Топливо: сокращения штатов

Этим летом правительство США утвердило новые нормы среднего расхода топлива для автомобилей, продаваемых на американском рынке. Мы выясняли, как повлияют эти нововведения на мировой авторынок.

Документ о среднем расходе топлива CAFE (Car Average Fuel Economy) появился в США после мирового топливного кризиса 1973 года. Через пару лет проект превратился в закон, в соответствии с которым к середине 1980-х бензиновый аппетит снизился вдвое. В конце 2011-го Барак Обама утвердил новый ориентир: средний запас хода автомобилей на местном рынке должен составлять 54,5 мили на галлон (4,32 л/100 км) к 2025 году. Нововведение поддержали автомобильные компании, в сумме занимающие более 90% рынка США. Ныне действующие нормы вдвое демократичнее.

СИСТЕМА КООРДИНАТ

В США для оценки аппетита машины вычисляют количество миль (1 миля = 1,609 км), пройденных на одном галлоне (3,785 л) топлива, cоответствующая единица измерения — mpg (miles per gallon). Чем выше такой запас хода, тем экономичнее автомобиль. Любопытно, что средний запас хода моделей одной марки рассчитывают по формуле среднего гармонического, которая нивелирует значения, выбивающиеся из общего ряда. Таким образом, один прожорливый суперкар не испортит статистику десятка моделей с умеренным аппетитом.

Отвечать требованиям CAFE обязаны автомобили полной массой до 8500 фунтов (3856 кг). Их поделили на два класса: легковые и «легкие грузовики» (вседорожники, пикапы и минивэны). Указанные 4,32 л — средний для двух классов показатель. В гамме каждого производителя различают отечественные (локализация производства на территории США и Канады — более 75%) и импортные модели. Норма для них едина, но соответствовать ей должны те и другие по отдельности.

Запас хода для двухтопливных автомобилей рассчитывают по особой методике, согласно которой каждая такая модификация приносит в общую копилку втрое больше «миль на галлоне» — так поощряют производителей за внедрение новых технологий. Впрочем, закон ограничивает эту прибавку в средний показатель марки — каждая двухтопливная машина добавляет не выше 1,2 мили на галлоне.

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ И РАСХОДА ТОПЛИВА БЕНЗИНОВЫХ И ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ВРЕДНЫХ ВЫБРОСОВ И РАСХОДА ТОПЛИВА БЕНЗИНОВЫХ И ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ

За невыполнение норм CAFE предусмотрены штрафные санкции: 5,5 доллара за каждые 0,1 мили недостающего пробега, умноженные на количество автомобилей, выпущенных брендом для США за год. Американская казна получает многомиллионные прибыли, но некоторые производители все же предпочитают откупиться штрафом, нежели вкладывать средства в разработку более экономичных моделей.

РАВНЕНИЕ НА США?

Большая часть выхлопных газов автомобиля (95–98%) — выбросы СO2. Чем меньше их масса, тем ниже потребление топлива. Поэтому Европа ограничивает именно этот параметр. В 2012–2015 годах его предельно допустимый уровень — 130 г/км, в пересчете на расход топлива — 5,2...5,5 л/100 км. А за океаном к тому же времени этот показатель составит 6,0...7,8 л/100 км — в зависимости от класса автомобиля (для пикапов еще больше). Выходит, Европа уже сейчас живет по более жестким правилам. К слову, переход на следующий уровень экостандартов Евро анонсируют за несколько лет, поэтому экономичные и экологичные двигатели для перспективных норм Евро-6 (с 2014 года) у некоторых производителей готовы уже сейчас.

Предельно допустимые в Европе нормы выбросов CO2 зависят от снаряженной массы автомобиля. 1372 кг — снаряженная масса среднего автомобиля. 130 г/км — законодательная норма выбросов СО2 в среднем по модельному ряду.

Предельно допустимые в Европе нормы выбросов CO2 зависят от снаряженной массы автомобиля. 1372 кг — снаряженная масса среднего автомобиля. 130 г/км — законодательная норма выбросов СО2 в среднем по модельному ряду.

Предельно допустимые в Европе нормы выбросов CO2 зависят от снаряженной массы автомобиля. 1372 кг — снаряженная масса среднего автомобиля. 130 г/км — законодательная норма выбросов СО2 в среднем по модельному ряду.

Еще в одной крупной автомобильной державе — Японии совсем недавно обсуждали законопроект о снижении к 2020 году среднего расхода топлива по модельному ряду для внутреннего рынка с нынешних 6,1 л до 4,9 л на 100 км пробега. Нормы касаются лишь местных производителей. Как видим, условия также не мягче североамериканских.

Кроме того, многие современные конструкции для американских моделей, например экономичные силовые агрегаты, сделаны по европейским и японским лекалам. И «чужеземцы», попадающие на заокеанский рынок, изначально лучше подготовлены к топливным диетам. Выходит, ужесточение норм больше нервирует местных производителей, нежели фирмы остального мира.

Североамериканский стандарт расхода топлива CAFE (действующие и перспективные нормы).

Североамериканский стандарт расхода топлива CAFE (действующие и перспективные нормы).

Североамериканский стандарт расхода топлива CAFE (действующие и перспективные нормы).

Правда, при переходе на более жесткие стандарты всем «передовикам» придется переписать прайс-листы. А доплату прогнозируют немалую — от 2500 до 6000 долларов на одну машину. Причем отбить эти деньги за счет экономии топлива не удастся даже через несколько лет. Потребителю, особенно американскому, привыкшему к сладким ценам, это не понравится.

Ужесточение экологических стандартов и требований снижать расход топлива неизбежно. В Европе и Японии гайки закручивают в заботе об экологии (и наполнении казны), у США цели похожи, но скорректированы под себя: главное — как можно меньше зависеть от импорта нефти и сбалансировать бюджет, а уж потом забота о чистоте воздуха. Через несколько лет в более строгие рамки попадет и Россия. Пока в Техническом регламенте нет требования измерять расход топлива при сертификации моделей для отечественного рынка. Наша страна отстает от ведущих автомобильных держав, но ограничения, касающиеся потребления горючего, рано или поздно будут введены.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии