Драма близится к развязке

ДРАМА БЛИЗИТСЯ К РАЗВЯЗКЕ

ПРОБЛЕМЫ И СУЖДЕНИЯ

ДРАМА БЛИЗИТСЯ К РАЗВЯЗКЕ

Государственную программу развития автомобилестроения Украины, принятую три года назад, сами разработчики называли в кулуарах «голубой мечтой» (ЗР, 1994, № 6). Ставка в ней делалась на кредиты безденежных заказчиков, на конверсию оборонных предприятий, непривычных и неприспособленных к массовому производству.

Правительство первое время пыталось укрыть куцым бюджетным одеялом хотя бы важнейшие позиции программы (например, производство автобусов), но быстро устало от этого безнадежного занятия и объявило приоритетной отраслью авиастроение. Автозаводам, по сути, было предложено выживать без государственной поддержки: вот объявим международный конкурс, нахлынут инвесторы — и решат все ваши проблемы.

Потенциальные инвесторы появились. Сначала «Дэу», который считался безусловным фаворитом в международном конкурсе на контрольный пакет акций «АвтоЗАЗа», а затем и «Дженерал моторс» (подробнее мы рассказали об этом в марте и ноябре 1996 года). «Джи-Эм», неосмотрительно уступивший корейцам стратегически важные позиции в Польше, явно хотел бы взять реванш на Украине. Но при этом избегал открытого соперничества с «Дэу» в конкурсе, предпочитая сепаратную сделку.

Украинский законодательный флюгер услужливо повернулся с востока на запад. Кабинет министров отменил собственное решение о проведении конкурса и распорядился создавать СП с «Дженерал моторс». А чтобы соблюсти хоть какие-то приличия и оправдать свою непоследовательность, сослался на до боли знакомые с прежних времен «пожелания трудящихся», то бишь на инициативу АО «АвтоЗАЗ»...

Внезапный прорыв «Джи-Эм» отнюдь не заставил корейцев отступить. Очень скоро они появились в Киеве и Запорожье с новым, куда более привлекательным пакетом предложений. «Дэу» больше не настаивает на 10-часовом рабочем дне и запрете профсоюза. Обещает работающим, численность которых в первые два-три года не будет сокращена, 100-долларовую среднюю зарплату (раньше звучала цифра 57) плюс 51 доллар в фонды социального обеспечения. Смягчился «Дэу» и в вопросе об оценке основных фондов: теперь он, по примеру американцев, согласен определить их реальную стоимость с помощью независимых международных экспертов (аудиторов).

Оба соперника принимают условие украинской стороны: модернизировать «Таврию» и выпускать ее в количестве 150 тыс. штук в год. Столько же предполагается производить и западных (либо восточных!) автомобилей. Каких же именно?

«Джи-Эм» достаточно ясно очертил свои возможные варианты, устроив выставку для дилеров. Этот модельный ряд — три «Опеля» («Корса», «Астра» и «Вектра») и три «Шевроле» («Кавальер», «Блейзер» и «Лумина») — не блещет новинками, но учитывает разные кошельки и вкусы. «Дэу» же предлагает пока единственную, зато новейшую модель, преемницу «Эсперо», которая еще носит рабочее название J-100. Козырем «Дэу» является и широкая гамма современных компактных двигателей (в частности, перспективный шестицилиндровый рабочим объемом 2,4 л). Ожидается, что в зависимости от двигателя цена запорожского J-100 может колебаться в пределах 13–15 тыс. долларов, но впоследствии снизится за счет использования в автомобиле украинских комплектующих, доля которых должна достигнуть 70%.

Занятно, что украинская сторона пока не выдвигает никаких условий относительно рынков сбыта: «АвтоЗАЗ» не смог найти специалистов, которые изучили бы этот важнейший вопрос. Так что решать его, видимо, будет «стратегический инвестор».

Кто же — «Дэу» или «Джи-Эм» получит сей титул? Согласно прогнозам, это определится к концу марта. А пока что кабинет министров Украины «приостановил» свое решение о создании СП с «Дженерал моторс». Оно действовало всего 11 дней. Полуофициально объявлено, что все предложения о сотрудничестве вновь будут рассматриваться на конкурсной основе. Но «Джи-Эм» не сказал своего последнего слова, и нет никакой гарантии, что этот поворот флюгера — последний.

«Вертлявость» украинского законодательства, мягко говоря, не вдохновляет инвесторов. Равно как и отсутствие на Украине закона о земле, без которого вложение средств в завод смахивает на игру в орлянку. Отдадим же должное оптимизму соперников, ставящих на «запорожскую лошадку». Хотя, быть может, это просто азарт, не чуждый порой и концернам...

Собственная информация

Кому зажгут зеленый?

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые