Знакомая незнакомка

ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА

ВЫБОР

ЗНАКОМАЯ НЕЗНАКОМКА

Пришло время — и наша семья задумалась о смене автомобиля. Верно послужившая нам «Таврия» была еще в самом «соку» — сравнительно небольшой пробег за три года, нормальное состояние агрегатов и кузова, а также традиционные"антикор-сигнализация-музыка" позволяли просить за нее две тысячи долларов. Добавить еще полторы-две тысячи на новую нам было вполне по силам.

Но тут встал вопрос: а нужна ли нам именно «Таврия»? Вроде бы во многом устраивала она нас: экономичная, достаточно скоростная, маневренная, удобная для ремонта, даже надежная (единичные капризы в пути типа отказавшего электромагнитного клапана или наглухо засоренного бензинового филь-тра можно не принимать в расчет) — только... не «дачная» эта машина, перегруз ей не на пользу. Вот и получается: садятся в машину мама, папа, дочка и бабушка, кладут в багажник коляску, продукты, одежки и... все — полна коробочка. А куда урожай, стройматериалы?

Итак, очевидно, надо выбирать машину попросторнее, а заодно и помощнее. Желательно — как можно более новую. Из «жигулей», конечно, лучше всего устраивала «четверка» — но наших финансов хватило бы лишь на машину с пробегом... нет, отпадает. «Восьмерки» и «девятки» безбожно дороги и, кстати, тоже не особо вместительны. Новый «сорок первый» выглядел заманчиво, но в продаже он практически не встречается уже почти год, а кроме того, по габариту не входит в нашу тесноватую «ракушку». «Волгу» и «Ниву» в качестве машин нашей семьи мы вообще не представляем. Иномарку? Купить, конечно, можно, только содержать накладно, особенно сильно подержанную. Что осталось? Практически ничего, кроме...

Чисто случайно в рекламной газете взгляд упал на объявление о продаже... новых «412-х» «москвичей» Ижевского завода по цене около 22 миллионов рублей. Однако архаичный вид машины и качество сборки повергли в уныние: в салоне отсутствовали некоторые отделочные детали, а главное — заднее сиденье поставлялось позже и лишь за отдельную плату в 350 тысяч рублей (оно, оказывается, не входит в стоимость машины!). В ответ на наше недоумение продавец заявил:

— А чего же вы хотели за такую цену? Нужен автомобиль — покупайте «Жигули» или «Орбиту»...

И тут взгляд упал в дальний угол двора, где действительно приютились два экземпляра редчайшего отечественного автомобиля...

— Сколько стоит?

— Тридцать три миллиона...

Итак, перспектива не улыбалась, поскольку во всех случаях придется подтягивать пояс еще на пару дырочек. Но вот что брать? «Пятерку», «шестерку», а может быть, «Орбиту»? Цена почти «жигулевская», а как насчет потребительских качеств? Словом, прежде чем делать выбор, «темную лошадку» следовало рассмотреть попристальнее. И мы вновь отправились в магазин.

Продавцы не удивились нашей просьбе. Мы осмотрели моторный отсек, салон, заглянули под днище, поинтересовались деталями. А чтобы конкретно оценить преимущества и недостатки предполагаемой покупки в сравнении с «пятеркой», взяли бумагу и карандаш. Итог — «десять — три» в пользу «Орбиты». Из дальнейшего текста каждый поймет, что мы считали преимуществом, а что — недостатком.

Через три дня, заняв, где только можно, мы приехали с требуемой суммой. Из двух «орбит» выбрали ту, у которой мотор пустился сразу и заработал ровнее, кроме того, все коврики были на месте. Среди инструментов и дополнительного оборудования не нашлось лишь положенного по перечню шинного манометра. Несмотря на довольно холодный день, машина быстро прогрелась (доехав через три километра до заправки, мы услышали, как под капотом загудел электровентилятор системы охлаждения), и можно было включить «печку». Моторчик ее был почти не слышен, и просторный салон сразу наполнился приятным теплом. Машина шла ровно, уверенно взяла подъем, без стука преодолела трамвайные пути и... с первой же попытки вкатилась в «ракушку», легко повернув под прямым углом там, где только что с трудом выруливал «Запорожец».

Настала пора представить машину. Начнем с внешности. У передка «Орбиты» есть что-то от «Форда-Скорпио», задние фонари напоминают «Сьерру», а профиль — пятидверный " Хёндэ Пони". Но в целом внешность своя, можно сказать, запоминающаяся.

Теперь попрошу в салон. Посмотрите, двери закрываются практически герметично — уплотнение просто отличное. Вот только приходится пока громко ими хлопать — замки требуют регулировки. Что такое — нет привычной запирающей кнопки? Да, замок здесь необычен, но как им пользоваться, расскажу позже владельцам машины — остальным это ни к чему. Сиденья удобные, обиты мягкой тканью, чтобы коснуться затылком подголовника, совершенно необязательно выгибать назад шею. Спинку заднего сиденья можно сложить по частям (1:1), при этом снимать или выдвигать подушку не требуется. Для всех пяти пассажиров предусмотрены ремни безопасности, причем для четверых — инерционные, а средний сзади будет доволен и поясным. Ой-ой, только не насилуйте стеклоподъемники задних дверей: стекла в них опускаются всего на треть, не дальше. Это не неисправность, а особенность конструкции, которую, правда, к «плюсам» не отнесешь.

На водителя и переднего пассажира слегка давит тяжеловатое «торпедо». Ну и пусть: обзору это не мешает. Панель приборов — от «сорок первого», с тахометром, но без индикации включенного «подсоса». Руль — вот это да! — от «восьмерки», только поверх слова «ЛАДА» приклеено «ИЖ». Все кнопки и ручки вполне досягаемы, правда, рычаг коробки торчит под непривычно острым углом к полу, располагаясь почти горизонтально при включении второй и четвертой передач, а также заднего хода. Последний втыкается туговато, вероятно, не приработался механизм. Между передними сиденьями на туннеле пола находятся пепельница и подлокотник, под крышкой которого, наверное, удобно хранить магнитофонные кассеты. Кстати, магнитола входит в стандартную комплектацию машины, только не установлена, а прилагается в пакетике. Динамики, впрочем, уже на своих местах — в пластмассовых боковинах багажника.

Да, а что же у нас в багажнике? Ну, он, конечно, пошире, чем у «Таврии», вот только эта огромная запаска... Нет-нет, она здесь временно, ее место — снаружи, под полом, почти как у «сорок первого». Позади номерного знака небольшая ниша с пластмассовой крышкой — для штатного набора инструментов. Рядом лампочки подсветки багажника (работают, правда, только при включении габаритного света). Сверху багажный отсек закрывается плотной полкой. Она расположена довольно высоко и немного мешает обзору назад — надо будет привыкать. Внутри багажника, как и в салоне, — ни кусочка, ни пятачка металлического кузова: все закрыто пластмассовыми панелями и ковриком. Пластмасса довольно тонкая, возможно, при езде будет поскрипывать — ну, с этим справимся.

А теперь, пока женская половина привыкает к салону, мужская заглянет под машину — там немало интересного. Передняя подвеска — стойки «Мак-Ферсон», в ступице колеса — двухрядный шариковый подшипник, не требующий регулировки и смазки. Рычаги соединены мощным стабилизатором поперечной устойчивости. Непривычно низко висит реечный(!) рулевой механизм — тяги ведут к поворотным кулакам, а не к стойкам. Под капотом (кстати, совсем небольшим) просторно, бросается в глаза большой алюминиевый радиатор с электровентилятором. Форма бачка стеклоомывателя заслуживает премии Союза дизайнеров России. Правда, моторчик его, а также катушка зажигания расположены на самом лонжероне... но защищены от брызг и грязи широким черным щитком.

Двинемся дальше вглубь. Коробка передач — пятиступенчатая. За ней следует разрезной карданный вал с «жигулевской» упругой муфтой и подвесным подшипником. Редуктор заднего моста, крестовины и подшипники задних колес «Орбита» унаследовала от «412-го», а вот полуоси у нее свои (разной длины) и колеса «жигулевские» с соответствующей резиной. Задняя подвеска отдаленно же напоминает «Жигули»: два продольных рычага, два косых, поперечная штанга, пружины и амортизаторы.

Повод прокатиться не заставил себя ждать — надо было ехать в ГАИ на регистрацию. Пока очередь мерзла у вагончика на улице, мы млели от тепла в мягком салоне. Не раз к машине подходили любопытные, в том числе пригнавшие на площадку новые «пятерки» и даже «волги». Немало удивился записи в справке-счете майор ГАИ: «Ничего себе, „Москвич“ стал дороже „Жигулей“! Пришлось поправить его — не „Москвич“, а „Орбита“, традиционные же автомобили „Ижмаша“ приходятся ей всего лишь земляками, а не родственниками. Вот только конвейерное производство ее наладить пока не могут, а потому и „штатных“ запчастей в продаже не видно, и литературы по эксплуатации и ремонту никакой...

Что ж, посмотрим, какова «Орбита» в деле, будет ли радовать или огорчать?

Андрей МИХАЙЛОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые