Без денег, но при них

БЕЗ ДЕНЕГ, НО ПРИ НИХ

ФИНАНСЫ

БЕЗ ДЕНЕГ, НО ПРИ НИХ

До сих пор с ужасом вспоминаю, как первый раз выезжал за границу с более-менее крупной суммой денег. Тогда, в начале 90-х, банки выдавали разрешение на вывоз валюты только в том случае, если за один раз купишь у них не менее 500 долларов США. Но такие зарплаты были мало у кого и покупать нужную сумму долларов приходилось по частям. А потому никаких разрешений на вывоз у меня не было.

Сейчас уже и не помню, какой нашел выход, но понервничать пришлось здорово. Как-никак вез не меньше двух тысяч долларов — все, что сумел накопить. И лишиться их на границе вовсе не хотелось. Да еще и получить контрабандную статью. Времена изменились — проблема осталась.

Между тем есть несколько надежных способов вывезти за границу необходимую сумму без всяких сложностей и нервотрепок. Это дорожные чеки и пластиковые карточки.

Дорожные чеки — это что-то вроде аккредитивов во времена СССР. Бумага, которая сама редко является средством платежа, но которую можно обменять в банке на денежные купюры. Сделать это имеет право только тот, чья подпись на этом чеке стоит.

В мире существует несколько видов дорожных чеков. Наибольшее распространение получили Thomas Cook (Томас Кук), Visa (ВИЗА) и American Express (Американ Экспресс). Большинство крупных банков России уже начали работать с ними.

Получить чек можно легко и быстро. Достаточно прийти в отделение банка с деньгами и паспортом. Все банки продают дорожные чеки, как правило, за небольшой процент. В Москве — от 0,7 до 1,5%. Лучше всего покупать чеки в валюте той страны, где вы собираетесь их обналичить. Не следует, например, отправляясь в ФРГ, приобретать чеки в долларах США — в Германии при обмене долларов на марки вы потеряете еще несколько процентов.

Чтобы поменять чеки на наличные, нужно обратиться в банк, работающий с ними. При обмене чека на деньги с вас тоже возьмут комиссионные проценты, причем чуть выше, чем при продаже чека. В Москве — от 1 до 3%. В некоторых странах вместо определенного процента берут фиксированную сумму с каждого чека, независимо от его номинала. В США, к примеру, во многих отелях и крупных магазинах чеками можно даже расплатиться. При утере чеки всегда можно восстановить.

Но все-таки дорожные чеки — это не столько средство платежа, сколько одна из разновидностей перевозки и хранения денег.

Чтобы иметь одновременно и то, и другое, и третье (и даже еще кое-что!), финансисты придумали пластиковые карточки.

Разновидностей пластиковых карточек в мире несколько больше, чем дорожных чеков. Самые распространенные — те, которые работают в системах Visa International (ВИЗА Интернешнл), Europay MasterCard/ International (Европэй Мастеркард/Интернешнл) и American Express (Американ Экспресс). Первые две получили наибольшее распространение, в том числе и у нас, а American Express в России пока мало известна. Поэтому остановимся подробнее на карточках ВИЗА и Европэй/Мастеркард.

Во всем цивилизованном мире эти карточки — кредитные. То есть, выдавая клиенту карточку, банк как бы дает ему деньги в долг, чаще всего даже без процентов. Персонально для каждого клиента определяется сумма (предел), больше которой он не имеет права расходовать. После очередной покупки или снятия денег со счета клиент через определенный период (обычно 15 или 30 дней) должен внести израсходованную сумму в банк. Если не успел — плати пени.

В России же все карточки дебетные. То есть клиент может сам определить финансовый предел. Но для этого он обязан внести в банк всю ту сумму, которую хочет иметь на карточке. Впрочем, даже у такого положения есть один плюс: не надо потом доплачивать, опасаясь пени.

Верхний предел суммы редко ограничивается. Минимальная же обычно зависит от типа карточки и банка, ее выдавшего. За карточку Visa Classic и Eurocard/MasterCard московские банки требуют положить на картсчет от 500 до $5000. Открытие не упоминавшейся выше нашей внутренней российской, но валютной, Union Card (Юнион Кард) обойдется значительно дешевле — в пределах 200 долларов. Даже цифра в 20–30 долларов здесь вполне реальна, а в некоторых банках открытие этой карты вообще ничего не стоит.

Понятно, что для поездок за границу надо иметь международные карточки. Но не все могут себе позволить положить сразу на счет несколько тысяч «баксов». Можно, правда, занять на день, а после получения карточки сразу снять занятую сумму (если банк позволяет не влезать в страховой депозит). Но хитрые буржуи придумали пластиковые деньги и для бедняков. В системе Visa Internаtional (ВИЗА Интернешнл) работают карточки Visa Electron (ВИЗА Электрон), которые могут использоваться только для снятия наличных в банкоматах (системы Plus) и оплаты товаров и услуг с помощью электронных терминалов (система Electron). А в системе Europay/MasterCard International подобные карточки называются Cirrus/Maestro (Циррус/Маэстро). По ним можно либо снять наличные в банкоматах системы Cirrus, либо расплатиться в магазинах, оборудованных кассовыми терминалами Maestro.

Обе эти карточки даже за границей — дебетные. Чтобы их получить, надо внести в банк, в том числе и в российский, всего 100 долларов, из которых 25 пойдут на годовое обслуживание. Процедура получения карточки займет всего пять дней.

Многие банки при выпуске пластиковых карт устанавливают так называемый неснижаемый остаток — страховой депозит. Это тот «неприкосновенный запас», в который нельзя залезать при расчетах карточкой. То есть деньги эти ваши, они лежат на вашем счету, но воспользоваться ими можно, только закрыв карту.

Бывают ограничения по снятию наличных денег — за один раз, за один день или месяц. Как правило, их устанавливает банк-эмитент (выпускающий карточки). Но даже если таких ограничений ваш банк не ввел, можно напороться на них по месту пользования карточкой. Бывает, просто не везет. Помните, как в закат перестройки прямо перед вами заканчивалась талонная водка в магазине, точно так же может «кончиться» и наличка в банкомате. Правда, всегда можно поискать другой.

Карточки систем Visa и MasterCard существуют в нескольких версиях. Наряду с обычными Classic и Standard, по финансовым учреждениям планеты ходят Business и Gold. О них — в одном из следующих наших номеров.

Вячеслав ВАРЁНОВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии