Зимний спрос-ii

ЗИМНИЙ СПРОС-II

ЖУРНАЛИСТ ЗА ПРИЛАВКОМ

ЗИМНИЙ СПРОС-II

Аккумуляторы

Изучение спроса на запчасти и аксессуары к автомобилям — тема новой рубрики, открытой в прошлом номере журнала. Наш корреспондент Антон УТКИН снова побывал в Торговом доме «За рулем» и продолжает начатый ранее разговор.

Свой второй день работы в магазине на Долгоруковской, 36 я посвятил изучению спроса на аккумуляторные батареи. Именно сейчас, во второй половине зимы, наиболее сильны морозы, и незадачливый автолюбитель, который откладывал покупку новой батареи взамен состарившейся, наконец, «дозревает» и отправляется в магазин. И видит там десятка два разных, незнакомых ему моделей аккумуляторов. Какой из них выбрать?

В письмах и звонках наших читателей постоянно один и тот же вопрос: каковы сроки службы у разных батарей, чем они отличаются? Как на него ответить? Впервые в нашей практике получить какие-либо экспертные оценки аккумуляторов стало невозможно — никто не проводит дорогостоящих сравнительных испытаний батарей.

Небольшое исследование, которое я провел, беседуя с посетителями магазина, разумеется, не может претендовать на роль социологического опроса. Тем не менее рискну предположить, что наиболее четко сформулированные мнения отдельных респондентов достаточно характерны для тех или иных групп покупателей и, возможно, совпадут с вашим.

Вот мужчина лет тридцати берет американскую батарею АВRO за 312 тысяч. Причем, в отличие от многих, не задавая никаких вопросов. Спрашиваю:

— Извините, вот вы так уверенно берете АВRO. Что, уже есть какой-то опыт именно относительно этой марки?

— Нет, конечно. Беру наугад. Надеюсь, вряд ли Америка подсунет «туфту». Стоит он лишь немного дороже, чем подольский, и при этом уже залит электролитом.

— Ну а почему не взяли полностью необслуживаемый Delco Freedom?

— Вещь, конечно, хорошая, читал про него в вашем журнале (ЗР, 1996, № 9 — ред.), да и отдать за него полмиллиона рублей, вроде бы, не жалко. Но решил сэкономить двести тысяч. Зачем покупать батарею, которая, как обещает изготовитель, работает восемь лет, если максимум через три года я продам машину?

Окликаю гражданина, купившего в соседнем отделе автополироль, и прошу высказаться о нашем ассортименте аккумуляторов.

— Скудный у вас ассортимент. Я бы, например, ни один из них не взял — всего три вида батарей и все — американские. Delco Freedom — слишком дорого, а American и ABRO — это вчерашний день. Американцы давно перешли на необслуживаемые модели, а устаревшие сплавляют нам. Видите, они даже на материале корпуса экономят — оба из черной пластмассы. За те же деньги я куплю европейский в прозрачном корпусе.

Мой следующий собеседник входил в магазин с уверенностью завсегдатая. По тому, как он, почти не задерживая взгляд на сияющем великолепии витрины с инструментом Snap-on, сразу направился к прилавку с аккумуляторами, я понял — это мой клиент. Разговор был предельно краток. Человек заехал приобрести батарею и сразу поставить ее на машину. Неважно какую, но с электролитом. Он быстро купил АВRO и скрылся за дверью. Когда я минут через пять вышел на улицу, чтобы послушать, как «американец» будет крутить стартер, клиента уже и след простыл. У бордюрного камня сиротливо стоял старенький Tudor с белыми хлопьями окислов вокруг плюсовой клеммы...

Да, еще несколько лет назад мы и представить себе не могли, что аккумулятор можно купить мимоходом, как утреннюю газету...

Очередной посетитель был, судя по сумке с продуктами, местный житель, зашедший за последним номером ЗР. Как выяснилось, проблемы зимнего пуска для него бесконечно далеки, поскольку ездит он только летом и только на дачу. За последние двадцать лет сменил четыре машины, но аккумуляторы покупал всего два раза. «Обжегшись» когда-то на импортном, в белом корпусе (тот прослужил около года), уважает только подольские, эбонитовые. Правда, сегодня на его «Жигулях» стоит еще «родная», установленная на заводе импортная батарея в белом корпусе. «Когда „кончится“, куплю черную».

А вот, наконец, первый (и единственный в тот день) покупатель Delco Freedom. Его вид как-то не располагал к беседе — такие не любят, когда их отвлекают дурацкими вопросами. Решил ограничиться ролью молчаливого наблюдателя. Могу только предположить, что вряд ли он знает про кальциевый свинец, микропористые конверты пластин, центральный токовод и прочие «навороты» этой замечательной батареи. Просто такие люди считают правилом покупать самое дорогое из имеющегося ассортимента. Из любопытства я подошел к дверям посмотреть, на чем приехал сей господин. Так и есть — " Мицубиси Паджеро". Нечто подобное я и ожидал увидеть...

Его антипод — покупатель, который стремится получить «как можно больше товара за как можно меньшие деньги», — более распространенное явление. С одним из таких мне и довелось поговорить у прилавка.

— Итак, вы считаете, что 312 тысяч — это слишком дорого для аккумуляторной батареи?

— Само собой. Вот смотрите, здесь у меня список всех дешевых батарей, которые я встретил в московских магазинах, и адреса есть. Посетив ваш магазин, как видите, ничего сюда не вписал. А лидером считаю корейские марки. Например, Hytek можно купить за 205 тысяч — вот адреса. Но на этом не остановлюсь — надеюсь в Москве найти цены еще ниже.

— Да, вашей настойчивости можно позавидовать. Простите, а как вы тогда относитесь к английской пословице «Я не настолько богат, чтоб покупать дешевые вещи»?

— Знаете, может быть в Англии действительно цена соответствует качеству, но у нас, как показывает мой опыт, это далеко не правило. Видите, у меня на руке электронные часы? Китайские. Куплены два года назад за три тысячи рублей. Неужели почти такие же, но японские, за триста тысяч, в сто раз лучше? Наши заводы и торговцы тоже «не отстают». Кое-где встречаются подольские батареи и за 350 тысяч. С удовольствием купил бы такую, но тысяч за восемьдесят — цена должна соответствовать качеству! Кстати, тут недавно прикинул — большинство вещей у меня в доме корейского и китайского производства.

Мой следующий респондент привлек внимание тем, что купил ключ «на 12» фирмы «Метринч» за 60 тысяч. «Человек, который тратится на такой дорогой инструмент „в россыпь“, похоже, всегда знает, чего хочет», — подумал я, обращаясь к нему с вопросом об аккумуляторах. И, как выяснилось, не ошибся.

— Какую батарею купил бы я? Ну, скажем, сверхдорогую, полностью необслуживаемую не взял бы — это нерационально. Поэтому мой выбор — в обычном ценовом диапазоне, от 280 до 350 тысяч рублей. Прогнозировать срок службы ни одной из батарей я не могу, следовательно, наиболее разумно ориентироваться исключительно на ее внешние данные. Во-первых, корпус — прозрачный, а не просто белый: уровень электролита в каждой банке я должен видеть сразу, как только открою капот. Во-вторых, поверхность должна быть гладкой, без выступающих резьбовых пробок. Лучше всего, когда все они объединены в единый блок с отводом паров электролита в сторону. Такая батарея сверху всегда чистая, а клеммы не окисляются. Кроме того, хороший современный аккумулятор весит не более 16 кг (при емкости 55 А.ч) и имеет прилив для крепления специальной пластиной снизу. Ручка для переноски — дополнительный плюс. Если всем этим батарея обладает, значит, и внутри у нее, скорее всего, все в полном порядке — солидная фирма-изготовитель вряд ли будет заботиться только о внешности своей продукции.

А вот мнение еще одного покупателя, с которым трудно не согласиться.

— У меня проблемы выбора нет. Мне нужна только 6СТ-55А3 тюменского или саратовского заводов. Вот найти ее нигде не могу.

— Да, хорошая была батарея, — поддерживаю я разговор. — Журнал давно о ней писал.

— Помню, помню. Прочитал тогда об этом чуде, сделанном по австрийской лицензии, но о покупке оставалось только мечтать — в то время достать обычную черную было редкой удачей. А года через два купил я новый «Москвич», и у него под капотом впервые увидел «живьем» эту тюменскую красавицу. Как завороженный смотрел тогда на розовые пластины, просвечивающие сквозь тонкие полипропиленовые стенки... А когда снял общий блок пробок и увидел, что заливные отверстия каждой банки выполнены в виде воронок, чтобы владельцу было удобнее доливать воду, сразу вспомнил популярное тогда «все для человека». Кстати, доливать воду приходилось всего раз в год граммов двести на все шесть банок. В общем, отъездил я на машине шесть лет и продал ее с «родным», полным сил аккумулятором.

— Да, жалко, конечно, что 6СТ-55А3 вытеснена с рынка иноземным товаром. Вряд ли вы ее теперь купите.

Мой рассказ был бы неполным без упоминания о разговоре с одним из «ортодоксов». Этот пожилой гражданин признает только разборные эбонитовые батареи, с наружными перемычками между банками. На машине он почти не ездит, но раз в месяц приходит в гараж обслуживать батарею. Проверяет уровень и плотность электролита, восстанавливает их, если требуется, измеряет напряжение, заряжает асимметричным током и т. д. Перелопатив горы специальной литературы, он знает про аккумуляторы решительно все. Правда, несмотря на это, батареи у него долго не живут (видимо, от частого применения нагрузочной вилки). Техника ремонта батарей им также освоена в совершенстве. При необходимости он легко может перебрать одну из банок батареи, используя пластины аккумуляторов для грузовиков. Полюсные выводы, борны, перемычки он отливает самостоятельно, а мастику для заливки варит в специальном котелке... Видимо, именно для таких энтузиастов курский, свирский и подольский заводы до сих пор выпускают эти допотопные батареи. Что ж, если спрос есть...

Вот такая она, пестрая палитра покупательского спроса.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии