Караваны на рейне

КАРАВАНЫ НА РЕЙНЕ

ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ

КАРАВАНЫ НА РЕЙНЕ

Раскинувшийся на берегах Рейна административный центр земли Северный Рейн — Вестфалия город Дюссельдорф известен самой крупной в мире ежегодной выставкой караванов — мобильных жилищ для отдыха (см. ЗР, 1996, № 8, 9). Статистика утверждает, что в этом регионе сосредоточено 26% всех караванов из Германии. Непонятно, правда, что здесь причина и что — следствие: то ли салон устраивают там, где больше домиков на колесах, то ли, наоборот, их лучше всего раскупают там, где часто показывают публике.

В «Каравансалоне-96» участвовало — ни много ни мало — 495 экспонентов из 15 стран. Одних только караванов выставили около двух тысяч! Можете себе представить, какую огромную площадь заняла экспозиция. Да плюс еще залы, где показывали полноприводные автомобили, различный инвентарь — от водных лыж и багажников на крыши караванов до газового камина и походного унитаза. Отдельный павильон занимали туристские фирмы — те, что предлагают караванные маршруты и кемперы напрокат, а еще один предназначался для массовых мероприятий и был выполнен в виде кемпинга со стоянкой, спортплощадками и т. п. 

Первое впечатление от выставки: целая индустрия, в которой занято много людей, работает на тех, кто предпочитает всем видам отдыха — караваны. Одни их делают, другие обслуживают, третьи создают товары для путешественников. Удивительно, но в России мало кто об этом знает. Между тем путешественников-автомобилистов и просто любителей активного отдыха у нас, после долгого перерыва, стало прибавляться. А для организации небольшого кемпинга нужно не так уж и много: ровная площадка да сторож. Для солидного — потребуется водопровод, канализация, электричество, но затраты на это несопоставимы с постройкой гостиниц, ресторанов, гаражей. Жаль, что пока эта идея не овладевает массами — других забот хватает.

Однако оставим рассуждения на потом и пройдемся по выставке. Караваны-прицепы и караваны-автомобили заполонили большую ее часть. Почти все белого цвета, редко светло-желтого или бежевого. И это совсем не случайно: в кемпингах на открытых, залитых солнцем площадках — в белом прохладнее.

Наибольшей популярностью пользуются караваны-прицепы, но покупатель привередлив — без туалета и душа, газовой или электрической плиты даже не предлагайте. Интересно, что в Германии лучше раскупают прицепы полной массой свыше 1200 кг. Иными словами, успехом пользуются «фуры» длиной почти в два «жигуля». Жилой модуль занимает метров пять-шесть, остальное — сцепное устройство и площадка сзади для велосипеда или мотороллера. Чтобы буксировать подобный прицеп, нужен навык. И этому учатся.

Не каждому автомобилю по плечу такая ноша. Заглянем в немецкий справочник. «Лада-Самара» сразу отпадает, а вот «Нива» с двигателем 1,7 л подойдет: допустимая масса прицепа, снабженного тормозами, у нее — 1490 кг, в то время как для «Лады» — 1000 кг. Но не обойтись без переделки: придется навесить сцепное устройство, а еще — зеркала на больших кронштейнах. Штатные бесполезны, поскольку прицепы очень широкие.

Сколько стоят дома на колесах? По-разному. Немцы предпочитают продукцию своих фирм (91% покупателей) и, как уже говорилось, большого размера. Цена — минимум 19 тысяч немецких марок, но в нее часто не включены важные «мелочи»: запасное колесо — 200–300 марок (кронштейн его крепления еще 150); прокладка антенного кабеля для телевизора — 300; туалет — 800–1000; газовое отопление — 600; тент, который образует веранду перед фургончиком и как бы вдвое увеличивает площадь дома, — от 1000 до 3000 марок, а также многое другое. Если захотите микроволновую печь, кондиционер, красивые алюминиевые диски колес, придется выложить уже около 50 тысяч. За эти деньги можно купить БМВ 3-й серии или «Мерседес» С-класса — довольно дорогие машины. Ну а если замахнетесь на мебель из натурального дерева, хрустальные плафоны и большой санузел, готовьте тысяч двести — во столько же обойдется небезызвестный «шестисотый» «Мерседес». Но это, как говорится, на одном полюсе. На другом, скажем, недорогой четырехметровый испанский караван, но все-таки с душем, — такой потянут и «Жигули». Стоит он от 14 тысяч марок — больше, чем «Лада» в Германии.

Покупают кемперы в основном европейцы в возрасте — как-никак дорогое удовольствие. Зато желающие могут взять их напрокат, что, как правило, и делают. В Германии владельцев караванов — 855 тысяч, а всего пользователей аж 4 миллиона. Не так уж мало здесь и моторкараванов, или «райземобилей» — автомобилей для путешествий — 433 тысячи. Они, естественно, дороже прицепов, облагаются обычно большим налогом, поэтому и спрос на них меньше. Но у моторкараванов существенное преимущество. Во многих странах запрещено перевозить людей в прицепах, поэтому в пути (а он бывает и долгим) приходится тесниться в легковой машине. Не сравнить с моторкараваном, где уютно, где на ходу можно пользоваться и кухней, и туалетом. Такой комфорт нашим неизбалованным автотуристам и не снился.

Под «райземобили» переделывают грузовые «фольксвагены», «ситроены», «пежо», «мерседесы», МАНы, «мицубиси» и др. Есть и явный лидер. Это «ФИАТ-Дукато» — переднеприводный грузовичок.

Главное, что достигают при такой переделке — большой жилой отсек: ставят новую широкую раму, уменьшают дорожный просвет, а над кабиной делают надстройку. У изготовителей рам тоже есть лидер — немецкая фирма АЛ-КО (сокращение «Alois Kober GMBH»). Иногда заменяют и стандартную кабину — получается что-то напоминающее автобус оригинальной внешности. Места в нем больше, но такая переделка дороже.

Средняя цена «ФИАТ-Дукато» с жилым отсеком и всеми удобствами — 80–100 тысяч марок. Но есть и моторкараваны по 300 тысяч, хотя и это не предел. Фирма АЦП (АСР) предлагает комплект, куда входит американский моторкараван, двухместный вертолет, платформа для его транспортировки. Все это вместе с обучением на курсах пилотов в США (4–6 недель) стоит 500 тысяч марок. По отдельности обойдется дороже. Кстати, этот «экспонат» стал, пожалуй, «гвоздем» выставки.

Российских экспонентов на салоне не было. Действительно, не везти же туда наши штучные караваны. Но делают же туристское снаряжение и кое-что еще. Скажем, опытные образцы вездеходов, показанные на московском и парижском автосалонах, вроде «Нивы» на огромных колесах, наверняка пришлись бы по душе фанатикам активного стиля жизни, коих среди посетителей было предостаточно. Конечно, вряд ли речь может идти о большом заказе, но все же...

Как это ни удивительно, не проявляют инициативы и наши турфирмы. А вот стенд белорусско-немецкого предприятия «Кемпинг перестройка», уже шесть лет организующего путешествия на караванах по СНГ до Новосибирска (!), пользовался таким успехом, что фирмачи из стран с развитым турбизнесом наверняка ему завидовали. Учредитель с белорусской стороны — Министерство бытового обслуживания. В Германии формируют колонну — караванов пятнадцать, которая с охраной путешествует по СНГ. Между прочим, в Белоруссии туристы останавливаются в кемпинге, оборудованном на бывшей военной базе, где с удовольствием катаются на... ракетном тягаче. Более пяти тысяч немцев уже воспользовались услугами «Кемпинга перестройки». Чем не пример? Так что приобщиться к «караванной индустрии» могут и наши предприятия, было бы желание...

Дмитрий ПОСТНИКОВ

Фото автора

и «Мессе Дюссельдорф»

Редакция благодарит фирму «Мессе Дюссельдорф» за помощь в подготовке материала.

«Гвоздь» салона — моторкараван в комплекте с вертолетом.

«Форд» — «райземобиль».

«Кнаус» изменил до неузнаваемости ФИАТ и продает под своей эмблемой. Выглядит оригинально, но стоит дороже.

Какое путешествие без двухколесного друга!

От лыж до газового камина: подойди, потрогай, приценись, а кое-что можно купить прямо на выставке.

Интерьер моторкаравана. Над кабиной — спальное место.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии