Таможня играет без правил

ТАМОЖНЯ ИГРАЕТ БЕЗ ПРАВИЛ

ТАМОЖНЯ

ТАМОЖНЯ ИГРАЕТ БЕЗ ПРАВИЛ

Закон — он чем хорош? Тем, что он — Закон. И хоть говорят, «...что дышло» или что для кого-то «не писан», все равно понимают: без него — никуда. Без него — беззаконие. Ведь что-то обязательно должно определять: как можно и как нельзя, каков порядок.

Это настолько очевидно, что, кажется, нет предмета для разговора. Нет? Оказывается, еще как есть! Потому что, как выяснилось, целая сфера государственной деятельности, причем имеющая серьезнейшее значение и для многих сограждан, у нас осталась без закона.

В нашей стране нет таможенных правил! Что это означает? То, что работу таможенников регламентируют многочисленные постановления, указания, положения, приказы и дополнения к ним. Иногда они противоречат друг другу, иногда не договаривают что-то важное, иногда допускают возможность различных толкований.

Примеров тому — сколько угодно.

Скажем, путаница со странами СНГ. Ввозить оттуда иномарку можно, только растаможив ее по «полной программе». То есть, точно так же, как если бы она была ввезена из какой-нибудь Польши или Германии. Но в отличие от стран дальнего зарубежья, на ближнее не распространяются льготы. Если владелец иномарки в течение полугода безвыездно прожил в той же Германии, он может растаможить свой автомобиль, как представитель льготной категории. Если же он жил в Киргизии или, скажем, на Украине — пусть ни на какие поблажки не рассчитывает. Почему?

Единое таможенное пространство с Белоруссией — тоже вопрос. Теоретически, если оно единое, можно растаможить автомобиль в братской республике. Тем более, что это намного дешевле, чем в России. Но — нет. Даже если оформить документы, заплатив совокупный таможенный платеж в Белоруссии, здесь потребуют доплатить разницу. Где логика?

Еще беда с переселенцами. Раньше они могли ввезти свои машины беспошлинно, но без права отчуждения на два года. Потом, по словам таможенников, этим начали злоупотреблять все кому не лень. И уже знаменитое Постановление № 808 ограничило круг льготников вынужденными переселенцами, то есть беженцами (у них должна быть на то справка). Все бы ничего, если то самое Постановление № 808 (оно как раз и знаменито своими несуразицами) не ввело бы единый таможенный платеж для всех автомобилей российского производства: 1 ЭКЮ за 1 смз. Теперь благодаря этому «мудрому» решению переезжающий с Украины в Россию человек должен платить за ввоз своей старенькой «шестерки» 1600 ЭКЮ ($1920!). В особо неприятном положении оказались северяне: ведь во времена Союза было обычным делом, работая где-нибудь за Полярным Кругом, покупать домик в благодатной Малороссии. Туда же отправлять и приобретенную машину, а потом, доработав в суровых условиях Севера до ранней большой пенсии, переезжать в теплые края. Увы, «домик» оказался теперь у многих за границей, и встала проблема переезда в Россию. Но постановление...

Оно же противоречит логике и в том, что касается иномарок (речь идет о льготниках). По документу, единая ставка таможенного платежа — 0,3 ЭКЮ за «кубик» распространяется на автомобили с двигателем не больше 1599 смз, независимо от их возраста. За остальные же нужно платить по полной программе. И даже за очень подержанную иномарку, если ее объем двигателя превышает 1599 смз. Получается, что для льготных категорий десятилетний автомобиль дороже нового! Но это — по Постановлению. На практике же и на машину с большим объемом двигателя, если она старая, распространяются льготы.

Об этом сообщили... в ГТК России. Там же сообщили и еще об одном удивительном факте: многие спорные вопросы решают на местах... по своему усмотрению.

Скажем, с ценой иномарки. Существует каталог, который определяет таможенную стоимость той или иной модели. Но ведь машина может быть в лучшем или худшем состоянии, с большим или меньшим пробегом. Нельзя же всех под одну гребенку! Да, в установлении таможенной стоимости есть «вилка». Причем разная для разных инстанций. Например, таможенный отдел имеет право снизить, по сравнению с каталогом, стоимость вашей иномарки на 500 долларов, а таможенное управление — уже на 1000. Но вот как добиться того, чтобы они это сделали, — вопрос. Отвечают на него всяк по своему усмотрению и утверждают, что есть способы «договориться».

На одной из пресс-конференций заместитель председателя ГТК РФ уверял, что если купчая заверена в российском консульстве той страны, где приобретен автомобиль, она — документ для таможенников. И цена машины будет определяться не по каталогу, а по этой купчей. Многие издания тут же эти слова опубликовали. А потом пошли звонки разгневанных граждан: на их таможне о таком порядке и знать не знают. Что самое интересное, не знают и в ГТК России. Говорят: может быть и есть, но надо знать, в каком именно приказе, иначе в ворохе документов ничего не найдешь. Может, зампред комитета ошибся? Да нет, выясняется, что кое-где купчая, заверенная в консульстве, «работает».

И такой путаницы, неразберихи в деятельности таможни полным полно. Главное, создается впечатление, что это кое-кому очень выгодно: любители половить рыбку в мутной воде получают хороший доход. Поймать же их за руку непросто — всегда могут ускользнуть в законодательную брешь.

А Таможенные правила, разработанные ГТК РФ, продолжают ждать утверждения. Пока — безрезультатно.

Елена ВАРШАВСКАЯ

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии