"умный" вездеход

«УМНЫЙ» ВЕЗДЕХОД

ТЕХНИКА

«УМНЫЙ» ВЕЗДЕХОД

Скажите, что объединяет такие автомобили, как «ФИАТ-Панда 4х4», " Lancia Y10 4WD", " Опель Вектра 4х4", " Audi V8", " Фольксваген Гольф—Синкро", "Альфа-33S16-Перманент-4"? Да, все эти машины имеют полный привод. Но не только. На каждой из них — узлы и агрегаты австрийской фирмы "Штайр". Кстати, список этот можно без труда продолжить — общее число моделей, к которым "приложили руку" специалисты фирмы, велико. Высок и ее имидж — знаменитые марки заказчиков говорят сами за себя.

Недавно на полигоне фирмы, расположенном неподалеку от города Сан-Валентин, побывал

Вячеслав МАМЕДОВ, который знакомился с новой системой управления для полноприводных грузовых машин.

Новая разработка фирмы — опытный автомобиль «Штайр-12М18 4х4» оснащен автоматической системой управления полным приводом, или, как сокращенно называют ее австрийцы, АДМ. На первый взгляд, грузовичок размером чуть больше нашего ГАЗ-66 ничем особенным не выделяется. Разве что в кабине не увидишь рычагов управления раздаточной коробкой. Но ларчик открылся сразу же, как только мы тронулись в путь по дорогам полигона.

Выяснилось, что дополнительные рычаги и не нужны — грузовик сам в нужный момент включает или выключает передний мост, раздаточная коробка на ходу переходит с низшей на высшую передачу, а дифференциалы обоих ведущих мостов блокируются тогда, когда необходимо. Все это отображается на специальном табло, где загораются лампочки — указатели работы раздатки, мостов, дифференциалов. Практически я мог сосредоточиться только на рычаге управления коробкой передач и трех известных педалях под ногами. Между тем, крутые подъемы и спуски, «болото» и песчаные участки, которые преодолевал автомобиль, ни на минуту нигде не задерживаясь, уже давно остановили бы машину с обычными, неавтоматическими механизмами. А плюс ко всему — никакой усталости от тяжелой дороги, никаких подготовительных операций — проехал бездорожье, и все!

Суть работы новой системы в том, что она должна при любых обстоятельствах обеспечить максимальную силу тяги на каждом вращающемся колесе вездехода, сохраняя высокую управляемость машины. Для этого все компоненты привода оборудованы датчиками угловой скорости, которые постоянно передают информацию мозговому центру АДМ — электронному блоку. Сигналы поступают также от двигателя, коробки передач, раздаточной коробки, карданных валов. После оценки информации, если это необходимо, электроника включает пневмоприводы управления, при этом сочетание передаточных чисел раздатки и включенных водителем передач оптимально.

Точно так же, по сигналу «черного ящика», в нужный момент задействуются приводы, осуществляющие блокировку межколесных и межосевого дифференциалов, а также включение или выключение переднего моста. Для того, чтобы применить АДМ, на фирме были созданы синхронизированная двухступенчатая раздаточная коробка, пневмоприводы включения, электронная система управления.

Система АДМ пригодна не только на полноприводных, но и на обычных, магистральных грузовиках, а в упрощенном виде — даже на городских автобусах. Разработчики предлагают ее в виде комплекта модулей, что позволяет решать различные (и весьма сложные) задачи; количество осей машины, естественно, значения не имеет.

Без преувеличения, революционная система, разработанная австрийскими специалистами, в настоящее время заинтересовала многие автомобильные фирмы мира.

Мозговой центр АДМ.

Датчик угловой скорости колеса.

Схема размещения агрегатов трехосного полноприводного автомобиля, оснащенного системой АДМ: 1 — автоматически блокируемый межколесный дифференциал переднего моста; 2 — раздаточная коробка с синхронизированным переключением передач и автоматическим включением переднего моста; 3 — автоматический межосевой дифференциал; 4 — автоматически блокируемые межколесные дифференциалы среднего и заднего мостов.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые