РЫНОК

ВАРИАНТЫ

КУПИТЬ МАШИНУ В КАЛИНИНГРАДЕ

Говорят, это мечта тысяч россиян —

там автомобили много дешевле.

Максим КЛОЧКОВ. Фото Александра Полунина

Полезные сведения для тех, кто хотел бы это осуществить, почерпнуты из моего личного и моих знакомых опыта.

Как попасть в Калининград. Из Москвы можно поездом (отправляется с Белорусского вокзала и идет 22 часа), а можно самолетом. Из «Внуково» рейсы в 12.10 и 19.50, самолет ТУ-134 летит 1 час 50 минут, цена билета — 620 рублей. В Калининграде время сдвинуто по отношению к московскому на час назад, так что, вылетев в 12.10, приземлитесь в 13.00 местного.

Из аэропорта в город ходит «Икарус», время в пути — около 20 минут. В центре города, возле рынка, начинаются и заканчиваются почти все нужные нам автобусно-троллейбусно-трамвайные маршруты.

Гостиницы. Я жил в «Москве». Добраться до нее можно трамваем № 1 или №4. Двухместный номер с телефоном, но с ванной в коридоре — 160 рублей в сутки.

Где покупать машину. Авторынок в Борисово (от центрального рынка ходит маршрутный автобус) работает по пятницам, субботам и воскресеньям. В принципе, до вечера, но после часа торговля начинает сворачиваться. Второй авторынок находится рядом с гостиницей «Москва» на стадионе «Балтика». Есть еще два рыночка около так называемой «Старой башни» (от центра почти любым транспортом до остановки «Ромашка», это магазин такой, местные его хорошо знают).

Еще можно покупать по объявлениям в газетах «Колеса», «Авторынок», «Новые колеса», «Из рук в руки». Последняя понравилась мне больше всех.

Таможня. Автомобили бывают растаможенные «на Россию» и «на область». Последнее означает, что его нельзя поставить на учет нигде, кроме Калининградской области, а генеральную доверенность можно выписать только на прописанное в ней лицо. Стоит «местная растаможка», насколько я понял, $225 для любой легковой машины. Следовательно, если понравилась растаможенная «на область», надо проходить таможню заново (ту же, через которую ввозили первоначально) и платить по более высоким тарифам — 30% стоимости автомобиля по справочнику «Швакке». У меня это заняло полтора дня (в понедельник в 10 утра подал документы, во вторник в 14 часов получил розовую бумажку и справку для ГАИ). За БМВ-320i 1985 года в сумме выложил $2100.

ГАИ и нотариат. После «дотаможки» надо поставить штамп в ПТС (паспорте транспортного средства) о разрешении отчуждения за пределами области. Сделать это можно только в облГАИ (в центре, прямо напротив рынка). Прием документов ежедневно, кроме воскресенья и понедельника, с 8 до 12 и с 14 до 16 часов; выдача — с 12 до 13 и с 16 до 18 часов. Все можно сделать в один день. Кроме ПТС, требуется свидетельство о регистрации, ордер об уплате таможенных сборов (розовая бумажка), справка из таможни, квитанции об уплате дорожных налогов (только предъявить), квитанция об оплате перерегистрации (41 рубль), заявление (на стандартном бланке, который выдается там же), копия доверенности (если заявление подает не владелец). В довершение всего автомобиль нужно представить на осмотр. Площадка находится рядом, прием в 9 и 14 часов.

Снять-поставить машину на учет можно как в облГАИ, так и в передвижных пунктах. Их около десятка, список с адресами висит в облГАИ в окошке. Хуже с нотариусом. Их мало, к ним очереди, а по четвергам вообще не работают (говорят, один какой-то на весь город).

Документы. Выезжаем из города по Московскому проспекту, дорога ведет нас до Черняховска и далее к границе с Литвой (городок Кибартай). Вильнюс пересекаем по указателям «Minskas» — Минск, а от него на Москву едем по дороге М1. Дороги везде очень неплохие, особенно в Литве и ближе к Москве.

Для Белоруссии никаких документов, кроме российского паспорта, не требуется. Для проезда же через Литву нужны загранпаспорт и транзитная виза. Последнюю можно получить в консульстве Литвы в Калининграде (Советский проспект, 49, трамваи № 2 и 6, следующая остановка после телевышки). Документы принимают с 9.30 до 12.30 и с 14.00 до 15.30, кроме субботы и воскресенья. Очередь надо занимать часов с семи утра, тогда есть шанс получить визу в тот же день в 16 часов (реально в 16.30-17.00). Требуется заполнить анкету, предоставить одну фотографию, загранпаспорт и заплатить сбор — $25. Некоторые просачиваются в консульство без очереди, с заднего крыльца, договорившись с охраной (говорят, такая неофициальная услуга стоит долларов 15).

За 350 рублей можно получить визу в турфирме «Открытый мир», она находится прямо в гостинице «Москва». Если представить им документы до 11.30, то в 14 у вас уже будет виза, если же это сделать позже (до 14.00), получите ее к 18.30.

Что делать, если нет загранпаспорта? До недавнего времени был только один выход — договариваться с кем-то, у кого он есть, чтобы перегнал машину в Белоруссию, и там встретиться. Обычно такая услуга стоит $100 + стоимость бензина и обратного билета. При проезде через Литву поездом транзитная виза не требуется.

Теперь появилась возможность оформить так называемое «свидетельство на возвращение», что-то вроде разового загранпаспорта. Это можно сделать в отделе МИД России в Калининграде (ул. Кирова, 17, от центра 10 минут пешком). Работают там по понедельникам, средам и пятницам с 9 до 12 и с 15 до 17, по вторникам и четвергам — с 9 до 12. Оформление занимает примерно час. Требуется иметь при себе гражданский паспорт, документы на машину (справка-счет или генеральная доверенность) и три фотографии. Свидетельство на возвращение можно оформить также близким родственникам либо указать, что следующий с тобой человек является водителем — тогда потребуются его водительские права. С таким свидетельством можно обращаться в консульство Литвы за визой, как с обычным загранпаспортом.

Въезд в Литву. Транзитная виза действует 10 дней, из них два дня можно находиться в Литве. В очереди на границе я стоял около 40 минут (для грузовиков она отдельная). В Литву нельзя ввозить больше одной бутылки спиртного и более 20 литров бензина сверх того, что в баке. У меня было 40 литров в двух канистрах, и я просто дал одну из них тому, кто стоял за мной в очереди, а он мне — лишнюю бутылку водки. Так мы оба вписались в норматив. После прохождения КПП каждый забрал свое…

Литовские пограничники требуют загранпаспорт с визой, документы на машину, талон техосмотра, «права», страховку (оформляется на российской стороне, стоит 25 рублей, включает в себя «медицину» и гражданскую ответственность). Если проходить границу с транзитными номерами, то надо заплатить какую-то небольшую сумму. Какую? Точно не знаю — у меня номер обычный, «39″.

Выезд из Литвы и въезд в Белоруссию и Россию. Здесь очередь «растянулась» на восемь с половиной часов. На выезде из Литвы никаких проблем, а при въезде в Белоруссию каждая машина очень тщательно досматривается и данные на нее заносят в компьютер. Это длится долго.

Грузовикам еще хуже — очередь более чем на сутки. На границе есть заправка, платная стоянка, торговый центр с обменным пунктом. Для въезда в Белоруссию нужны только гражданский или загранпаспорт и документы на машину.

При выезде из Белоруссии и въезде в Россию требуют заплатить $2 за проезд по Минскому шоссе. Очередь для легковых машин минут на 15. У грузовиков досматривают груз, а это, как всегда, канитель.

Цены в Калининграде. Они сравнительно невысоки. «95-й» бензин — 1,7-1,8 рубля, «92-й» — около 1 руб. 60 коп. Мясо в два-три раза дешевле, чем в Москве, хлеб дешевле процентов на 30. Проезд в автобусе, троллейбусе и трамвае — 80 коп., на маршрутном такси — 1 рубль, за 20 рублей на такси можно проехать через весь город. Покрышки — примерно 220-260 рублей за штуку. Одно замечание. В Калининграде очень сложно найти канистры для бензина. После долгих поисков я купил две на рынке в Борисово: одну за 40 рублей, а вторую, алюминиевую, за 60.

В Калининграде принято пропускать пешеходов. За этим строго следят. Я заплатил минимальный оклад за проезд пешеходного перехода на желтый. Мигание фарами имеет значение, прямо противоположное нашему, а именно — «проезжай!». Много трамвайных путей, встречаются узкие улочки, причем сужение может застать врасплох: только что было два ряда — и вдруг один!

Город устроен очень просто: несколько радиальных направлений сходятся на центральной площади, наискосок весь город пересекает река, мостов через нее, по-моему, всего два — один понтонный и один разводной, который при мне не разводили.

Удачи!

На этих машинах хорошо знакомый в России код — «39″ (Калининградская область).

В городе преобладают иномарки — и это понятно.