Skoda 422: простые истины

Он не пижон и не выскочка. Этот автомобиль — символ пусть и небольшого, но вполне честно нажитого достатка и негромких семейных радостей.

Skoda 422

Skoda 422Skoda 422
Skoda 422

Помните, где расположена педаль, которую надо нажать, чтобы тронуться? Зря обижаетесь: в отношении этого автомобиля, вроде бы совсем бесхитростного, вопрос не праздный.

ПЕДАЛЬНЫЙ УЗЕЛ

Почему, интересно, среднюю педаль сделали маленькой металлической кнопкой — ведь слева и справа две вполне нормальные педали? Что взбрело на ум чешским конструкторам? Уж оставили они о себе память: кнопка-то — акселератор! Тормоз — справа, а слева (спасибо хоть за это!) — сцепление. Очень странное для современного водителя решение применяли, кстати, не только на этой «Шкоде-422», но и на иных моделях фирмы тех лет. Вот уж где стоит написать: «Путаю педали»! Привыкнуть, конечно, можно, но нужны время и сосредоточенность. А потом ведь садиться в нормальную машину…

Вот эта изящная кнопка посредине и есть педаль газа!

Вот эта изящная кнопка посредине и есть педаль газа!Вот эта изящная кнопка посредине и есть педаль газа!
Вот эта изящная кнопка посредине и есть педаль газа!

Вдобавок к педальной путанице — правый руль (в Чехословакии до оккупации в 1938‑м было левостороннее движение), коробка передач без синхронизаторов, очень резкое сцепление. Поймать момент схватывания, трогаясь, нелегко: позорно глушу двигатель или не менее позорно дергаю машину. Такова особенность привода — педаль фактически напрямую связана с вилкой. Словом, в управлении автомобиль непростой. Но есть в нем некий шарм, свой характер, пусть и не самый легкий, зато честный: найдешь подход — не пожалеешь.

Наконец-то с чувством мальчишеской гордости поймал момент включения сцепления и тронулся почтенно, как и положено на такой машине. Работать рычагом коробки передач, даже левой рукой, в общем-то несложно, навыки двойного выжима сцепления у меня есть. Вот еще бы правой ногой попасть куда надо…

Попал! Машина удивительно ровно, не меняя траектории, и довольно уверенно останавливается. Хорошо отрегулированных механических тормозов для таких скоростей (паспортная максималка «Шкоды-422» всего-то 75 км/ч) и, конечно, неспешного темпа жизни начала 1930‑х — вполне достаточно.

Руль вместе с кнопкой звукового сигнала вызывает чувство, близкое к умилению.

Руль вместе с кнопкой звукового сигнала вызывает чувство, близкое к умилению.Руль вместе с кнопкой звукового сигнала вызывает чувство, близкое к умилению.
Руль вместе с кнопкой звукового сигнала вызывает чувство, близкое к умилению.

СЕМЕЙНОЕ СЧАСТЬЕ

Тридцатые годы прошлого столетия — эпоха расцвета автомобиля. Из пеленок он уже вышел — стал увереннее, сильнее, надежнее. При этом машины были еще натуральные: сталь — такая, что хватит и внукам, ткань сидений при аккуратном обращении проживет десятилетия, дерево только настоящее. В рычагах, ручках, переключателях есть честная основательность и логичность. Вот только пресловутые педали… Ну да почти уже привык.

Такова она, «Шкода-422», новинка 1930-го, — небольшая, относительно доступная семейная машина, самая младшая в ряду фирмы, включавшем в себя в те годы четыре модели. Длина — около 4 м, база — 2600 мм. Четырехцилиндровый моторчик объемом 1,2 л развивает 22 силы. Смешно?

Для тех лет вполне нормально. Прямой конкурент 422-й — «Татра-57», дебютировавшая в 1931-м, имела двигатель примерно того же объема, мощностью 18 л.с. На немецком «Опеле-4/20PS» мотор был 20‑сильным, на полуторалитровом ФИАТ-514 — мощностью 28 л.с.

Уютный салон с большими окнами — не королевский, но гораздо просторнее, нежели кажется на первый взгляд.

Уютный салон с большими окнами — не королевский, но гораздо просторнее, нежели кажется на первый взгляд.Уютный салон с большими окнами — не королевский, но гораздо просторнее, нежели кажется на первый взгляд.
Уютный салон с большими окнами — не королевский, но гораздо просторнее, нежели кажется на первый взгляд.

Вот американский, вернее, уже всемирный «Форд-А» хвастался 40-сильным двигателем, но при объеме почти 3,3 л. Кстати, если искать конструктивный аналог «Шкоды-422» в отечественном автопроме, то ближе всего ГАЗ-А. Его производство начали как раз в 1932-м, когда компания «Шкода» выпускала четыре модели с 4-, 6- и 8-цилиндровым моторами и множеством кузовов. В том же году 422-ю сменила более совершенная машина.

Откровений в конструкции «Шкоды» нет. Система охлаждения — термосифонная (вода циркулирует за счет разницы температур в системе), подвески — зависимые на рессорах, коробка передач — трехступенчатая. Зато всё просто, легко ремонтируется. Немаловажным для покупателей было и то, что двухдверный закрытый автомобиль расходовал в среднем всего 9 л бензина на 100 км. Но основные блага автомобильной цивилизации тех лет в «Шкоде» есть: мягкие сиденья, стеклоподъемники в дверях, электрический стеклоочиститель с щеткой справа, перед водителем (второй на недорогие модели ставили, как правило, в качестве опции). В общем, нормальный, комфортный семейный седан эпохи возмужания автомобиля.

Щетка стеклоочистителя одна, но привод электрический. Дерево, разумеется, натуральное.

Щетка стеклоочистителя одна, но привод электрический. Дерево, разумеется, натуральное.Щетка стеклоочистителя одна, но привод электрический. Дерево, разумеется, натуральное.
Щетка стеклоочистителя одна, но привод электрический. Дерево, разумеется, натуральное.

МОТОРЫ И ЖИЗНЬ

В начале 1930-х, несмотря на экономический кризис, многие смотрели в будущее с оптимизмом. Казалось, самое страшное уже позади — Европа залечила раны Первой мировой. Автомобильные компании предлагали всё новые и новые модели. Завод в Млада-Болеславе (с 1930-го — ASAP, Акционерная компания автомобильной промышленности), кстати, модернизировал машины каждые два-три года, ведь спрос и конкуренция росли. В том же 1932-м в Женеве прошла конференция по разоружению…

Через шесть лет Чехословакию оккупируют, через семь начнется вторая мировая. Тот, кто покупал эту «Шкоду», о грядущем, конечно же, не знал и не думал. Машину сделали в 1931-м для выставки в Вене, и сначала она была кабриолетом. Но, вернув на завод, поставили более практичный, закрытый кузов, с которым автомобиль легче продать.

Skoda 422

Skoda 422Skoda 422
Skoda 422

С тех пор до 1999-го (!) машина жила в одной семье. Правда, последние лет тридцать стояла в гараже, а потом была куплена нынешним хозяином, затратившим на реставрацию восемь лет и солидную сумму. Простая, не пижонская и совсем не помпезная «Шкода», несомненно, стоит того…

МАЛЕНЬКИЙ ЧЕХ

«Шкоду-422» выпускали c 1930 по 1932 год. Автомобиль оснащали 1,2-литровой «четверкой» мощностью 22 л.с. при 2800 об/мин. Снаряженная масса двухдверного закрытого варианта — 1000 кг, из них 730 кг — масса шасси. Для модели предлагали 2- и 4-дверный кузова: седан, купе, кабриолет, фаэтон и родстер, фургон, пикап, а также ландо для такси. Всего выпустили 3435 экземпляров. «Шкоду-422» сменила модель 430.

Skoda 422

Skoda 422Skoda 422
Skoda 422

Редакция благодарит Михала Фиалу и компанию «Шкода»

за предоставленный автомобиль

и помощь в организации фотосъемки.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии