Экологически чист?

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТ?

МНЕНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТ?

Различные партии, движения и объединения «зеленого» толка пугают нас если не концом света, то уж неизбежной экологической катастрофой. При этом одним из главных виновников предстоящей трагедии называют автомобильный транспорт. Дескать, он и только он, пожирая так необходимый человечеству кислород, изрыгает тысячи тонн вредных веществ, убивающих все живое на планете. В качестве же реальной альтернативы автомобилю предлагается электрический собрат — электромобиль.

Его сторонники перечисляют множество положительных качеств: малошумен, прост в управлении, а главное — не действует губительно на окружающую среду. Казалось бы, с такими доводами трудно не согласиться. А если взглянуть, что называется, в корень?

Когда сравнивают различные виды транспорта, речь идет, в основном, о преимуществах эксплуатационных. Говорят о мощности двигателя, максимальной скорости и динамике разгона, удобстве салона, эстетике, безопасности и так далее. Но любое транспортное средство, в том числе и электромобиль, надо сначала изготовить. Затем наступает собственно период эксплуатации, по завершении которого приходится утилизировать то, что осталось.

Поговорим сначала на наиболее близкую автомобилистам тему — об эксплуатации. Большинство электромобилей базируется на шасси серийных автомобилей или на их отдельных узлах. Вместо бензинового двигателя или дизеля, коробки передач и системы питания устанавливают аккумуляторные батареи, один или несколько тяговых электродвигателей и устройства управления ими. Не будем останавливаться на двигателях — там особых хитростей нет.

Самое неприятное — аккумуляторные батареи. Как разместить их на электромобиле? Известно, что управляемость и проходимость в значительной мере зависят от так называемой развесовки, то есть соотношения нагрузки на передний и задний мост. Масса комплекта аккумуляторов даже для сравнительно небольшого электромобиля достигает сотни и более килограммов. Для равномерной загрузки их размещают в моторном отсеке, под сиденьями, в багажнике и связывают силовым кабелем. А теперь — внимание: системы управления тяговыми двигателями используют, как правило, импульсный способ регулирования тока. При этом вокруг силовых кабелей возникают мощные высокочастотные электромагнитные поля, вредные для здоровья человека. Избавиться от них — непростая задача.

Водителя и пассажиров подстерегает и другая опасность. Большинство аккумуляторов негерметичны и при заряде-разряде выделяют вредные газы. Конечно, решить данную проблему технически возможно, но это непременно скажется на цене и без того недешевого электромобиля.

Вряд ли можно надеяться, что в части активной и пассивной безопасности электромобиль будет принципиально отличаться от бензинового прототипа. Стало быть, аварии не исключены и следует задуматься о безопасности послеаварийной. Куда выльются десятки литров агрессивной жидкости, наполняющей аккумуляторы? Вдруг на водителя или пассажиров. Может, аккумуляторы станут одевать в броню или отстреливать при аварии? Увы, это уже из области фантастики.

Теперь мы вплотную подошли к главному — проблеме экологии. Много говорят, скажем, о нефтепродуктах, попадающих в почву, а оттуда — в водоемы. Но нефть — это органическое вещество, взятое из недр. Совсем другое дело — содержимое аккумуляторов. Однако электромобили предназначены в первую очередь для использования в курортной местности и в заповедниках.

Надо ли говорить о том, что химическое производство, сколь бы совершенно оно ни было, загрязняет природу интенсивнее, чем литье чугуна, стали и алюминия? Утилизация отслуживших батарей с точки зрения экологии тоже несопоставима с переплавкой стального лома.

Для приведения любого механизма в движение необходима энергия. Чисто внешне выглядит заманчиво: подключил аккумуляторы к электросети, подождал несколько часов и — в путь. Красиво, элегантно, чисто. Никакого запаха, никакого вреда природе. Но для того, чтобы произвести электроэнергию, необходимо сжечь топливо. Причем в количестве, заведомо большем, нежели нужно для движения. Практически это означает лишь перенос места преобразования энергии с борта транспортного средства на электростанцию. Естественно, процесс сопровождается потерями.

Возможности существующих электрических сетей небезграничны. Уже сейчас суммарная мощность бегающих по земному шару автомобилей сопоставима с мощностью действующих электростанций. Что же — удваивать выработку электроэнергии и количество станций?

Это коротко — об экологии. Но к любому средству передвижения предъявляются и чисто пользовательские требования.

Автомобиль готов к движению в любое время дня и ночи — был бы бензин. Аккумуляторы электромобиля требуют пополнения энергии. Их зарядка — процесс длительный, обычно на это уходит 8–10 часов. Если сравнить с процедурой заправки бензином, счет будет не в пользу аккумуляторов.

Наиболее распространенные аккумуляторы даже при высоком качестве и «щадящем» использовании редко выдерживают более 500 циклов заряд-разряд. Пробег между зарядками в 100 км (реальная средняя величина) определяет срок службы — не более 50 тысяч километров, то есть в три-четыре раза меньше, чем «бегает» двигатель любого автомобиля до первого капремонта. Трудно поверить тому, кто пытается доказать, что электромобиль в эксплуатации дешевле.

Любой современный «мобиль» должен иметь отопитель и кондиционер. Кондиционер потребляет 2–2,5 кВт (последние модели — около 1,5), «печка» и вентиляция — значительно больше. В стандартное оборудование большинства автомобилей входят усилители тормозов и рулевого управления. Им тоже нужна энергия. Не забудем про фары, обогреватели заднего стекла, габаритные огни, магнитолу... В сумме набегает несколько киловатт. Это означает, что для питания только вспомогательного оборудования (не говоря о тяговых двигателях) за время пробега 100 км по городу требуется два-три десятка привычных нам 6СТ-55!

Так неужели же все так плохо и бесперспективно? Наверное, нет. Назовем, например, альтернативный вариант — своего рода гибрид автомобиля и электромобиля. Известные автомобильные фирмы ведут работы в этом направлении.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии