Истинные арийцы: BMW семейства KR и KS

Мотоциклы семейства KR и KS по сей день привлекают внимание. Дело даже не в нетипичной внешности, а в более чем оригинальной конструкции: длинная база, внушительная мощность, рычажная передняя подвеска, карданный привод, обилие электроники – таким видели конструкторы компании спортивный мотоцикл.

ИСТОРИЯ. Появление K 1200 R в производственной программе концерна BMW в 2005 году, мягко говоря, не осталось незамеченным. И дело не только в мощности 1157-кубового мотора (хотя 163 л.с. для серийного «раздетого» мотоцикла – очень серьезный показатель) и конструктивных особенностях аппарата. Нетипичный (хотя с уже привычной к тому моменту BMW-шной асимметрией «лица») дизайн нового «нейкеда» сразу разделил публику на два лагеря – восторгавшихся агрессивным, по-настоящему «злым» обликом KR'а, и тех, кто счел результат экзерсисов дизайнеров BMW как минимум непонятным или даже уродливым. Но внешность нового аппарата действительно мало кого оставила равнодушным.

Тем не менее специфический дизайн был в первую очередь символом того, что K 1200 R заметно отличается от всех прочих своих двухколесных собратьев. Силовой агрегат KR'а – привычная рядная «четверка», но расположенная с наклоном 55 градусов вперед, чтобы понизить центр тяжести и загрузить переднюю ось. Передача крутящего момента на заднее колесо осуществляется карданным валом, задняя подвеска – вариация хорошо известного Paralever'а. А вот впереди у KR – параллелограммная вилка Duolever. Она не только оригинально выглядит, но и позволяет понизить центр тяжести мотоцикла и при этом делает поведение мотоцикла на дороге очень четким. Придуманная английским инженером команды Макларен еще в 1973 году, эта подвеска впервые появилась в серии лишь на BMW модели К и прекрасно себя зарекомендовала. И передняя, и задняя подвески – регулируемые, причем, опционально доступна система ESA (Electronic Suspension Adjustment), позволяющая с помощью расположенного на руле переключателя выбрать требуемые настройки. Мотоцикл оснащен не только ставшей уже обязательной системой ABS, но и противобуксовочной системой ASC (появившейся на мотоциклах в конце 2006 года).

Одновременно с K 1200 R публике была представлена и «одетая» версия – K 1200 S, позиционировавшийся на тот момент (ни о каком S 1000 RR тогда еще не шло и речи) как спортивный мотоцикл. Несмотря на идентичную «раздетому» собрату начинку, внешне капотированная S-версия выглядит менее экстравагантно. Тем не менее конструктивно она ничем не отличается от высокотехнологичного K 1200 R.

В октябре 2006 года было начато производство K 1200 R Sport – версии, представляющей собой K 1200 R с полуобтекателем. Мотоцикл был ориентирован на тех покупателей, кому не нравилась «цельнопластмассовость» облика K 1200 S, но при этом хотелось получить нормальную ветрозащиту, сохранив прямую посадку KR'а.

Осенью 2008 года BMW представила публике преемников 1200-кубовых моделей K-серии – K 1300 R и K 1300 S («Мото» № 08-2009). Рабочий объем двигателя нового «нейкеда» вырос до 1293 куб. см., показатели максимальных мощности и момента также заметно возросли – 173 л.с. и 140 Нм, соответственно.

2005. В начале 2005 года новая линейка мотоциклов BMW серии К 1200 появилась в дилерских салонах. Специфическая внешность и высокотехнологичная «начинка» сделали эти аппараты притягательными даже для тех, кто ранее и не задумывался о немецких мотоциклах.

BMW K 1200 R: нейкед, 2005–2008, 1157 см³, 163 л.с., 420 000–640 000 руб.
BMW K 1200 S: спорт, 2005–2008, 1157 см³, 163 л.с., 400 000–600 000 руб.

2007.В конце 2006 года публике была представлена модель 2007 года, являющаяся по сути K 1200 R с полуобтекателем. Мотоцикл ориентирован на тех, кому не нравилось обилие пластиковых обтекателей K 1200 S, но при этом хотелось получить нормальную ветрозащиту, сохранив прямую посадку KR'а.

BMW K 1200 R Sport: нейкед, 2006–2008, 1157 см³, 163 л.с., 500 000–650 000 руб.

2009.Осенью 2008 года BMW объявило о появлении преемника у серии K 1200. Новые мотоциклы получили двигатель большего объема и ряд улучшений ходовой части и трансмиссии, а также полностью избавились от «детских болезней».

BMW K 1300 R: нейкед, 2009–2011, 1293 см³, 173 л.с., 650 000–1 030 000 руб.
BMW K 1300 S: спорт, 2009–2011, 1293 см³, 175 л.с., 620 000–985 000 руб.

ЗАЧЕМ? Подходить с исключительно логическими мерками к мотоциклу подобному K 1200/1300 R – занятие неблагодарное. Да, можно, конечно, объяснить даже самому себе, что бешеная динамика в сочетании с совершенными технологиями и кучей электроники подразумевает великолепную активную безопасность, что KR отличается удачным сочетанием стабильности и управляемости, что мотоцикл универсален и позволяет использовать его и в качестве ежедневного транспорта, и выбираться на трек, и ездить в длительные асфальтовые путешествия. Конечно, это так, но… все равно при выборе мотоцикла подобного KR преобладать будет иррациональное «хочу», подпитываемое мощным самцовым желанием доминирования. И этот харизматичный muscle-bike в полной мере способен удовлетворить подобные желания.

K 1200/1300 S – другой. Облик этого мотоцикла не настолько сильно дистанцирует аппарат от остальных двухколесных, несмотря на такую же, как у KR, специфическую высокотехнологичную «начинку». KS – это и спорт (тот, который «физкультура, фитнес и здоровый образ жизни», а не «высокие спортивные достижения»), и туризм, и, конечно, транспорт на каждый день. При всем при этом он остается великолепным генератором адреналина, и хотя рациональности в нем заметно больше, чем в KR, развитые пластиковые облицовки не могут полностью скрыть истинную сущность этого мачо-байка.

ГДЕ ИСКАТЬ? Мотоциклы 1300-й серии производятся и по сей день, поэтому у официальных дилеров можно отыскать новые аппараты и предыдущего года выпуска. Кроме того, известные обходительным отношением к своим клиентам, дилеры BMW активно работают по программе trade-in.

Помимо официально проданных в России мотоциклов, на рынке хватает и техники, ввезенной «серыми» импортерами и частными лицами. Единственная сложность, которая может с ними возникнуть, – «непрозрачность» истории и сложность проверки на предмет прохождения мотоциклом отзывных или сервисных кампаний. Поэтому настоятельно рекомендуем подобные мотоциклы проверять с пристрастием у официального дилера.

ТЮНИНГ. В базе эти мотоциклы оснащены на зависть многим, а если учесть, что в российских салонах продаются преимущественно топовые комплектации с максимальным набором опций, то на первый взгляд нечего и желать. ABS, трэкшн-контроль, квик-шифтер, система контроля давления в шинах RDC, подогрев ручек руля, багажная площадка, светодиодные поворотники – солидный набор. Тем не менее официальный каталог предлагает огромный выбор компонентов для мотоциклов KR- и KS-серий – начиная от сумок на бак, большего размера ветровых стекол, светодиодных поворотников и заканчивая комплектами, позволяющими «разозлить» и без того довольно бодрый аппарат. Не отстают и такие производители как AC Schnitzer, Wunderlich и Touratech (последний ориентирован в большей степени на внедорожный тюнинг).

Наиболее популярный шаг после покупки мотоцикла – установка на него как минимум прямоточного глушителя, а как максимум – полной выпускной системы. Замена только «конца» на титановый или карбоновый Akrapovic выльется в 67 428 рублей; Laser обойдется чуть дешевле – 45 250.

Второй по популярности апгрейд мотоцикла после покупки – оснащение его багажными системами. Комплект боковых кофров обойдется в 28 980 руб., 19-литровая сумка на хвост – в 7736 руб.

Предлагает BMW и мотоциклетный навигатор: 34 890 руб. за сам девайс и 3921 руб. за его кронштейн. «Небрендированная» навигация – Garmin Zumo либо Go-серия от Tomtom – обойдется в 1,5–2 раза дешевле.

Предлагаемая дилерами карбоновая и защита крышки сцепления – элемент не только декоративный, но и функциональный, существенно повышающий шансы продолжить движением своим ходом после легкой «скользячки». Не стоит забывать и о традиционных слайдерах или дугах – они также помогут существенно минимизировать последствия «крэша». Помимо слайдеров в раму не лишним будет установить слайдеры в ось переднего колеса, а также на заднюю подвеску.

Гурманы могут заказать более жесткий рычаг реактивной тяги (10 700 руб.) – по заверениям производителя, это позволит добиться лучшей управляемости. Доступна также спортивная приборная панель 2D с лэп-таймером – для тех, кто всерьез вознамерился поселить свой BMW на треке, либо просто хочет выглядеть быстрым. Пригодится на треке и комплект регулируемых водительских подножек (27 147 руб.).

Помимо функциональных модификаций можно заняться и внешним видом мотоцикла. Каталоги предлагают большой выбор карбоновых элементов, светодиодную оптику, зеркала иной формы и многое другое.

ЦЕНЫ. Цены на K 1200 R и K 1200 S 2005–2007 годов выпуска находятся в диапазоне от 400 до 600 тыс. рублей. За эту сумму можно найти как мотоцикл, проданный через официальную дилерскую сеть, так и ввезенный из Европы или США.

Диапазон цен на 1300-е – примерно от 700 тыс. рублей за машины 2009 модельного года до миллиона с небольшим за новые мотоциклы в салонах дилеров BMW.

ВЫБОР. Из случающихся неприятностей на мотоциклах K-серии с объемом двигателя 1200 см³ – проблемы со 2-й и 5-й передачами КП. Проблема известная, но не столь распространенная – она встречается примерно у 5% мотоциклов и проявляется, в основном, при пробегах до 20 000 км.

Кроме того, встречались дефекты редукторов на мотоциклах по 2006 г.в. В принципе, они достаточно легко ремонтируются, если обнаружить неисправность (гул редуктора) на начальной стадии.

На мотоциклах 2006 и 2007 годов в. возникали проблемы с антенной иммобилайзера (у BMW эта деталь называется Ring Antenna). По VIN-номеру любой дилер сообщит, нужно ли ее менять, либо эта процедура уже проделана (за исключением «неофициальных» аппаратов – по ним придется делать запрос в представительство).

В сентябре 2006 года мотоциклы получили новую систему ABS. Она стала более легкой, точной, улучшилась обратная связь на рычагах. При этом система перестала потреблять большой ток, так как из нее убрали сервоусилитель. Тогда же появилась и первая серийная ASC. В 2007 году был изменен привод сцепления – рычаг стал легче (но визуальных отличий нет).

На K 1300 R и S производства первых месяцев 2009 года переставали работать кнопки новых пультов (с управлением поворотниками на левом пульте). Дефект исправляли в ходе отзывной кампании. Сегодня такой проблемы нет.

У мотоциклов серии K 1300 изменен не только мотор и внешний вид. Поменялась система электронной подвески, стало возможным регулировать не преднатяг, а непосредственно жесткость упругого элемента. Это позволяет сохранять геометрию подвески при дополнительных нагрузках на мотоцикл как в статике, так и во время прохождения неровностей дороги. Помимо этого, был изменен профиль задней резины (с 50 на 55), что серьезно улучшило «отзывчивость» аппарата.

Также на мотоциклах серии K 1300 установлен новый карданный вал с внутренними подшипниками и фрикционным демфером крутильных колебаний, пришедшим на замену старому доброму резиновому демпферу, с трудом переваривавшему колоссальный крутящий момент новых двигателей.

Постоянные обновления программного обеспечения блоков управления мотоциклов позволили значительно улучшить стабильность работы мотора и его отзывчивость по сравнению с первоначальной версией. Мотоциклы с мотором 1200 см³ к концу периода выпуска получили новые прошивки, значительно улучшившие отклик на поворот ручки газа. Но дилер обновляет прошивку только при замене блока в случае сервисной акции (если это необходимо), либо по просьбе владельца (за отдельную плату). Кстати, обновленные прошивки блока потребления (ZFE) позволили повысить срок работы АКБ (до разряда) во время стоянки.

В итоге, даже мотоциклы K 1200 S/R первых годов выпуска сегодня являются достойным выбором, и если они были избавлены от болячек детского возраста, прослужат новому владельцу долго и счастливо. Но наиболее интересны экземпляры, выпущенные с сентября 2006 года.

Специфический облик KR'а с асимметричной головной оптикой мало кого оставляет равнодушным.
Силовой агрегат KR и KS – рядная «четверка», расположенная с сильным наклоном (55 градусов) вперед, что позволило понизить центр тяжести и загрузить переднюю ось.
Впереди на KR и KS установлена подвеска Duolever – параллелограммная вилка с одним амортизатором.
Передача крутящего момента на заднее колесо осуществляется карданным валом, задняя подвеска – вариация на тему хорошо известного БМВ'шного Paralever'а.
ABS на мотоциклах BMW давно уже стала фактически обязательным элементом активной безопасности.
Карбоновый или титановый «конец» Akrapovic – наиболее востребованный элемент тюнинга.
Квик-шифтер, встречающийся на большей части KR и KS, удобен не только на треке, но и в городском режиме эксплуатации.
Для установки на KR или KS мотоциклетного навигатора BMW Motorrad Navigator предусмотрен БМВ'шный же кронштейн.

Конкуренты K 1200/1300 S

Honda CBR1100XX Super Blackbird: 1997–2007, 150–500 тыс. руб.
Kawasaki 1400GTR: 2008–2011, 450–950 тыс. руб.
Kawasaki ZZR-1400: 2006–2011, 350–650 тыс. руб.
Suzuki GSX1300R Hayabusa: 1999–2011, 200–750 тыс. руб.
Yamaha FJR1300: 2000–2011, 250–780 тыс. руб.

Конкуренты K 1200/1300 R

Honda X-Eleven: 1999–2002, 150–300 тыс. руб.
Suzuki GSX1300BK B-King: 2008–2010, 400–600 тыс. руб.

Ориентировочная стоимость запчастей BMW K 1200/1300R/S*

Наименование Оригинальные запчасти, руб. Неоригинальные запчасти, руб.
Масляный фильтр 698
Воздушный фильтр 905
Тормозные колодки передние 2683
Тормозные колодки задние 2360
Слайдеры рамы Wunderlich 3950
Дуги Wunderlich 7850
Слайдеры оси переднего колеса 2550
Слайдеры кардана 2250
*Все перечисленные запчасти имеются в наличии.

Мотоциклы для съемок предоставлены салоном «Авилон».

Подпишитесь на «За рулем» в