. Правда, о серийном производстве разговор пока не идет. Но упорство специалистов наверняка принесет плоды.

Основной компонент, который ныне применяют для увеличения износостойкости шины, — технический углерод, который легко смешивается с каучуком. Однако у углерода уже есть сильный конкурент — кремниевая кислота. Благодаря ей снижается сопротивление качению, при этом улучшается сцепление на сухом и мокром покрытии. Но будут ли применять кремниевую кислоту в серийных шинах, пока не ясно: такие покрышки дороже и сложнее в изготовлении и переработке.

Кроме технического углерода и кремниевой кислоты, пробуют и другие материалы — например, цеолиты и глины. Тот же «Гудьир» в ходе долгих исследований создал биополимерный наполнитель на основе крахмала. Как заверяют американские специалисты, новое вещество снижает сопротивление качению без ухудшения остальных свойств шины. И, что особенно важно, этот наполнитель экологически чист.

Поскольку на конвейере автомобили «обувают» обычно во всесезонные покрышки, задача производителя — «сварить» шину, одинаково хорошо работающую при отрицательных и положительных температурах. Неплохо продвинулась на этом пути фирма «Мишлен», выпустив на рынок шины с маркировкой «Road+Winter» (дорожная + зимняя). Такая «резина» сохраняет работоспособность до минус 5°С. Для Западной Европы этого достаточно.

«ЭЛЕКТРОННАЯ» ШИНА

К чипам и датчикам, спрятанным в укромных местах машины, автомобилисты уже привыкли. А скоро электроника проникнет... и в шины. Уже сегодня дорогие автомобили оснащают системами для контроля давления в колесах (ЗР, 1999, № 10). Датчики, установленные на ниппелях, посылают радиосигнал на информационное табло.

Отслеживать падение давления можно и при помощи датчиков скорости, установленных на колесе. Если шина начинает «травить», ее наружный диаметр уменьшается, а скорость вращения возрастает. При понижении давления до 1,2 бар перед водителем вспыхивает контрольная лампа.

Но производители не собираются на этом останавливаться, пытаясь научить шину... «чувствовать» дорогу. Фирма «Континенталь» представила измерительную систему SWT (Side Wall Torsion Sensor — датчик деформации боковины. Подробнее см. ЗР, 1999, № 8). В резиновую смесь добавлен ферромагнитный порошок — на внутренней боковине шины нанесены намагниченные участки.

Рядом с колесом — в верхней части шины и у обода — установлены датчики, фиксирующие боковые (при поворотах) и продольные (при разгоне и торможении) силы. Информация, снятая с шины, адресована вспомогательным системам, корректирующим траекторию движения автомобиля, — АБС, ESP и т. д. Пока покрышка умеет определять лишь направление силы, вызывающей деформацию боковины, но скоро специалисты научат ее также измерять эти величины.

Первый шаг к «электронной» шине сделан — дальше ей предстоит набираться разума. На покрышку планируют взвалить не только измерительные функции. Основная задача — заставить электронику контролировать сцепление резины с дорогой. Тогда протектору не нужен рисунок — шина сама будет подстраиваться под любое покрытие. А значит, появится дополнительная возможность снизить шум и расход топлива, одновременно повысив безопасность.

Многие специалисты приходят к мнению, что шину (тем более «электронную») нужно разрабатывать под конкретную модель автомобиля: необходимо подстраивать ее характеристики под подвеску, рулевое управление, тормоза и вспомогательные системы.

В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ

Будущее российской шинной промышленности напрямую зависит от перспектив автопрома. Крупнейший производитель — ВАЗ обещает поставить на конвейер «Калину», обновить «Жигули», да и у нынешних моделей есть перспектива для развития. Значит, большинство российских шин будут иметь посадочный диаметр 13 и 14 дюймов. Колеса большей размерности уместятся в ниши этих автомобилей только со сверхнизкопрофильными покрышками. А они пока не для нас — до'роги в производстве и для плохих дорог не пригодны. Перспективные модели не преодолеют планку 200 км/ч, значит, им не нужны быстрые, но дорогие покрышки.

Однако наши шинники совместно с иностранными спецами (отечественные заводы один за другим попадают в сферу интересов зарубежных концернов) вовсю работают над новыми рисунками протектора, пробуют современные материалы и резиновые смеси. Хочется верить, что уже в этом году российские автолюбители почувствуют отдачу от иностранных капиталовложений.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии