Дело клеится

ДЕЛО КЛЕИТСЯ

КЛУБ

Автолюбителей

ДЕЛО КЛЕИТСЯ

При ремонте автомобильных агрегатов нередко требуется заделать отверстия и трещины, восстановить посадочные места, соединения различных деталей. Для этих работ традиционны «горячие» методы — термическая сварка, пайка, наплавка. Между тем покупатель на автомобильном рынке часто слышит притягательные слова: «холодная сварка». Так нередко называют группу композиционных материалов типа клеев, которые настолько прочно соединяются с ремонтируемыми поверхностями (точнее, имеют такую высокую адгезию), что их сравнивают со сваркой. Даже в научной литературе за ними закрепилось название «холодная молекулярная сварка» (ХМС). Об опыте использования подобных материалов (в основном, отечественного, марки «Реком») при ремонте автомобилей рассказывает профессор Георгий ВОЛКОВ, заведующий кафедрой «Материаловедение» Московской государственной академии автомобильного и транспортного машиностроения.

Достоинства холодной молекулярной сварки давно привлекают к ней внимание технологов. Ее применение началось почти одновременно у нас в стране и за рубежом. Еще в 1962 году при Ленинградском филиале НИИАТ была организована лаборатория по применению синтетических материалов в авторемонтном производстве, там разработали большой ассортимент эпоксидных составов и организовали их выпуск в виде ремонтных наборов и аптечек. Однако отсутствие рыночных отношений не позволило отечественным ученым реализовать потенциальные возможности ХМС.

В то же время зарубежные производители активно продавали композиционные материалы, сопровождая их чаще всего лишь рекламными сообщениями; научные же публикации были немногочисленны. Низким был и уровень сервисного сопровождения технологии. Все это существенно тормозило внедрение передового метода в практику авторемонта. Теперь для решения инженерных задач создана Международная московская корпорация «Мосинтраст», которая с 1992 года стала сотрудничать с авторемонтными предприятиями. Обобщение накопленного корпорацией опыта позволило выявить области, где рационально применять холодную молекулярную сварку.

Так, например, композиционные материалы незаменимы при ремонте корпусных деталей из чугуна и силумина, восстановление которых традиционными термическими способами крайне сложно, особенно в условиях автохозяйств. По новой технологии «размороженный» двигатель ремонтируют за три-четыре часа, достаточно лишь снять его с автомобиля и «отогреть» в помещении с температурой не ниже 15°С. При этом гарантировано, что трещины не смогут распространяться дальше. Более того, всего через сутки (!) после завершения ремонта двигатель готов к работе.

Фантастика? Ничуть не бывало. Именно так на предприятии ЛАГ «Сервис» отремонтировали «размороженный» дизель Д-41. У него в блоке цилиндров образовалась почти полуметровая (480 мм) трещина, причем стенки блока в месте разрыва выдавились наружу на высоту до 5 мм. Ремонт выполнили по отработанной технологии: определили границы и засверлили концы трещины, разделали ее и укрепили болтами через 50–60 мм. Затем на трещину нанесли слой «Рекома» толщиной до 3 мм.

Другая ситуация: отломана и утеряна часть стенки блока цилиндров. Прежде блок, естественно, меняли. Состав «Реком» дал возможность «приклеить» на дефектное место стальную заплату, дополнительно укрепив ее болтами. В этом случае срочный ремонт можно сделать непосредственно на автомобиле, используя «Реком» быстрого отверждения. Через два часа после такого ремонта машина готова к выезду.

Технологию «холодной сварки» уже взяли на вооружение многие авторемонтные предприятия. В автокомбинате № 2 Управления делами администрации Президента РФ разработана технология комплексного ремонта и восстановления радиаторов для автомобилей GAZ 3102, а также радиаторов иномарок, алюминиевые или пластмассовые части которых традиционными способами отремонтировать невозможно. Эта же технология применяется для ремонта и восстановления радиаторов «Газели» и «Москвича-2141» на автокомбинате Московского почтамта. А в ТОО «Автодормехбаза» с помощью «Рекома» отремонтировали задний мост грейдера. Дефект — течь масла по литейной трещине общей длиной около 300 мм. Узел не пришлось даже снимать с машины. Определили и засверлили концы трещины, разделали ее края и укрепили скобами. Затем нанесли «Реком». Через 24 часа грейдер был готов к работе.

Затвердевший композит поддается механической обработке — фрезеровке, обточке, нарезанию резьбы. Накладывая «Реком», можно также формировать геометрию рабочей поверхности восстанавливаемой детали (пока «Реком» не застыл). В качестве шаблона обычно используют ответную деталь, смазанную разделительным составом. Получается гладкая блестящая поверхность, которая идеально воспроизводит рельеф шаблона. Например, на предприятии «Совтрансавто-Москва» по технологии ХМС восстанавливают шлицевые соединения карданных валов на тяжелых грузовиках «Мерседес-2236». «Реком» наносят на подготовленные поверхности шлицев вилки карданного вала, а поверхность шлицев розетки обрабатывают разделительной жидкостью. При их соединении новая поверхность формируется без дополнительной механической обработки. Время полного отверждения композита — 24 часа. Отремонтированные валы успешно отслужили уже по 50 тысяч километров.

Еще один пример. В результате проворота вкладыша было разбито посадочное место распределительного вала в двигателе РАБА-МАН. Выработка металла составила 0,1 мм. Обычно такие повреждения не восстанавливают, а просто заменяют детали. Помог «Реком»: нанесенный на подготовленную поверхность посадочного места, он был «придавлен» вкладышем, смазанным разделительной жидкостью. Вкладыш отцентровали самим распределительным валом, а выдавленный излишек «Рекома» удалили шпателем. Таким образом было сформировано новое посадочное место вкладыша, точно соответствующее номинальному значению.

Впрочем, подобный ремонт может показаться не слишком ярким примером. А что вы скажете о ремонте направляющих маховика на автомобиле МАЗ, посадочные отверстия которых были разбиты из-за ослабления креплений? Именно эту поломку удалось устранить на автокомбинате № 3. Внутренние поверхности отверстий механически обработали и нанесли на них «Реком». Затем в отверстия вставили направляющие, а лишний материал, выдавленный из отверстий, удалили. Центровку направляющих проводили непосредственно самим маховиком, который установили на место и закрепили болтами. Специалистам по ремонту тяжелых грузовиков нетрудно представить себе, какие средства позволило сэкономить применение «холодной сварки».

Приведенные примеры ремонта нельзя назвать уникальными: «Реком» выручал авторемонтников уже не одну сотню раз и, по свидетельству специалистов ММК «Мосинтраст», ни разу не подвел. Более того, на основе базового композита «Реком-Б» (который, кстати, в 2,5 раза дешевле зарубежных аналогов, а по качеству превосходит их) разработаны также композиты со следующими специальными свойствами:

— «Реком-В» с адгезией к влажной поверхности. Обеспечит ремонт радиатора, водяной рубашки двигателя и коммуникаций в процессе эксплуатации агретатов без их опорожнения;

— «Реком-М» с адгезией к замасленной поверхности. Для аварийного ремонта картеров и поддонов двигателя, маслонасосов и маслопроводов;

— «Реком-Ж» (жаростойкий). Для ремонта деталей цилиндро-поршневой группы двигателя и системы выхлопа;

— «Реком-И» (износостойкий). Для ремонта узлов трения и деталей, изнашиваемых контртелом;

— «Реком-О». Для ремонта автотранспортной техники при отрицательных температурах в полевых условиях;

— «Реком-С» (супер). Композит нового поколения с адгезией к стальной поверхности на уровне 35 МПа. Зарубежных аналогов не имеет.

Для изготовления «Рекома» необходимо недефицитное сырье крупнотоннажного производства, что обеспечивает экономическую конкурентоспособность материала как универсального, так и специального назначения.

Конечно, материалы типа холодной молекулярной сварки используются не только автотранспортными предприятиями. Индивидуальный автовладелец также может их применить при ремонте собственного автомобиля — соответствующие материалы в продаже уже есть, так что не огорчайтесь, если вам не удалось приобрести именно «Реком». Необходимо только учитывать следующее — технология очень чувствительна к аккуратности исполнителя. Если вы заинтересованы в качественном результате — постарайтесь как можно лучше подготовить и обезжирить соединяемые поверхности, тщательно перемешать клеевую композицию. И тогда вы сможете делать такой ремонт, о котором несколько лет назад и не мечтали.

Препараты для холодной молекулярной сварки.

Техническая характеристика «Реком-Б» (базовый состав)

для холодной молекулярной сварки

Технологические свойства: возможность наносить смесь на вертикальные поверхности; время использования смеси — не менее 30 мин при 20–30°С; время полного набора прочности — 24 ч при 20–30°С; механическая обработка производится по режимам металлообработки углеродистых сталей; обработка рекомендуется через 24 ч.

Физико-механические свойства: предел прочности при сдвиге по стыку со сталью — не менее 20 МПа при фактическом значении 25 МПа; предел прочности при сжатии — не менее 100 МПа при фактическом значении 135 МПа; предел прочности при изгибе — 70 МПа; предел прочности при растяжении — 45 МПа; твердость по Бринеллю НВ — 10 МПа; коэффициент линейного термического расширения — 5.10–6/°С; рабочая температура — 150°С, кратковременно до 200°С; коэффициент трения в масле — 0,06; по износостойкости в пять раз превосходит углеродистые стали; плотность — 2,1 г/см3.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии