ВАЗ-на газ

ВАЗ-на газ

ГЛАЗАМИ ВЛАДЕЛЬЦА

ВАЗ-на газ

В 10-м номере «За рулем» за прошлый год наш читатель И. ПЕТРОВ из Подмосковья поделился наблюдениями за своим ВАЗ-2104 в течение 10 лет. Сегодня он рассказывает об опыте эксплуатации на нем газовой аппаратуры.

Началось все с того, что, заехав как-то на АГНКС, увидел на территории станции полуприцеп — заправщик сжиженным газом. От дома всего 6–7 км, а цена в два раза ниже, чем бензина. Поговорил с теми, кто ездит с газовой аппаратурой, и решил — ставлю газобаллонную установку. Было это год назад при пробеге 71 тыс. км. Машина, напомню, выпущена в 1986 году.

Аппаратура Рязанского завода автомобильных агрегатов аттестована в Италии, имеет сертификат соответствия европейским требованиям. Монтаж выполнял сам, не торопился (делал для себя), на все затратил часов 8–10 (профессионалы тратят на монтаж около трех часов).

К чести завода, аппаратура оказалась полностью комплектной, а трубопроводы не пришлось подгонять по месту. Без крепких слесарных навыков смонтировать установку сложно, поэтому тем, кто никогда не имел дела с газовой аппаратурой и не располагает необходимым инструментом, лучше обратиться к специалистам. Кстати, все равно после установки придется поехать на СТО газовой аппаратуры: там проверяют правильность монтажа, проводят опрессовку, после чего дается установленной формы акт, без которого ГАИ не разрешает эксплуатацию автомобиля на газовом топливе.

Больших сложностей при монтаже не встретил, но не совсем понятная инструкция мало помогла делу. Особая аккуратность нужна при соединении трубопроводов: любая небрежность может привести к утечкам газа. Много деталей из алюминиевого сплава — перетянув гайку, легко сорвать резьбу.

Для ввода газопровода низкого давления в корпус воздушного фильтра последний надо просверлить, штуцер опаять (понадобится паяльник мощностью не менее 100 Вт).

Смеситель ставится на корпус карбюратора сверху, что очень удобно: легче обеспечить герметичность, меньше изменяются характеристики карбюратора, его не придется разбирать. В других системах (например, новогрудской) смеситель представляет собой проставку между корпусом и крышкой карбюратора, что менее удобно.

Редуктор-испаритель, газовый и бензиновый электромагнитные клапаны монтируются на кронштейн, устанавливаемый между левым брызговиком и двигателем. К редуктору-испарителю подводится жидкость из системы охлаждения двигателя. Через электромагнитный запорный клапан сжиженный газ подводится по медным трубкам к редуктору-испарителю, а от него по дюритовому шлангу через дозатор газ под низким давлением идет в корпус воздушного фильтра, в смеситель.

Газовый баллон вмещает 42 л сжиженного газа и установлен на кронштейне в багажнике. Коробка мультиклапана вентилируется через гофрированные трубки — приточную и вытяжную — и полностью изолирована от багажника и салона. Две медные трубки — заправочная и расходная из мультиклапана — через те же гофрированные шланги выходят под пол багажника и идут: одна — к заправочному штуцеру на заднем бампере, другая — к двигателю.

После монтажа и опрессовки (проверки герметичности соединений под давлением) производят регулировку. Она настолько проста, что выполнить ее может любой водитель. Сначала регулируют холостой ход винтом на верхней части редуктора-испарителя. Затем винт на дозаторе постепенно выворачивают, добиваясь удовлетворительной динамики разгона (при прогретом двигателе делают три-четыре пробных разгона, корректируя регулировку).

Отмечу некоторые особенности рязанской аппаратуры. Редуктор-испаритель — с автономной системой холостого хода, поэтому обороты последнего очень стабильны и зависят только от положения регулировочного винта. Дополнительная мембрана в редукторе изменяет расход газа в зависимости от загрязнения воздушного фильтра, что повышает экономичность двигателя и экологическую чистоту выхлопных газов. Электронное управление катушками электромагнитных клапанов обеспечивает безопасность в случае остановки двигателя при включенном зажигании и подачу газа в карбюратор в момент пуска двигателя, открывая клапаны на две-три секунды. Зато подкапотное пространство уплотнено настолько, что трудно добраться к свечам, а чтобы снять крышку клапанного механизма, нужно отсоединить шланги подвода охлаждающей жидкости от редуктора-испарителя.

На газе машина прошла 7000 км, около 70% пробега — по шоссе, остальное — город. Средний расход топлива составил 8,1 л сжиженного газа на 100 км. На тот же пробег израсходовал 15 л бензина — ездил на заправку, когда заканчивался газ, и прогревал двигатель зимой.

Каковы впечатления от езды? Изменения приемистости не заметил, машина разгоняется примерно так же, как и на бензине. Двигатель не детонирует даже при разгоне с небольшой скорости на прямой передаче, так что можно смелее работать педалью газа. Производитель аппаратуры допускает при езде на газе увеличение интервала между сменами масла в 1,5–2 раза, поскольку оно меньше окисляется. Расходы на топливо сократились в полтора раза.

На газе двигатель пускается легко, а вот зимой все же завожу на бензине: знатоки утверждают, что при пуске на газе в сильные морозы быстро разрушаются прорезиненные мембраны — не проверял, экспериментировать себе дороже. Когда стрелка указателя температуры жидкости доходит до первого деления, перевожу питание на газ.

Надеюсь, преимущества использования газа понятны. Однако тех, кто собирается поставить газобаллонную установку, хочу предостеречь. Вы должны четко представлять себе, что использование газа делает машину более пожароопасной. Газовое оборудование требует постоянного внимания и контроля.

Советую отказаться от газобаллонного оборудования тем, кто не различает запахи, у кого слабо развито обоняние. Запаха газа не должно быть ни рядом с машиной, ни тем более в салоне.

Литература:

В. С у р и н. Газобаллонная аппаратура на легковом автомобиле. М., Транспорт, 1995.

В. З о л о т н и ц к и й. Газобаллонный легковой автомобиль. М., Патриот, 1994.

А.М о р е в, В. Е р о х о в. Эксплуатация и техническое обслуживание газобаллонных автомобилей. М., Транспорт, 1988.

Публикации в журнале «За рулем»:

1991, №6, с. 32; 1993, № 6, с. 42; 1993,

№ 7, с. 44; 1993, № 8, с. 42; 1994, № 4,

с. 46; 1995, № 2, с. 47; 1995, № 5, с. 62; 1996, № 2, с. 19.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии