Бензин обязан подорожать на 9 рублей с полтиной?

В начале года по распоряжению Владимира Путина образованы группы экспертов, которым поручили подготовить предложения для правительства, связанные с разрешением стратегических проблем. Возможности развития транспортной системы изучала так называемая экспертная группа №19 под началом научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина. Свои рекомендации она направила в правительство. А на днях выводы экспертной группы заслушал Общественный совет при Федеральном дорожном агентстве («Росавтодоре») Минтранса РФ.

Будет так же плохо

Как бы то ни было, но перед членами ОС при «Автодоре» Михаил Блинкин давал следующие пояснения и комментарии.

Михаил Блинкин

Михаил БлинкинЭкспертную группу № 19 возглавил научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.
Экспертную группу № 19 возглавил научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

Темпы автомобилизации населения, особенно в последние годы, опережают темпы развития дорожной сети. Этот, а также другой известный факт «дорог мало, и те плохие» проиллюстрированы цифрами и графиками.

Что правда, то правда: финансов для дорожного хозяйства хронически недостает. В 2009–2010 гг. огромный кусок запланированных инвестиций «отняли», и они составили 2–2,2% от ВВП (надо вспомнить, то были жестокие годы кризиса), из них доля средств из федерального бюджета — 0,8–0,9%, то есть меньше половины. Однако, как указано в докладе экспертной группы №19, то же положение сохранится в 2011–2013 гг. Надо понимать, из кризиса не вышли.

Ближайшая перспектива не краше: бюджетных денег — 8,4 трлн руб. на 2011–2020 гг., а это еще меньшая доля ВВП — 1,2–1,3% в год. Из чего вывод: с дорогами по-прежнему будет очень плохо.

Сколько денег нужно?

Чтобы ремонтировать и содержать дороги, как того требуют нормативы, понадобится минимум 845 млрд рублей. Еще порядка 0,5 трлн руб. (из расчета хотя бы 1-процентного прироста дорожной сети) — на новое строительство. Всего — 1,35 трлн руб., то есть 3,2–3,3 % от ВВП.

А на самом деле необходимо 4–4,5%  — приходится учитывать, что автомобилей становится все больше (вспомните хотя бы статистику продаж в нынешнем году), отсюда нагрузка на дорожную сеть ежегодно возрастает на 6–7%. Да плюс инфляция. Причем расчеты производились исходя из сегодняшних цен на асфальт, щебень и т.д., а цены почему-то имеют свойство расти.

Одолжить не у кого

Если все оставить так, как складывается, сообщал докладчик, неприятности в дорожной сети в лучшем случае будут купироваться, в худшем — дороги продолжат хиреть, деградировать.

Вроде бы напрашивается решение увеличить долю «дорожных» средств за счет сокращения долей других статей бюджета.

— Язык не повернется посягать на бюджетные финансы для медицины, армии, детей, искусства… А какая «дыра» в Пенсионном фонде! Нет, подобные вещи нельзя даже предполагать, — говорил Михаил Блинкин.

И продолжил: рассчитывать на приток частного капитала, в том числе иностранных инвестиций, также не приходится: не идут инвесторы в отрасль.

Непопулярные меры — самые популярные

Остается единственный способ — собрать необходимые деньги с пользователей дорог: до 2015 г. автомобилисты должны оплачивать повышенные акцизы, включенные в цену моторного топлива, чтобы за счет этого выйти на уровень покрытия затрат на все виды дорожных работ.

На сколько именно могут подорожать бензин и солярка? Есть и такой расчет. В цене каждого литра горючего должно быть 12,47 руб. акцизов. Если принять во внимание, что в ближайшее время цена топлива, как уже известно, поднимется на 3 руб., значит, очередная прибавка стоимости должна составить 9,47 руб.

Бензин обязан подорожать

Бензин обязан подорожать

Эксперты живут не на Луне, так что реакцию на свои предложения предвидели. Самое безобидное, что они ожидают услышать от объектов акцизообложения, — дорожное строительство подобно черной дыре: в него сколько ни вбухай, половину все равно разворуют. Другое заявление серьезнее: каждый платит множество прямых и косвенных налогов, которыми уже возместил свое пользование дорогами.

Водитель — нахлебник по определению

А вот и не возместил — опровергает водителей промежуточный отчет экспертной группы: «Владельцы транспортных средств уверены, что за свое пользование дорогами они рассчитались сполна, купив „дорогой“ бензин и уплатив „непосильный“ транспортный налог. Соответственно, скверные дороги и систематические заторы воспринимают как прямое упущение власти».

«Между тем акцизами на бензин и транспортным налогом, — это продолжение цитаты, — покрывается менее 40% бюджетных расходов на дорожное хозяйство. Отсюда, сообщество автомобилистов является по факту вторым после пенсионеров крупнейшим реципиентом (то есть потребителем. — Прим. авт.) бюджетной поддержки».

Эту истину рекомендуется довести до сознания граждан за рулем. И  докладчик продемонстрировал очередной слайд членам Общественного совета «Росавтодора»:

Завтрак не положен?

Присутствовавший на обсуждении руководитель организации автомобилистов «Свобода выбора», член Общественного совета при президенте РФ Вячеслав Лысаков вступился за водителей: свой завтрак они оплатили сполна и даже более того. Еще повышать цену бензина, которая и без того растет скачкообразно, — это уже за гранью добра и зла.

Вячеслав Лысаков

Вячеслав Лысаков«Водители оплатой своих налогов за все расплатились». Вячеслав Лысаков, председатель МООА «Свобода выбора».
«Водители оплатой своих налогов за все расплатились». Вячеслав Лысаков, председатель МООА «Свобода выбора».

Эмоционально говорили другие участники слушаний, а смысл один — облегчить налоговую нагрузку на водителей. Участники дискуссии предложили: рекомендовать правительству, прежде чем советовать поднимать цены на топливо, повышать эффективность, а значит снижать себестоимость нефтепереработки. Увеличить объем выхода продуктов высоких фракций до уровня, достигнутого на НПЗ западных стран, что должно послужить стабилизатором цен на горючее. А если и должен кто-то компенсировать дорожное строительство, то, в первую очередь, основные пользователи дорог, а именно хозяйствующие субъекты. Но никак не владельцы легковушек. Затронули вопрос транспортного налога: его нужно исчислять исходя не из лошадиных сил, а со снаряженной массы машины…

Все это, наверное, должно быть небезынтересно правительству, но в воздухе продолжал висеть тезис

Олег Скворцов

 Олег СкворцовПредседатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Олег Скворцов.
Председатель Общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Олег Скворцов.

о возможном подорожании горючего на девять с полтиной — как на него отреагирует правительство? Ведь советчики — уважаемые люди...

Резюме слушаний в  «Росавтодоре» еще не сформулировано, но по реакции (и интонациям) специалистов, ученых и многоопытных практиков, входящих в Общественный совет федерального агентства, можно догадаться, что будет в документе.

Анатолий Чабунин

Анатолий ЧабунинГлава Федерального дорожного агентства Минтранса РФ Анатолий Чабунин.
Глава Федерального дорожного агентства Минтранса РФ Анатолий Чабунин.

Корреспондент ZR.RU спросил главу «Росавтодора» Анатолия Чабунина, какие суждения вынес лично он после доклада экспертной группы. Ответ был дипломатичный:

— Совершенно ясно одно: нужно больше строить хороших дорог.

Дай триллион...

Один из вопросов, заданных докладчику Михаилу Блинкину: каков эффект каждого рубля, вложенного в дорожное строительство? В тексте отчета экспертов такие данные не приведены, и ответа тоже не последовало.

А вопрос классный! Ежегодно в РФ автомобили сжигают примерно 80 млрд литров топлива. Если идет речь об акцизе в сумме 12,47 руб./л, выходит, водителей страны склоняют заключить инвестиционное соглашение на сумму без малого 1 триллион рублей.

За акциз ответишь!

Но, как и в каждом контракте, в нем должна быть оговорена ответственность сторон. Значит, эксперты, готовя проект для подписанта (правительства), должны бы указать, на что именно предполагается потратить деньги (протяженность дорог, количество искусственных сооружений и т.д.). А также прописать, каким санкциям подвергается исполнитель (государство и его представители) в случае неполного исполнения обязательств, неэффективного расходования средств, нарушения финансовой дисциплины. В качестве таких санкций предложил бы кратный возврат инвесторам сумм уплаченных акцизов (например, по кассовым чекам АЗС).

И о персональной ответственности. Водители-инвесторы, наверное, не согласятся с тем, чтобы нерадивых исполнителей наказывали простым увольнением с работы. Ведь речь идет об особо крупных размерах. Значит, их следует приговаривать к высшей мере наказания…

Бред? Не меньший, чем предложение на червонец поднять цену бензина.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые