"полнокровные автомобили" этторе бугатти

«ПОЛНОКРОВНЫЕ АВТОМОБИЛИ» ЭТТОРЕ БУГАТТИ

БЫЛОЕ

«ПОЛНОКРОВНЫЕ АВТОМОБИЛИ» ЭТТОРЕ БУГАТТИ

На протяжении более чем вековой истории автомобиля можно встретить фирмы, в том числе очень известные, машины которых не связаны с именем конкретной личности. В свое время Луи Шевроле основал фирму «Шевроле», но весьма типичные для США машины этой марки не впитали в себя ничего, напрямую связанного с личностью, своеобразием основателя фирмы. С двадцатых годов одни из лучших в мире автомобили «Мерседес» тоже не несут в себе чего-то сугубо индивидуального — они результат коллективного творчества.

В то же время автомобильная история знает и иные примеры. Именно они станут в этом году объектом внимания нашей рубрики «Былое». В этом ряду «Феррари» знаменитого «коммендаторе» Энцо Феррари, «Лотус» Колина Чапмена, «Мини» Алека Иссигониса и многие другие. Начинаем же мы с «Бугатти» и ее легендарного «патрона» Этторе Бугатти.

В рамках одной статьи невозможно, конечно, проследить всю историю славной марки. О «Бугатти» на Западе написаны целые книги. Мы же попробуем остановиться хотя бы на отдельных моделях, связанных с этим великим именем.

Этторе был разносторонним, увлекающимся человеком. У себя в доме, похожем на замок и расположенном рядом с заводом, Бугатти держал винные погреба. Он увлекался разведением скаковых лошадей и жесткошерстных фокстерьеров. Но главным в жизни «патрона» (это уважительное его второе имя вошло в историю) была техника. За свою жизнь Бугатти получил 340 патентов на изобретения в самых разных областях. Кроме автомобилей, здесь были мерительный инструмент, корабли, токарные станки... Личность Бугатти, можно сказать, легендарна. Рассказывают, что он не только не чертил, но даже не рисовал, но умел гениально доводить свои идеи до других — управлял, дирижировал. Наверное, первая часть этого — все-таки легенда, однако весьма характерная для совершенно незаурядной личности Бугатти.

Этторе Изадоро Арко Бугатти родился в 1881 году в Милане. Отец его, столяр-краснодеревщик, не ограничивался рамками своей профессии: он пробовал себя в живописи, архитектуре и даже в ювелирном деле. Старший брат Этторе — Рембрант был талантливым скульптором-анималистом.

Свой первый автомобиль Этторе спроектировал в 1899 году, в возрасте 18 лет, для давно забытой итальянской фирмы «Принетти и Стуччи». Это была небольшая трехколесная машина, которая, однако, участвовала в гонках Париж-Бордо. Затем были модели для фирм «Матис», «Дойч», а в 21 год Бугатти спроектировал автомобиль для известного в ту пору завода «Де Дитрих». Кстати, даже тогда, когда Бугатти обзавелся уже своей фирмой, он в 1911 году создал для «Пежо» знаменитый компактный автомобиль «Бебе».

Собственная фирма была основана в 1910 году в местечке Мольсхайм, неподалеку от Страсбурга, и тогда же появился «Бугатти тип 13» — тринадцатый по счету автомобиль, спроектированный Этторе. В этой машине ярко выражена главная черта, характерная для всех последующих моделей, — их красота. Понятия «дизайн» тогда еще не было, но именно в гармонии техники, функциональности и красоты каждой детали видел Бугатти «полнокровный автомобиль»; это словосочетание и стало девизом фирмы. Да, на некоторых «бугатти» в качестве колесных спиц можно было увидеть рояльные струны — решение, позднее заслужившее насмешки рационалистов. Но на большинстве моделей периода расцвета фирмы стояли алюминиевые литые колеса!

Однако вернемся к «тип 13». Четырехцилиндровый двигатель рабочим объемом 1397 смз по тем временам считался довольно мощным, он развивал 30 л. с. Позже литраж был увеличен до 1496 смз, выпускали и удлиненные версии машины — «15» и «17». В 1914 году появилась подковообразная облицовка радиатора, ставшая с тех пор визитной карточкой фирмы. В том же 1914-м был построен прототип с двигателем, имевшим верхний распределительный вал и четыре клапана на цилиндр! Однако в серию 16-клапанный мотор запустили только после войны, в 1919 году. И это стало сенсацией. В 1921 году на известных тогда гонках в Брешиа «бугатти» заняли первые четыре места, за что в дополнение к цифровому индексу эта модель получила имя «Брешиа». Так началась славная гоночная история марки.

В 1924 году увидел свет знаменитый гоночно-спортивный «Бугатти 35». Автомобиль выглядел очень гармонично, хотя стилистика его по сравнению с другими моделями фирмы была подчеркнуто скромной. Как и было принято в то время, внешне машина для гонок отличалась отсутствием фар, крыльев и другими незначительными изменениями. На «Бугатти 35» устанавливали рядный восьмицилиндровый двигатель рабочим объемом 1990 смз. Версия для гонок Гран-при развивала мощность 95 л. с. при 5000 об/мин.

Одной из первых фирма «Бугатти» применила наддув, мощность компрессорных версий «35С» и «35Т» достигала уже 120 л.с. «Бугатти 35» выпускался до 1931 года и прославился на всю Европу. В 1926–1934 годах он побеждал в четырнадцати Гран-при, дважды — на гонках в Ле-Мане и пять раз в «Тарга Флорио». На этих машинах выступали Жюль Го, Луи Широн, В. Вилльямс и даже легендарный маэстро Тазио Нуволари. Когда трехлетний король Марокко Хасан захотел, чтобы и у него была такая машина, фирма изготовила уменьшенную копию «Бугатти 35» с электромотором!

О «королевских» «Бугатти 41» журнал уже писал (1991, № 12), но не упомянуть их невозможно. Этих громадных, роскошных автомобилей, которые оказались дороги даже для очень богатых людей, было всего шесть или семь. Мотор рабочим объемом 12763 смз развивал 300 л. с. Кузова с характерной облицовкой радиатора, большими фарами и изящной, смелой по тем временам, линией крыльев заказывали в знаменитых ателье «Вейманн», «Кельнер», «Парк Уорд». Автомобиль был одним из самых дорогих в мире.

Называя «Бугатти 41», хочется вспомнить одну сравнительно недавнюю историю. Известный художник и дизайнер Поль Брак принял участие в реставрации открытого двухдверного «тип 41» — в свое время он был сделан для одного текстильного магната. Возник вопрос о цвете кузова. Браку помог сын Этторе — Жан Бугатти и совсем пожилой рабочий, принимавший участие в постройке автомобиля. В итоге был получен ответ — зеленый цвет океана. Не больше, не меньше.

Конец 20-х и начало 30-х годов — «золотой век» в истории фирмы. Европа оправилась от последствий мировой войны, дорогие автомобили находили своих покупателей, расцвел автоспорт. Из того времени до нас дошла фотография Бугатти, на которой он стоит рядом со знаменитой «35-й». «Патрон» солиден и спокоен, он уверен в себе и своих автомобилях. Известна еще одна фотография, где запечатлены Бугатти и Фердинанд Порше — два знаменитых конструктора гоночных машин. Они работали рядом — в, казалось бы, тихой Европе, забывающей об одной страшной войне и еще не ввергнутой в другую.

Важнейшей вехой в истории фирмы стал представленный на Парижском автосалоне 1930 года «тип 50». У его восьмицилиндрового двигателя рабочим объемом 4972 смз имелось два распредвала. До Бугатти на такое решение пошли только известные конструкторы Леон Дурси и Гарри Миллер — создатель знаменитых американских гоночных машин. Но Бугатти впервые запустил в серию мотор с двумя распредвалами — и тем самым еще раз заявил о себе.

На шасси «50», как и на шасси других моделей «Бугатти», ставили разные кузова, среди которых выделялись аристократичный кабриолет швейцарской фирмы «Ганглофф» и спорткупе работы Жана Бугатти. Сын «патрона» создал запоминающийся кузов, где аэродинамические элементы — большой наклон лобового стекла и пологий задний скос — сочетались с традиционной облицовкой радиатора и крыльями в стиле модели «41 Рояль».

К концу 30-х годов спортивные успехи фирмы пошли на убыль. Последняя предвоенная победа была в 1937 году — на «Бугатти 57» выиграна гонка в Ле-Мане. На гонках Гран-при уже доминировали богатые концерны, такие, как «Даймлер-Бенц» и «Авто-Унион». Их гоночные машины были продуктом высочайших технологий, а для Бугатти автомобиль был, скорее, своего рода искусством. «Тип 57» построили в количестве всего 800 экземпляров — в Европе снова разгоралась война. Последним отголоском былой гоночной славы стала победа П. Вимилля в розыгрыше Приза Парижа в 1945 году.

В годы войны Э. Бугатти работал в Париже и Бордо. Он предвидел, что в послевоенной Европе будут нужны недорогие небольшие машины. Разрабатывались полуторалитровый «тип 73», а также «68» с четырехцилиндровым двигателем рабочим объемом всего 369 смз. Однако это вовсе не была примитивная мотоколяска — на крохотном двигателе предусматривалось два распредвала!

Прототип «Бугатти 73» с кузовом, похожим на предвоенную «57», был готов, когда «патрона» уже не стало. Он скончался 21 августа 1947 года и с ним ушла целая эпоха. Фирма, оказавшаяся в руках сына, уже не поднялась до былых высот, да и существовать ей оставалось недолго.

Жан Бугатти отказался от идеи недорогих моделей. К производству, напротив, подготовили «тип 101» — солидный, дорогой, с восьмицилиндровым двигателем от модели «57» с рабочим объемом 3257 смз. На прототипе стояла пятиступенчатая коробка передач «Коталь» с электромагнитным переключением, но в производство пошла обычная, четырехступенчатая. Элегантные кузова в фирменном стиле делала все та же фирма «Ганглофф». В небольших количествах машину выпускали в 1951–1954 гг. Дальше фирму постигла та же участь, что и других производителей дорогих мощных автомобилей, таких, например, как знаменитые «Делаж» и «Делайе», — низкий спрос и финансовый крах.

Последние попытки активности «Бугатти» относятся к 1956 году, когда итальянский конструктор Коломбо спроектировал две модели для Гран-при: «Бугатти 251» с восьмицилиндровым двигателем рабочим объемом 2,5 л и полуторалитровую «Бугатти 252». Но работу прервали на стадии прототипов — завод был продан авиастроительной группе «Испано-Сюиза», которая в ту пору тоже отошла от автомобильного производства. Так закончилась почти полувековая история знаменитой французской фирмы.

Сегодня «Бугатти» — легенда, мечта многих коллекционеров. Есть даже клубы любителей этой марки. Автомобилей сохранилось довольно много, они находятся у состоятельных людей и в известных музеях, например Ф. Шлумпфа (Германия) и Б. Харра (США). В 1987 году на аукционе «Кристи» один из «Бугатти 41 Рояль» был продан за пять миллионов фунтов стерлингов!

Автомобили «Бугатти» служили и служат прототипами для копий — репликаров. В 70-х годах строился «Сбарро Рояль HS» — «Бугатти 41 Рояль». Ныне выпускаются «Классик кар» — «тип 35В» и «Митос» — «Бугатти 55». История «полнокровных автомобилей» Этторе Бугатти так или иначе продолжается.

«Тип 13 Брешиа», 1921 г. (ввеху).

«Тип 35», 1925 г. (справа — спортивный вариант без фар и крыльев).

«Королевский» «Бугатти» (тип 41), 1927 г.

«Тип 50», кузов конструкции Жана Бугатти. Конец 30-х годов.

«Тип 57» — наиболее известная модель предвоенного периода, 1939 г.

Купе «Атлантик» на шасси «Бугатти тип 57» с самым оригинальным кузовом (конец 30-х годов).

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии