Растаможка по дешевке?

РАСТАМОЖКА ПО ДЕШЕВКЕ?

ЭКСПЕРИМЕНТ ЗР 

РАСТАМОЖКА ПО ДЕШЕВКЕ?

Все реже встречаешь в газетах лаконичные предложения, вроде «растаможу», «срочно растаможу». Автобизнес стал солиднее и рекламирует себя соответственно.

Фирма «Автоцентр» предлагает «консультации по вопросам растаможивания, проверку на законность (!) таможенного оформления, повторное растаможивание в случае отрицательного ответа (?), проверку на угон, регистрацию и переоформление в ГАИ» и многое другое. А вот в автомагазине фирмы «ЛАС и КО» «оказывают помощь в растаможивании и продаже вашего автомобиля», туркомпания «МиГ Вуаяж» предлагает «консультации по растаможиванию и автотуры в Голландию». Как видите, предложения стали более цивилизованными. Лишь автосалон в Олимпийской деревне и авторы одинокого объявления в вездесущем «Московском комсомольце» по старинке просто «растаможивают». Правда, по телефону, указанному в газете, отозвался все тот же «Автоцентр».

Теперь предстояло проверить все варианты: консультации по вопросам.., помощь в... и просто — растаможу. Есть ли разница и в чем. Начал с того, что побеседовал с автомобильными «жучками», которых всегда можно встретить на автостоянках, куда пригоняют новые иномарки, и это дало возможность немного познакомиться с предметом нашего «эксперимента».

Офис «Автоцентра» занимает просторную комнату на четвертом этаже серой бетонной коробки УПК «Мосавтотранс». В углу для посетителей стоит несколько столов с автомобильными журналами и газетами за прошлый и позапрошлый год и три стула. На одном из них я и просидел около часа в ожидании «обслуживающего персонала».

Непосредственно растаможиванием в «Автоцентре» занимается всего одна сотрудница. Появившись после двенадцати, она сразу юркнула за высоченный шкаф в другом углу комнаты, так что с десяток жаждущих «растаможиться» и внимания на нее не обратили. Только где-то ближе к часу дня из-за шкафа послышалось приглашение «заходить на растаможку по одному».

Я сообщил миловидной даме, что хочу купить " Форд Скорпио" 1995 года с 3-литровым двигателем мощностью 125 л. с. Признаюсь честно, до этого я уже все подсчитал сам. И хотя наш журнал довольно подробно писал о том, как это делается (1996, № 9), для дальнейшего повествования представляю свои расчеты.

Каталог, которым руководствуются таможенники, оценивает «мой» «Скорпио» (за сколько бы я ни купил его на самом деле) в $12000. Совокупный же таможенный платеж рассчитывается по немудреной формуле: пошлина + акциз + НДС (20% от суммы таможенной стоимости автомобиля, пошлины и акциза) + сбор (0,1% от таможенной стоимости).

У нас пошлина за новый автомобиль (а такими считаются те, что младше трех лет) — 30% от цены, но не меньше 1,9 ЭКЮ за 1 смз объема двигателя. Выходит, 30% — это $3600, хотя мне, увы, придется платить куда большую сумму: при «моем» объеме двигателя (более 1300 смз) действуют эти самые «не меньше 1,9 ЭКЮ» — аж $6840! Акциз тоже велик: 20%, но опять-таки не меньше 1,3 ЭКЮ за 1 смз. Поэтому я буду вынужден выложить опять-таки «не меньше» $4680. НДС же получится просто фантастический — $4704. Итог? За одно только растаможивание выбранного мной трехлитрового «Форда» придется отдать ни много ни мало $16236 — больше, чем цена машины по каталогу! Эта цифра и была у меня в голове, когда я приступил к разговору. Однако «специалист по растаможиванию», воспользовавшись небольшим калькулятором и увесистым каталогом, сообщила мне, что растаможка приглянувшегося мне «Форда-Скорпио» 1995 года с двигателем 3000 смз обойдется в 9600 американских долларов!

Это было что-то из разряда чудес, но я, не подав виду, что потрясен уменьшившейся почти на семь тысяч долларов суммой, изобразил разочарование: «Дорого...» «Это потому, — объяснила мне милая девушка, — что за новые автомобили берется большая пошлина: 80% от стоимости машины (откуда взялась у нее эта информация, я так и не понял). Но есть другой выход: покупать ту же модель, но 1993 года. Она уже проходит как „старая“ и облагается „всего 40%-ной (?) пошлиной“. В каталоге нашлась и такая машина. Мои расходы составили бы в этом случае — манипуляции с калькулятором — вполовину меньше: 4900 долларов „на все про все“. При этом она любезно добавила, что, по ее мнению, как раз машины 1993 года лучше всего ввозить в РФ — сравнительно недорого и почти новые.

Этот вариант, кстати, тоже был мной просчитан. Пошлина — 30% от таможенной стоимости (по каталогу — $10000), но не меньше 0,55 ЭКЮ за 1 смз двигателя — $3300. Акциз — 20%, но не меньше 0,35 ЭКЮ за 1 смз — $2000. НДС, следовательно, $3060. В результате, если идти действительно законным путем, растаможивание обошлось бы мне в $8360 + 0,1% за оформление.

Это что же за благодетели сидят в «Автоцентре»? Правда, сверх того, что я должен был заплатить за растаможку, кое-что требовалось отстегнуть и фирме: 400 долларов — выписка таможенных документов плюс 200 долларов — оплата услуг собственно «Автоцентра». Так что добрые люди из таможенного сервиса себе официально берут совсем малую сумму. Причем эти 600 долларов постоянны и не зависят от марки машины и ее возраста. Я поинтересовался, какие гарантии предоставляет «Автоцентр», получив деньги: цена растаможивания не могла не вызвать подозрения к фирме.

Ничуть не обидевшись, специалист Лена охотно разъяснила, что между «Автоцентром» и клиентом, то есть мной, заключается договор и в текст его заносят все необходимые данные: сумму денег, которую платит фирме владелец машины, данные клиента и характеристику его автомобиля, а главное, обязательство «Автоцентра» в четырехдневный срок (!) получить все таможенные документы на машину и передать их ее владельцу.

На сем я и откланялся. Хотя можно было и продолжить сотрудничество: застраховать машину, предварительно проверив ее на угон, и отдать все документы (или поручить передать их после растаможки) для регистрации в ГАИ. Эта услуга «Автоцентром» оценивалась в 400 долларов. Я не стал уточнять, какая часть остается в центре, хотя, по слухам, обычно хватает 200–300 «зеленых» в зависимости от умения автовладельца (а не посредников) найти «нужных» людей и правильно изложить свое дело.

Уходил я из мрачного УПК «Мосавтотранс» со странным чувством, понимая, что где-то тут нечисто, но разузнать это подробнее мне не удастся. Тем не менее клиенты на растаможку в «Автоцентре» выстраиваются в очередь. А может, я что-то не так подсчитал?..

Чтобы узнать, что делается в других подобных заведениях, предлагающих услуги по растаможиванию, решил ограничиться телефонным общением. Конечно, оно было более кратким (не по моей вине), но все же привело к каким-то результатам. Я называл модель моего «Форда», возраст, литраж и записывал ответы. Разговаривали по-разному: вежливо с подробностями, коротко и резко, бывало, просто отказывались отвечать, предлагая явиться к ним со всеми документами и машиной.

Вкратце передаю содержание ответов.

Фирма, организующая автотуры в Голландию и оказывающая различные другие услуги, включая растаможивание: 9000 долларов «за все про все» с уточнением суммы при осмотре автомобиля. Срок — 4 дня. Автомагазин фирмы «ЛАС и КО» отказался иметь дело с «Фордом» 1995 года, но скалькулировал " Audi 80"-бочка 1987 года. За ее растаможивание в течение недели брали 3500–4000 долларов с уточнением при осмотре. И наконец, удивил автосалон на открытой автостоянке в Олимпийской деревне: всего 4000 долларов, включая таможню и собственную комиссию, за три-пять рабочих дней. Накануне я их проверил на «старый» " Опель Омега" с тем же объемом двигателя, но 1992 года — 3,5 тысячи. 500 долларов разницы при очень отличающихся пошлинах и акцизе.

После этого разговора по телефону помчался в Олимпийскую деревню проверить «смешные цены» на растаможивание в тамошнем автосалоне. Сразу за центральной площадью бывшего поселения олимпийцев одна за другой тянутся открытые автостоянки. На одной из них охранники указали на двух парней, беседующих возле новенького " Мицубиси Паджеро": «Они и есть автосалон».

Подхожу, знакомимся. Володя и Игорь охотно соглашаются побеседовать. Они занимаются продажей подержанных иномарок, принимают автомобили на комиссию, берутся растаможить любую машину за три-пять дней. «И почем?» спрашиваю, ожидая услышать разочаровывающий ответ. Нет, все как и в справке по телефону: 3500 долларов (старше 1993 года выпуска) или 4000, если ваш автомобиль «укладывается» в три таможенных года и считается новым. На вопрос «что ж так дешево?» ребята рассмеялись: нам хватает. И пояснили, что высокие расценки говорят просто о нежелании возиться с новыми машинами — хватает работы с подержанными. Здесь же растаможат любую машину по сравнительно умеренной цене, тем самым обеспечивая своему предложению устойчивый спрос, а себе — такие же доходы, пусть и не сверхвысокие.

Секрет прост. Ребята выходят напрямую на белорусские таможни. После создания экономического союза двух республик таможенные барьеры между ними упразднены. Правда, если, опять-таки, по закону — это ничуть не облегчает долю россиянина, покупающего иномарку. Разницу в таможенных платежах (а она весьма прилична) ему придется доплатить у себя на родине. А белорусы, которые по своим расценкам растаможили автомобиль по дешевке, не имеют права продавать его целых два года.

Но... Закон законом, а бизнес бизнесом. Видимо, услуги белорусских таможенников стоят меньше, чем российских, поэтому «сотрудничество» с братской республикой процветает. Молодые люди, разумеется, не стали раскрывать секретов своего оригинального предпринимательства, но заверили, что денег им хватает: и белорусы довольны, и в Олимпийской деревне не обижены.

Результаты эксперимента убедили: наш народ никакими ввозными пошлинами и акцизами не задавишь. Найдут пути и обойдут все преграды. И покупатели иномарок будут рады, и предприимчивые ребята при деле, да и таможенники, подозреваю, не в убытке. Конечно, в бюджет деньги не поступят, но кто ж у нас думает об общественном благе! Может те, кто повышает таможенные платежи? Вот уж в чем сомневаюсь в первую очередь...

Юрий ЮРЬЕВ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Читать комментарии

Самые новые