Контракт – что дышло?

Будет ли тот или иной гонщик выступать в Формуле 1 - от наличия контракта это не зависит. Что в очередной раз доказывают Виталий Петров, Кими Райкконен и команда Lotus F1 Team…
В недавно завершившемся чемпионате мира Формулы 1 россиянин Виталий Петров занял 10 место

30 ноября Международная автомобильная федерация опубликовала список участников следующего чемпионата мира Формулы 1. Как обычно и случается, ничего сенсационного в этом списке не имелось – но один парадокс был налицо. Среди гонщиков команды Lotus F1 Team (в этом сезоне известной как Lotus GP, а еще раньше – как Renault) не было россиянина Виталия Петрова – у которого вроде бы есть контракт с этой командой. Зато был финн Кими Райкконен, который еще недели за полторы до этого вроде бы обсуждал контракт совсем с другим коллективом – Williams… Вопрос возникает сам собой: зачем нужны многостраничные документы и толпы юристов, если контракт сам по себе, а место призового пилота – само по себе?

Кими Райкконен выиграл чемпионат мира в 2007 году за Ferrari, а последние два года провел в чемпионате мира по ралли

С финским экс-чемпионом мира все просто. Команде нужен лидер – если не топ-пилот, то один из очевидных претендентов на это неофициальное звание. Такую роль в Lotus F1 Team удачно играл поляк Роберт Кубица – неудивительно, что менеджмент команды стремится повторить приятный опыт.

В идеале с самим поляком – но пару недель назад выяснилось, что восстановление Кубицы после раллийной аварии протекает слишком медленно: его участие в гонках следующего года под вопросом, а к началу сезона он точно не наберет необходимую форму. Райкконен был юридически свободен, а его двухлетнее отсутствие в Формуле 1 теоретически позволяло команде сбить цену в процессе переговоров. Одним словом, контакты между Кими и Lotus напрашивались. Можно сомневаться в том, что Райкконен быстро восстановит форму или в его лидерских способностях, но кого еще могла привлечь команда на такую роль – Рубенса Баррикелло?

Жерар Лопес (справа), владелец Lotus F1 Team, по слухам, сыграл решающую роль в приглашении Кими Райкконена

Непосредственное руководство Lotus F1 Team, как известно, осуществляет Эрик Буйе. Но по слухам, решение заключить контракт с Райкконеном принял не он, а владелец команды Жерар Лопес. Сам Буйе, как поговаривают, хотел бы видеть в команде Виталия Петрова и собственного подопечного Ромэна Гросжана (выигравшего в этом году чемпионат Grand Prix 2). Впрочем, как претенденты на оставшееся единое место упоминаются и отъездивший вторую половину сезона бразилец Бруно Сенна, и рискующий потерять место в Force India немец Адриан Сутиль, и даже активно отбивающийся от этой чести и вроде бы не собирающийся покидать свою нынешнюю команду финн Хейки Ковалайнен.

Руководитель команды Эрик Буйе (в центре) успел пообещать публике, что если Кубица не успеет выздороветь к старту сезона-2012, поляка заменит Ромэн Гросжан (справа)

Важный нюанс в том, что у Петрова контракт с Lotus F1 Team есть, а у всех его конкурентов – нет. В теории это значит, что россиянин как минимум на год может быть спокоен за свое будущее в Формуле 1. На практике, как обмолвилась менеджер гонщика Оксана Косаченко, в контракте есть некие условия, которые не были выполнены по ходу только что закончившегося сезона. Речь может идти о результатах – но сложно представить, какие конкретные цифры могут не совпасть с требованиями команды.

Типичный метод оценки выступлений второго пилота – сравнение с первым по количеству набранных очков; говорят, самый первый контракт Петрова предусматривал продление при условии, что россиянин наберет не меньше 25 % очков от набранных Кубицей. С этой точки зрения у россиянина все должно быть в порядке: он набрал больше очков (37), чем два гонщика, выступавшие за рулем другой машины команды, вместе взятые (34 и 2). При этом Петров набрал на десять очков больше, чем в 2010 году, и в общем зачете оказался на три позиции выше.

Бразилец Бруно Сенна (слева) нечасто был быстрее Петрова, но говорят, может переплюнуть россиянина по количеству и щедрости спонсоров

Второй напрашивающийся вариант ответа – проблемы с деньгами. Спонсорский взнос нередко перечисляется на счет команды по частям в течение всего сезона – и время от времени тот или иной спонсор вдруг «забывает» о своих обязательствах. В сентябре о прекращении поддержки Петрова объявил Московский межреспубликанский винодельческий завод (рекламировавший с помощью пилота водку «Флагман»). Официальной причиной стала низкая эффективность рекламной кампании – но в то же время известно, что завод испытывал в этом году финансовые затруднения. Поэтому можно предположить, к примеру, что из-за этих проблем до команды дошло меньше «водочных» денег, чем предусматривалось контрактом.

Команда Lotus GP начала сезон двумя подиумами, но потом результаты ее пилотов стали неумолимо падать...

Косвенным доказательством решающей роли денег можно счесть и тот факт, что судьба Петрова должна решиться в ходе переговоров, которые идут в настоящее время. Если все упирается в набранные пилотом очки – чемпионат закончен, его результаты не изменятся, команда может принимать решение без долгих обсуждений. Если же речь идет о размерах и сроках выплаты долгов или новых спонсорских взносов – торговаться и утрясать конкретные даты можно неделями. Опять же, можно предположить, что вопрос денег стал для с Lotus F1 Team особенно важен после появления Райкконена, который вряд ли будет гоняться за копейки…

Так или иначе, ключевой датой для российских болельщиков является 10 декабря – как говорят участники переговоров, в этот день станет окончательно ясно, останется ли Виталий Петров в своей прежней команде. Для всех остальных такой датой станет скорее 18 марта – в этот день Кими Райкконен впервые выйдет на старт гонки Формулы 1 после двухлетнего перерыва.

Кими не сидел в Формуле 1 два года - а до первой гонки сможет провести за рулем новой машины всего шесть тестовых дней

Подпишитесь на «За рулем» в