Как помирились иван иванович с иваном никифоровичем

КАК ПОМИРИЛИСЬ ИВАН ИВАНОВИЧ С ИВАНОМ НИКИФОРОВИЧЕМ

Автомобиль на фоне предшественника дорогой (во всех отношениях), просторный, комфортабельный, динамичный... однако как у него с самым главным на селе свойством? Именно о проходимости, и только о ней, заспорили современные Иван Иванович с Иваном Никифоровичем; но вместо поветового (уездного) суда отправились решать дело за околицу.

"Тогда стояла осень с своею грустно-сырою погодою, грязью и туманом".

Нашим героям повезло больше: на проселок они выехали в разгар золотой осени. Яркое солнце, впрочем, не успело высушить грязь после недавних дождей. Первым взрезывал ночной ледок на лужах UAZ 31519 с карбюраторным двигателем 2,9 л (мощность - 61,8 кВт/84 л. с., момент - 189 Н.м при 2200-2500 об/мин), четырехступенчатой коробкой передач и гидроусилителем руля в качестве единственной опции. Следом резво бежал знакомый читателям UAZ 31622 (ЗР, 2002, № 7, 11) с впрысковым мотором (мощность - 97,5 кВт/132,6 л. с., момент - 223,7 Н.м при 4000 об/мин), пятиступенчатой коробкой, не обделенный, конечно, и усилителем руля, и разными удобными штуками, о коих нет нужды повторяться. Остается только сказать, что предложенные условия уравнивали возможности шин обоих автомобилей.

"Берегитесь, не ступите сюда ногою, ибо здесь нехорошо".

Водитель нового УАЗа, который имел глаза чрезвычайно зоркие, заметил в стороне от основной колеи глубокую грязевую ванну и смело ринулся туда, не забыв, разумеется, включить передний мост и пониженную передачу в раздаточной коробке. Ничуть не запнувшись, автомобиль выскочил на противоположный берег впереди собственного рева.

Скромный серенький "козлик", почти не повышая голоса, чинно пересек водную преграду. Весьма тяговитый мотор даже не намекал, что хорошо бы включить пониженную передачу; более того, позволил сбросить газ на "фарватере", а затем плавно, но уверенно повинуясь педали, вывез автомобиль на сушу.

"Вы имеете осанку и фигуру важную. Как же вам таскаться по болотам...?"

Колея нашего UAZ 31622 увеличена до 1600 мм, против 1445 мм у обычных серийных машин (широкие мосты все еще по дороге к конвейеру, но, обещают заводчане, вскоре появятся на всем новом семействе). Проселок, где спорили герои, наезжен сплошь узкоколейными "уазиками", соответственно, новичок "закидывал ногу далеко в сторону". Что, с одной стороны, хорошо: в очень глубокой колее меньше опасность погрузиться до брюха. Напротив, на скользкой дороге надежнее катиться по проторенному пути, чтобы не соскочить с "рельсов". Оба автомобиля легко поворотить: спасибо гидроусилителям руля! Если бы они еще надежно работали... но это уже из другой повести.

"Но Иван Никифорович был ни жив ни мертв, потому что завязнул в дверях и не мог сделать ни шагу вперед или назад".

Если постараться, засадить можно что угодно. Колея предательски подалась вниз, и разогнавшийся UAZ 31622 уперся шишкой переднего моста в мягкий грунт. Буксуя, он мог двигаться теперь только в одну сторону - вниз... С помощью второй машины пленника вызволили. Ту же преграду отправился брать штурмом UAZ 31519 и встал на том же месте, несмотря на иную конфигурацию разрезных мостов и больший дорожный просвет (220 мм против 210). Конечно, ему пришлось чуть тяжелее (первый автомобиль немного углубил колею), но напомним: абсолютной проходимости не существует! Там, куда сунется здравомыслящий водитель, хватит способностей обеих машин. Тем более, справа от этого гиблого места проходила вполне проезжая дорожка...

Техника преодоления преград для старого и нового УАЗов различается: 31622 желательно разогнать, убедившись, что колея или дно лужи не таят подвоха - бревна и тому подобного. Это диктуют характеристики мотора (максимум момента "вверху") и трансмиссии (пониженная передача в "раздатке" - всего 1,47). UAZ 31519 способен двигаться ползком: передаточные числа в трансмиссии - тракторные, запас тяги на малых оборотах больше, а раздаточной коробкой можно увеличить его вдвое... Впрочем, к последнему средству обращаешься весьма редко.

"Напрасно судья кричал в переднюю, чтобы кто-нибудь из находившихся там выпер сзади Ивана Никифоровича в присутственную залу".

Если уж УАЗ застрял, то вытаскивать его должен, как минимум, другой УАЗ. В большинстве случаев просто толкать или тянуть человечьими силами бесполезно...

"...удивительная лужа! Единственная, какую только вам удавалось когда видеть! Она занимает почти всю площадь. Домы и домики, обступивши вокруг, дивятся красоте ее".

Наши герои не просто потревожили водную гладь, а расплескали ее всю! Перенеся содержимое лужи на кузова машин, убедились, что с обзорностью проблемы у обоих. Даже установленные внизу "дворники" UAZ 31519 расчищают недостаточные секторы. На UAZ 31622 левая щетка останавливается рано, оставляя широкую непрозрачную полосу у стойки.

Длинный новый УАЗ, вовсю работая подвесками (передней пружинной и задней на малолистовых рессорах), лихо несся по ухабистой деревенской улице, обеспечивая пассажирам сносный комфорт. Ба, а что это там мелькает в зеркале? Это сзади на своих рессорах "козлит" короткий UAZ 31519: прыжки такие, что его включенные фары чертят дуги на зеркале передней машины, временами выскакивая за пределы стекла!

"Несмотря на то, что оба приятеля весьма упирались, однако ж таки были столкнуты..."

Машины "столкнули" вниз, и они весело покатились по косогорам. На крутых склонах дал себя знать недостаток тяги у нового УАЗа: уже задействованы все возможности трансмиссии, а автомобиль очень неохотно, с одышкой лезет в гору. Стоит сбросить обороты на кочке, их уже не наберешь, не подпалив сцепление. Подчеркнем - это касается действительно крутых склонов, где не прокладывают даже проселков! На этот случай куда лучше подошла бы раздаточная коробка с пониженной передачей, близкой к "двойке".

Здесь необходимо лирическое отступление: нынешняя, так называемая мелкомодульная "раздатка" - дитя компромисса конструкторов и технологов. Она менее шумная, чем прежняя коробка, но, увы, снижает внедорожные способности нового УАЗа. Говорят, это временное решение: готов тихий агрегат с низшей передачей 1,97, как у старых моделей. Дело за производством...

UAZ 31519 считался бы прекрасным "скалолазом", если бы не одно "но". Это неудобный автомобиль, и его недостатки остро ощущаешь (например, коленом о дверь) именно на косогоре. Помимо тесной посадки, сказываются "резиночки" между органами управления и исполнительными устройствами. Тормоза, руль какие-то ватные. А как у "козликов" устроен привод дроссельной заслонки! "Возьмите часы, откройте их и посмотрите, что там делается! Не правда ли, чепуха страшная?"

На одной из горок, задравши нос для фотосъемки, UAZ 31519 взял и заглох - видимо, крутизна оказалась предельной для карбюратора. Справедливости ради заметим, что UAZ 31622 здесь уверенно тарахтел, но после распространил вокруг столь сильный запах бензина, что все решили: прохудился бак! Нет, топливо утекало через заливную пробку (привет Евро II).

Конечно, на просторах России (и Малороссии) можно устроить УАЗам и более серьезные испытания, чтобы нащупать предел возможностей каждой машины. Очевидно, у старой модели он отодвинут дальше. Но многие ли потребители смогут это оценить?

Если не брать в расчет специфические требования армии и "джиперов", UAZ 31622 по обычным, пускай разбитым и размытым проселкам доставит хозяина и к месту рыбалки, и на ферму, и в лес... и из Миргорода не стыдно разъезжать в гости к помещикам. Словом, выполнит все то, чего ждут в первую очередь от предшественника. На том и помирились наши герои, ведь...

"...несмотря на некоторое несходство, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович прекрасные люди".

Подпишитесь на «За рулем» в