Закон о такси: партия в шашечки

С 1 сентября согласно федеральному закону неофициальных таксистов должны крепко прижать. Станет ли от этого лучше?

1

1

ПОЗИЦИЯ ЧАСТНИКА

Поднимаю руку на оживленной московской улице, и через мгновение возле меня тормозит «Форд-Фокус» без опознавательных знаков такси. Маршрут: метро «Проспект Мира» — Северное Чертаново, 21 км, договариваюсь за 400 рублей. Водитель Кирилл:

— Почему я не собираюсь легализоваться? Не хочу! Чтобы выполнить все условия, надо зарегистрироваться индивидуальным предпринимателем (ИП), перекрасить машину. А что взамен? Как нельзя брать пассажиров возле вокзалов — туда только «фирменные» машины пускают, — так и дальше будет. Не верю властям! Пока могу так зарабатывать — буду, а прижмут — другим делом займусь. Я раньше риелтором работал, может, снова в этот бизнес вернусь, когда экономическая ситуация улучшится.

Сергей, «Дэу-Нексия», на крыше фонарик такси. Маршрут: станция метро «Выхино» — город Люберцы, улица Космонавтов, 12 км, 100 рублей.

— У нас в Люберцах несколько фирм, предоставляющих услуги такси; все работают по одной и той же схеме: набирают частников со своими машинами. Компания через диспетчерский пункт обеспечивает заказами, мы их выполняем и оплачиваем работу диспетчеров (каждый вносит небольшую сумму при заключении договора). Конкуренция очень большая, поэтому цены невысокие, такси по карману даже бедному студенту. Для пассажиров то, что надо.

Нам же приходится крутиться. Практически все таксисты работают нелегально: не оформлены как ИП, никто не проходит техосмотр и не оформляет страховку по правилам для такси. Чек пассажиру выдать можем, только если диспетчер предупредит заранее, при заказе… Но мы не сетуем — ведь пассажиры довольны тем, что их быстро, недорого и с комфортом довезли; по большому счету им наплевать, легальный таксист или нет. А нам копеечка. Когда закон вступит в силу, думаю, больше половины уйдут из такси: работать станет невыгодно. А значит, цены взлетят.

Борис, «Опель-Астра» без опознавательных знаков. Маршрут: станция метро «Ясенево» — улица Инессы Арманд, 4 км, 100 рублей.

— Я несколько лет здесь стою почти каждый вечер: подвожу людей от метро до дома, а по утрам, соответственно, от дома до метро. Такса — 100 рублей, клиенты не переводятся. Все, кто со мной вместе подрабатывают, — москвичи, и все мы с приходом нового закона лишимся кто приработка, а кто и основного дохода.

Но и пассажиры тоже потеряют возможность вечером, когда автобусы ходят редко, быстро и недорого доехать до дома. Не ждите, что они будут заказывать такси по телефону, через диспетчера — там минимальная цена выезда рублей триста! Придется ждать маршрутку или шлепать пешком.

ЧАСТНЫЙ ИЗВОЗ — ИНОГДА ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ЗАРАБОТАТЬ. И ЕДИНСТВЕННЫЙ СПОСОБ ДОЕХАТЬ!

Дамир, «Форд-Фокус» официальной компании; оформление машины соответствует требованиям к такси. Маршрут: Сухаревская площадь — Новоясеневский проспект, 32 км, 1100 рублей.

— Конечно, работа в крупной таксомоторной компании имеет свои плюсы. Новые, современные машины. Сломалась — найдется подмена, а неисправность устранят механики. И врач реально осматривает перед выездом. Но машины мы вынуждены брать у компании в аренду, за это платим 1000–1200 рублей за день.

Едва сел за руль — и уже должен фирме, эти деньги надо отработать обязательно. А то, что сверху, твое. Поэтому, если не везет, рабочий день может растянуться на 16, а то и 18 часов. Не всякий это выдерживает, потому и текучесть у нас большая. Зато с лицензией проблем нет — компания оформила на все машины.

Бобомурад, гражданин Таджикистана, ВАЗ-2115. Маршрут: метро «Проспект Мира» — 15-я Парковая улица, 18 км, 300 (!!!) рублей. По-русски говорит неплохо, но с сильным акцентом:

— Я в Москве давно, восемь лет; перепробовал многое, а последние года два вожу людей. Ездим посменно с братом, город знаем неплохо. Но эта работа мне нравится все меньше и меньше. Удается на двоих заработать в месяц 40–50 тысяч рублей, но расходы большие — и бензин, и ремонт машины (пробег больше 250 тысяч, и она часто ломается), и регистрация, и милиции все время приходится платить.

А еще пассажиры часто пытаются обмануть. Вчера довез одного за 500 рублей из Теплого Стана в центр, а он говорит: «У меня 5 тысяч одной купюрой — сдача есть?». У меня не было, тогда он попросил остановить у ларька, чтобы разменять. Вышел и убежал! А теперь еще, говорят, какую-то лицензию надо получать. Кто мне ее даст? Посмотрим, но, думаю, надо искать другую работу.

Мне как пассажиру больше всего понравились поездки с Кириллом на «Фокусе» и Сергеем на «Нексии». А дальше я решил и сам попробовать свои силы на ниве частного извоза. В течение четырех часов (с восьми вечера до полуночи) на служебном автомобиле катался по московским улицам. Увы, заработать ничего не смог, только время потерял зря и сжег топлива рублей на двести. У метро, где водятся потенциальные пассажиры, припарковаться невозможно: там уже дежурят другие бомбилы. На дороге же стоит человеку поднять руку, к нему наперерез потоку бросаются сразу несколько автомобилей. У меня нет такого опыта да и реакции недостаточно. Но одно я понял: сегодня в столице предложение со стороны таксистов всех форм значительно превышает спрос. Отлично, за счет этого цены держатся невысокие.

Спросим читателей

Спросим читателей

ЗА ПОРЯДОК ИЛИ ПРОТИВ КОНКУРЕНТОВ?

Не надо ходить к гадалке, чтобы понять, почему большинство сограждан выбирают Бобомурада на «Самаре», а не новенький желтый «Форд». Ответ простой: в столице, например, услуги перевозчика с шашечками в среднем в два-три раза дороже. Власти столичные и региональные, подзуживаемые официалами, давно хотели прижать частных извозчиков. Налогов не платят, мощно конкурируют с большими компаниями, у которых лобби не то что в муниципалитете — в парламенте. Под их напором родился Федеральный закон № 69, который учел исключительно интересы крупных таксомоторных компаний, стремящихся выжить с рынка частников и задрать цены на извоз, получить сверхдоходы.

И ведь как спешат! Уже с 1 июля 2011 года в мэрии Москвы начали бесплатно (!) выдавать разрешения на работу, хотя штрафовать за их отсутствие будут с 1 января. На конец августа лицензии получили около 4 тысяч таксистов. Сравните: в городе официальных извозчиков около 9 тысяч, а нелегальных примерно 40 тысяч! «Никакие бомбилы нам не нужны — с ними надо вести борьбу, штрафовать, наказывать до тех пор, пока они с наших улиц не исчезнут», — горячится председатель профсоюза московских таксистов (объединяет работников транспортных компаний) Александр Макаров. Оно и понятно — зачем ему конкуренты? Однако при этом признает: если исчезнет конкуренция, стоимость поездки у официалов может резко вырасти. Но сообщает, что крупные фирмы и городские власти сейчас ведут переговоры о том, чтобы установить некую среднюю, «справедливую» цену за километр проезда и час простоя.

Знаем мы эту «справедливость»! Что же до тех, кто зарабатывает на хлеб частным извозом, то их жизнь значительно усложнится. Часть из них надеются легализовать с помощью разрешений, а остальных — с помощью штрафов и контролеров вывести, как тараканов. Но в реальности, если продолжить аллегорию, их просто окончательно загонят в подполье. Потому что и сегодня можно задавить левые такси, для этого новый закон даже не нужен. Хватает существующих, которые позволяют запретить эксплуатацию автомобиля из-за плохого технического состояния. Только кто этим озаботился? А вот многочисленные непрофессиональные бомбилы из числа местных жителей никуда не денутся. Они «работают» постоянно или лишь время от времени, чтобы пополнить доходы — по самым разным причинам. И зачем им перекрашивать машину, ставить таксометр? Куда проще договориться с пассажиром о том, что в случае чего он — «дальний родственник из Пензы», к примеру.

Председатель профсоюза московских таксистов не скрывает: он понятия не имеет, где набрать людей для работы в официальных компаниях. Там и сейчас полно вакансий — а ведь не идут россияне, не хотят работать «на хозяина». График жесткий, зарплаты невысокие. Кто пойдет? Иммигранты, которые продадут свои разбитые машины? Так вроде от их услуг мы и хотим отказаться с помощью закона. Что же делать? Наше мнение — переписывать срочно Федеральный закон № 69. Во-первых, он несправедлив, во-вторых, даже в таком, драконовском виде работать не будет. Его писали непрофессионалы, без консультаций и обсуждения, а принимали в Думе в пожарном порядке. Шашками помахали, порубили все вокруг — похоже, забыв, что такси существует для пассажиров, а не для налогов.

ЗАКОН О ТАКСИ ДОЛЖЕН УСТРАИВАТЬ И «ИЗВОЗЧИКОВ», И ПАССАЖИРОВ, И ВЛАСТИ.

ЛИЦЕНЗИЯ

Чтобы получить лицензию на перевозку пассажиров, достаточно предъявить документы на автомобиль, права (стаж — свыше пяти лет), талон техосмотра, паспорт, а также выписку из госрегистра: кандидат должен быть зарегистрирован как юрлицо или индивидуальный предприниматель. Кроме того, надо приобрести оранжевый фонарь с надписью «Такси» и таксометр (такой комплект стоит примерно 5 тысяч рублей). Пугают, что в будущем придется перекрасить машину в установленный цвет (пока неизвестно, в какой) и нанести на борта шашечки, но эта норма вступит в силу, видимо, не раньше 2013 года.

Автомобиль должен быть собственным или взятым в лизинг — никаких доверенностей! Наконец, легальный (отныне) таксист должен ежедневно перед выездом проходить медосмотр и осмотр транспортного средства. С 1 января устанавливается штраф за перевозку пассажиров без лицензии: 5 тысяч рублей. Решено создать в составе столичной компании «Организатор перевозок» (занимается отловом безбилетников на общественном транспорте) еще одно контрольное подразделение. Его сотрудники будут голосовать на дороге, просить подвезти — и оформлять нарушение прямо на месте. Контролирующие функции возложат также на сотрудников ГИБДД.

«ЗА РУЛЕМ» ПРЕДЛАГАЕТ ИЗМЕНИТЬ ЗАКОН ТАК:

1-й год. Обязательна лишь лицензия (пусть за деньги, но недорогая), фонарь на крышу и талон ТО (честный, а не купленный, как сейчас!). Взамен — парковки и диспетчерская.

2-й год. Таксометр или любой другой счетчик километров (можно навигатор); единый налог. Упрощенная регистрация ИП или ПБОЮЛ (если надо).

3-й год. Соблюдение единых стандартов внешнего вида и штрафы за несоответствие требованиям.

ИДЕАЛЬНЫЙ ТАКСОМОТОР

2

2

— Удобный, чистый автомобиль (седан или универсал, чтобы было место для багажа).

— Из элементов комфорта — четыре двери, кондиционер.

— Прибор для подсчета пройденного расстояния (можно обычный навигатор).

— Водитель — опрятно одетый, хорошо говорящий по-русски, знающий город, некурящий (в машине!).

— Карточка водителя с фотографией — на видном месте.

— Знак с шашечками на крыше машины.

— Цена — примерно 15 рублей за 1 км пробега (Москва). И в конце пути — квитанция!

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии