Михаил тараканов и его "тойота"

МИХАИЛ ТАРАКАНОВ И ЕГО «ТОЙОТА»

СПОРТ

МИХАИЛ ТАРАКАНОВ И ЕГО «ТОЙОТА»

Как сегодня живут спортсмены? Какие проблемы волнуют гонщиков? Что мешает нормальному развитию кольцевых гонок? Ответы на эти вопросы наш корреспондент Игорь ЛАГУТИН попытался получить у петербургского кольцевика Михаила ТАРАКАНОВА, который, выступая на «Тойоте-Королла», в сезоне 1996 года стал чемпионом России в классе машин «Туризм» с двигателями 1600 смз.

Сначала о нем самом. Михаил родился в 1957 году в Ленинграде. Автомобилем увлекся с детства, со школы, потом его заинтересовал автоспорт. Серьезно стал им заниматься уже после службы в армии — в команде «Совтрансавто», хотя самые первые шаги на этом поприще делал в секции ДОСААФ завода «Светлана». Ездил на заднеприводных вазовских машинах, начиная с «копейки» — VAZ 2101.

Самой запомнившейся и главной для себя победой тех лет считает первое место на этапе Кубка дружбы социалистических стран в 1985 году, завоеванное на трассе «Бикерниеки» в Риге. Именно на этой гонке произошел так называемый переход количества в качество: все накопленное за годы тренировок и выступлений слилось воедино и в результате — победа в самом престижном тогда для нас соревновании.

Попав однажды в команду «Совтрансавто» (сегодня — «СОВАВТО С-Пб»), Михаил Тараканов более не покидает ее. Считает, что большая часть его успеха, его побед принадлежит не ему самому, а команде — людям, которые поверили в его силы, помогли в трудный час и вкладывают все свои знания, умение и любовь в то дело, которым они вместе с ним занимаются. Он твердо убежден, что в любом случае, когда после финиша гонки называют фамилию и имя победителя — это, прежде всего, достижение всей команды, итог ее работы. И первым «номером» в ней он считает руководителя питерского СОВАВТО — Вячеслава Лазаряна, истинного почитателя автоспорта.

Кстати, Найджел Мэнселл после того, как стал чемпионом мира в формуле 1, постоянно повторял, что, пока не стал чувствовать себя частью команды, не начал вникать в проблемы механиков и инженеров, чемпионский титул никак ему не давался.

Теперь пора сказать несколько слов об автомобиле чемпиона России — автомобиле, вокруг которого сегодня разгорелись нешуточные споры. Многие спортсмены, да и организаторы соревнований не слишком приветливо, мягко говоря, встречают его на кольцевых гонках. Основной аргумент — иноземное происхождение машины.

" Тойота Королла—Fxi-16v" рождения 1989-го, до 1993 года "гонялась" в Финляндии. Автомобиль как автомобиль, спортивный, не первой и даже не второй молодости. Под капотом у него 200 л. с. — примерно на 50–60 больше, чем у спортивных "восьмерок". Понятно, чем "Тойота" не угодила российскому спорту? Но нельзя же зацикливаться только на продукции ВАЗа! С точки зрения Михаила и членов команды "СОВАВТО С-Пб", это был бы тупик, без надежды пусть медленно, но продвигаться вперед. Может быть, стоит подумать о создании отдельного класса, в который бы вписались зарубежные автомобили (надо полагать, скоро их станет гораздо больше в нашем спорте), а не возмущаться по поводу того, что в чемпионате России участвует иномарка? Что касается "привилегированного положения", в котором, по мнению некоторых, оказался Михаил, став обладателем "заморского чуда", так это пустые разговоры: машина далеко не молода и часто "болеет". Вспомнить хотя бы этап чемпионата России в Дмитрове, где из-за поломки трансмиссии Михаил пользовался только первой и третьей передачами, поскольку вторая приказала долго жить почти сразу после старта.

Нового чемпиона волнуют, естественно, проблемы российского «кольца», которое только-только встает на ноги после длительной депрессии. Среди главных Михаил отмечает не только острый дефицит спонсоров. В действиях организаторов гонок в последнее время иногда просматривается что-то непонятное. Чуть ли не перед стартом вносятся изменения в процедуру техосмотра, проведение самих соревнований. Нетрудно представить, как это сказывается на участниках. В комиссии, обеспечивающие технический осмотр, порой входят люди, о непредвзятости которых и говорить не приходится. Как тут быть, кому и как доказать, что спорт, как жена Цезаря, должен быть выше подозрений? Гоночная трасса — место для состязаний, а не выяснения каких-то не имеющих к ним отношения личных, финансовых и иных проблем. Можешь гоняться лучше всех — гоняйся и получай то, что заслужил! Не можешь — учись. Да, есть над чем подумать функционерам Российской автомобильной федерации.

Задав Михаилу вопрос о планах на будущий сезон, я понял, что наступил на самое больное. Сегодня наши кольцевики не могут планировать свои выступления, и не только по причинам, связанным с организацией соревнований. Каждый выезд на гонку обходится приблизительно в 10 тысяч долларов. Этого не покрыть никаким призовым фондом. Большинство команд и предприятий не могут себе позволить такие расходы, поэтому сегодня особо остро стоит вопрос о том, чтобы искать спонсоров и попытаться заручиться поддержкой государства.

В свои планы на более «далекое будущее» Михаил пока посвящать никого не хочет. Единственное, что удалось выяснить — есть у него желание приобрести автомобиль с двигателем 2 л, более современный, а значит, и перспективный. Естественно, новый. Но тут опять вопрос упирается в деньги, поскольку речь идет о сумме в 200–250 тысяч долларов! Даже если на минуту отбросить главное — мысль о финансах, то, помимо всего прочего, не избежать периода обучения. Кому-то может показаться, что заслуженный спортсмен может «сесть и поехать» на любой машине. Это не так. К совсем неновой «Тойоте» Михаил привыкал два года. И любую другую машину необходимо будет осваивать, потребуется время, чтобы понять ее — только после этого могут прийти результаты. А с кольцевыми гонками Михаил расставаться не собирается. Ралли-рейды, конечно, интересны, «но это не мое» — считает он.

Фото Владимира Гашнева

Вот он, сладкий миг победы!

Старушка «Тойота» не подвела.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые