Экспедиция в Шанхай на Chevrolet Niva: мы пересекли Монголию

Что сломалось во время гонки по пустыне и по пути в Шамбалу?

DSC_5128

DSC_5128

Выехав из Иркутска и попрощавшись с вкуснейшим омулем и вообще привычной для европейца едой, отправились на юго-восток. Стоило нам покинуть город, как на ходу открылся багажник на крыше. Повезло, из него выпала только коробка с сухпайком, от которого шедшая за нами машина увернулась. Решили, что таким образом мы принесли дар духам дороги. А вообще, чем дальше на восток, тем суевернее люди. Вдоль обочин то и дело появляются постаменты с дарами духам, повязанными ленточками и т.п.

DSC_5243

DSC_5243

Ближе к границе начал меняться пейзаж — пошли лесостепи. Заправившись под завязку на последней российской заправке, двигаемся к погранпереходу, очередь у которого оккупировали монголы на КамАЗах и челночницы на грузовичках. Азиатки деловито прорываются по обочине и профессионально разгружают коробки с товаром. Часть мужского населения Монголии бездельничает или занята бутылкой с горячительными напитками, а женщины пытаются прокормить семью. Что-то подобное проходили и мы в начале 90-х. Монголия же пришла к демократии только недавно.

DSC_5211

DSC_5211

Пограничный контроль с нашей стороны преодолели без проблем, а вот с монгольской возникла задержка, местные пограничники в первую очередь обслуживали соотечественников, отставив наши декларации в сторонку. Усилиями проводников часа через полтора удалось все уладить, и мы отправились в столицу — Улан-Батор.

Большинство монголов очень дружелюбно относятся к россиянам, и в общем неясно, зачем до сих пор существует визовый режим. Гостей с российской стороны немного, но время от времени охотники и рыбаки заезжают. Убрав формальные процедуры и организовав нормальный переход, вполне можно зарабатывать на туризме.

Начало платной дороги

Начало платной дорогиНачало платной дороги
Начало платной дороги
Начало платной дороги

Дороги в город, где проживает примерно половина населения страны (более 1 млн человек), платные, двухполосные, какое-либо освещение отсутствует, нет ограждений у обочины, а за ней начинается крутой откос. Даже не хочется думать, что будет, случись улететь с трассы. Сама дорога без ям, но вот движение ужасает. Еще в Улан-Удэ мы обратили внимание, что попали в Азию: наплевательское отношение к соседям по потоку, неумение пользоваться поворотниками и т.п. Однако монгольские обычаи повергли в шок — ночью на дороге, где такая тьма, что звездное небо видно как на ладони, большая часть водителей пользуется исключительно дальним светом. Алгоритм, правда, разный: кто-то начинает мигать при приближении, другие включают его при сближении вплотную, третьи не выключают вовсе. С какой целью это делают водители — загадка. Гид объяснил это эгоизмом...

DSC_5345

DSC_5345

В итоге ехать, мягко говоря, неудобно. Несмотря на буддийскую и христианскую заповедь, не желать ближнему своему зла, водители то и дело крепко выражались. Что удивительно, по пути мы не видели ни одного ДТП. К ночи температура упала до —11, поток теплого воздуха от печки направлен в стекло, но в ноги продолжает жарить не меньше даже на первой скорости вентилятора. Заводской инженер говорит, что так и задумано. Покупатели жаловались, что при распределении потока в стекло у водителя мерзли ноги, хотя регулировка потока или/или существует штатно.

Въехав ночью в столицу Монголии, появилось стойкое ощущение, что попали в постапокалиптический город. Интенсивность движения возросла, приобретя броуновский характер, при этом дорога стала в разы хуже, остался только разбитый асфальт и жуткий смог. Дымка в городе держится от отопления монгольских юрт углем.

Улан-Батор активно строится

Улан-Батор активно строитсяУлан-Батор активно строится
Улан-Батор активно строится
Улан-Батор активно строится

Наконец прибыв на ужин, были удивлены выступлением фолк-группы «Altan Urag», написавшей саундтрек к фильму «Монгол». После двинулись в гостиницу, правда, по другой улице. С этой стороны Улан-Батор уже напоминал если не европейский, то крупный восточный город. Неоновые вывески, многоэтажные гостиницы, молодежь на улицах.

Ну а что Niva? Пока держится. Я спрашивал у инженера — говорит, что нет ни запасного бензонасоса, ни генератора... Пока поймали только камень в левую часть ветрового стекла, поползла трещина.

День второй: пустыня

Дальнейший путь в кемпинг из столицы пролегал исключительно по бездорожью. Многие считают, что пустыня Гоби — это обязательно пески, барханы, дюны. На самом деле степь в Монголии с очень разнообразным покрытием: камни, пыль, земля, встречается и песок, но его немного. Рельеф — от равнинного до крутых перекатов.

DSC_5617

DSC_5617

В Гоби началась суровая грунтовка с кочками, ямами, уклонами и камнями, местами приходилось преодолевать препятствия буквально ползком, на первой передаче, и хотя понижающим рядом ни разу не пришлось воспользоваться, защитой чиркнули не раз. Большую часть пути держали высокую скорость, превратив пробег в импровизированное ралли, и, к счастью, у «Нивы» оказалась феноменально энергоемкая подвеска, просто пять баллов! Когда ночью мчишься по незнакомой дороге (условной дороге) под 80 км/ч и возникают ямы, внутренне сжимаешься, ожидая пробоя, а затем прыжок с трамплина, но.. ничего подобного — подвеска глотает все неровности, и идешь ходом, не сбавляя скорости. Километр прошедшего пробега можно смело засчитывать за три. И техника справилась с утомительным перегоном лучше водителей. У последних заныли шея и спина, «Ниве» несколько недостает поясничного подпора, а вот подголовник упирается слишком навязчиво.

На одном из пригорков мы прыгнули так, что показалось, оторвались колесами от земли, а от приземления распахнулся бардачок. Спустя несколько километров загорелась лампочка check engine. Невеселые мысли закрутились в голове, но невозмутимый инженер Сметанин успокоил нас: лампочка горит, значит, мотор работает, не обращайте внимания. Пока ехали, гадали, то ли датчик детонации от вибрации дурит, то ли бензин плохой — в общем, на душе скребли кошки. Но на движении индикация ошибки действительно никак не сказалась.

DSC_6286

DSC_6286

В таких условиях пробега отсутствие мощности как-то уже не мешает, главное — надежность и хорошая подвеска. Спустя несколько сот километров приехали в юрточный кемпинг, где заночевали как настоящие кочевники.

Мы ехали за ведомой машиной по проложенному треку, но, в принципе, добраться не проблема и новичку. Все направления раскатаны и хорошо видны даже ночью. Кстати, 2/3 дороги до границы проходят вдоль лишнего ориентира в виде железной дороги. Все время нашего путешествия погода была солнечная. Безоблачное небо здесь держится почти круглый год, хотя зимой может выпасть много снега.

Памятник Чингисхану виден издалека

Памятник Чингисхану виден издалекаПамятник Чингисхану виден издалека
Памятник Чингисхану виден издалека
Памятник Чингисхану виден издалека

Чем дальше в пустыню, тем дружелюбнее люди. По словам нашего монгольского проводника, во время советской власти был запрещен буддизм и любое упоминание о великом завоевателе Чингисхане. Сегодня в Монголии он национальный герой №1. Посреди пустыни местный олигарх соорудил памятник церетелевского масштаба, только он не вызывает отторжения, гармонично вписан в пустыню и не мозолит глаза. После введения понятия частной собственности большая часть недр отошла узкой группе олигархов, которые заправляют бизнесом и устанавливают порядки.

По пути к китайской границе решили посетить бывшую советскую военную базу, однако навстречу нам выехали монголы, которые не позволили проехать, мотивировали тем, что территория охраняется монгольскими вооруженными силами. Но у нас осталось подозрение, что это просто самозахват.

Военные ангары

Военные ангарыВоенные ангары
Военные ангары
Бывшие военные ангары

Заехали в военный городок. Как и каждое заброшенное поселение, он произвел удручающее впечатление. Посреди пустыни советский жилой микрорайон: самолет-постамент, плакаты, памятники воинам-победителям. Местные говорят, что при победе демократов на выборах Монголия опрометчиво постаралась избавиться от советских войск настолько быстро, что во многих квартирах на кухне остался недопитым чай…

DSC_5791

DSC_5791

Когда-то тут кипела жизнь..

Когда-то тут кипела жизнь..Когда-то тут кипела жизнь..
Когда-то тут кипела жизнь..
Когда-то тут кипела жизнь...

День третий: Шамбала

С утра выяснили причину, почему загорелся check engine. При скачках по пустыне отвернулся бачок адсорбера, и трубка вентиляции обломилась. Починили за 10 минут — суперклеем и холодной сваркой. Скинули клемму (диагностического сканера с собой нет) и поехали дальше. В этот день наш путь лежал к северным воротам Шамбалы.

Юрточный кемпинг

Юрточный кемпингЮрточный кемпинг
Юрточный кемпинг
Юрточный кемпинг

Отъехав утром, обнаружилось, что в салоне завелись «сверчки». Заметно поскрипывает панель правой двери, да и вообще появились дополнительные источники звуков как спереди, так и сзади.

По преданию, посреди пустыни находится особый энергетический центр. Конечно, и без всякой эзотерики после городской суеты в такой местности ощущаешь себя необычно, но, к сожалению, почувствовать что-то необычное мне не удалось. Хотя встречающий нас пожилой лама произвел самое приятное впечатление.

DSC_6121

DSC_6121

Едем дальше. Ближе к границе с Китаем появляется асфальт. Но, несмотря на свежее покрытие, ехать по нему с высокой скоростью невозможно. То и дело посреди дороги встречаются метровые насыпи, вынуждающие съезжать на обочину — дорога еще не сдана. Возник первый прокол. К счастью, не на «Ниве» — ведущий Pajero получил гвоздь в заднее колесо. 15 минут на замену, и  продолжаем путь к границе с Китаем.

Граница

На подъезде к границе с Китаем становится понятно, кто более важный партнер Монголии: множество иероглифов и полное отсутствие русских слов. Сам переход оборудован намного лучше, дисциплинированные служащие и толпы монголов, едущих в Китай, не оставляют сомнений — основной товарооборот здесь с Китаем.

DSC_6577

DSC_6577

За весь пробег по Монголии мы ни разу не встретили УАЗы, хотя в советские времена этот внедорожник здесь был весьма популярен. Стоило нам приблизиться к заставе, как мы обалдели от количества «козликов». Несколько десятков 469-х используется местным населением как наиболее утилитарное средство для доставки товаров. На китайской стороне машины загружают под завязку и гонят через границу. Вообще, перегруз любого автотранспорта здесь норма. Некоторые допотопные грузовики загружены товарами под завязку и еще с гаком. К сожалению, на границе фотографировать нам было строго запрещено, поэтому без иллюстраций. Тентованный УАЗ стоит на рынке около 20 тыс. $, недешево, т.к. в Монголии тоже немаленькие пошлины на подержанные авто. На остальной территории разнообразие внедорожников: Toyota Land Cruiser 70, Mitsubishi Pajero, несколько раз встречались модники на Hummer, Gelаendеwagen и т.д. Удивило внушительное количество Toyota Prius, запчасти на машину дешевые, и местные не боятся возможных проблем с гибридом. Корейский автопром представлен не менее разнообразно, чем японский. Есть и «блатные номера», за несколько тысяч долларов можно купить легко запоминающееся сочетание цифр.

Китай

КитайКитай
Китай
Китай

Вообще, Южная Корея — добрый друг Монголии. Зажиточное местное население частенько ездит отдыхать на полуостров. К Китаю отношение скорее негативное, так как те, по словам монголов, относятся к ним без уважения и ущемляют кочевников внутренней Монголии, которая де факто территория Поднебесной. Хотя в самой Монголии хватает и китайских гастарбайтеров.

Не редкость и взяточничество, в основном среди дорожной полиции и законотворцев. Последние благодаря стараниям американского Госдепа утвердили в конституции Монголии несколько законов, пролоббированных Америкой (цитирую местных).

Зарплата монгольского учителя с многолетним стажем составляет около 350$. Население Монголии увеличивается в прогрессивном порядке. Еще недавно кочевников было около 800 тыс. Сегодня уже более 3 млн, 7–10 детей в семье не редкость. Как и везде на Востоке, за счастье считается родить мальчика, хотя девочкам стараются дать лучшее образование и выдать замуж за иностранца, потому что мужчины остаются помогать родителям: пасти скот и заниматься хозяйством. Старики сетуют на современную молодежь — та не хочет вести кочевой образ жизни и меняет привычные ценности на материальный мир. А традиции у монголов достойные. За грех считается любое вмешательство в жизнь природы. Копать землю — грех, постирать вещи в реке тоже грех, рубить лес нельзя, убивать молодых животных, к примеру, ягнят, строго запрещено. Традиции Монголии — отличный пример бережного отношения к природе и окружающей среде.

Китай

КитайКитай
Китай
Китай

Организаторы нас предупредили о возможном пристальном контроле со стороны китайских пограничников. Мы приготовились к тщательному досмотру и даже к тому, что у нас будут мерить температуру тела и проводить медосмотр. Однако все прошло очень быстро, дружелюбно и цивилизованно. На китайской стороне сразу появились широкие дороги, европейские машины и магазины с современными фасадами. Экспедиция продолжается, Chevrolet Niva за неделю должна пересечь Китай и достичь восточного побережья, финишировав в Шанхае. Читайте другие заметки из «онлайн-дневника » поездки.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой! И нажмите: Ctrl + Enter

Отзывы о Chevrolet Niva (5)

Chevrolet 2012 / срок владения 1 — 3 года

Достоинства:

Проходимость.

Недостатки:

Мотор, качество сборки, качество покраски, жадные официалы.

Комментарий:

Машины 2004 года выпуска были покрашены куда качественнее, чем сейчас. Машина требует доработки с новья. Качество сборки оставляет желать лучшего.

Написать отзыв

Комментарии